«Скорая» просит помощи
Ничего похожего на этот громкий бандитский налет, произошедший в Самаре 9 августа 2002 года, ни разу не происходило на памяти даже самых опытных ветеранов областного уголовного розыска. Да, в городе не раз бывали случаи, когда грабили известных бизнесменов или офисы солидных коммерческих фирм. Случалось, что жертвами нападения становились и инкассаторы, перевозившие крупные суммы денег. Но при этом никогда в качестве объекта для ограбления преступники не выбирали столь крупное медицинское учреждение, а тем более - головную станцию «скорой помощи», что находится около больницы Пирогова…
В то роковое августовское утро за зарплатой в банк отправились кассир-бухгалтер станции Нина Елисеева и водитель Игорь Глазатов. Обратно на улицу Больничную они вернулись, когда стрелки на циферблате приближались к десяти часам. В момент их появления в административном здании станции Елисеева шла впереди, а Глазатов следовал за ней, держа в руках сумку с деньгами, в которой в тот момент находилось без малого два с половиной миллиона рублей.
Именно в этот момент и произошло неожиданное. Когда приехавшие поравнялись с двумя мужчинами в рабочих халатах, которые до этого вроде бы осматривали в коридоре батареи центрального отопления, один из «сантехников» вдруг выхватил из кармана пистолет, направил его на Глазатова, а второй рукой вцепился в сумку с деньгами. К чести водителя, в этой ситуации он не растерялся и ударил нападавшего по руке, чтобы отбить свою ценную ношу. Однако в ту же секунду в дело вмешался второй «сантехник», который из своего пистолета дважды выстрелил в Глазатова. Первая пуля навылет пробила ему шею, а вторая угодила в лицо и раздробила челюстную кость вместе с зубами. Обливаясь кровью, водитель рухнул на пол, а налетчики, подхватив сумку с деньгами, выскочили во двор станции.
Тут наконец-то пришла в себя и бухгалтер Елисеева, на глазах у которой и случилось это неожиданное нападение. Он выбежала на улицу следом за преступниками и подняла крик. В этот момент ближе всех к грабителям, уже подбегавшим к воротам станции «скорой помощи», находился слесарь Андрей Коровченко. Противостояние с вооруженными бандитами для него было не в новинку, поскольку в свое время он проходил военную службу в Афганистане и с автоматом в руках преодолел десятки километров по горным тропам, спеша на выручку своим товарищам. Вот и в этот раз, услышав крик женщины, Коровченко не раздумывал ни единого мгновения. Он за несколько секунд сумел догнать налетчика, державшего в руках сумку с купюрами, и выверенным приемом уложил его на землю.
Однако в пылу схватки бывший «афганец» не заметил, что в тот момент позади него находился второй грабитель. А пока отчаянный слесарь заламывал руку поверженному противнику, преступник успел подскочить к месту схватки и в упор два раза выстрелил в голову Коровченко. И бывший солдат, много лет назад вышедший живым из-под пуль афганских моджахедов, после бандитского налета умер по пути в больницу. Зато Игоря Глазатова врачи больницы Пирогова сумели спасти. Водитель перенес несколько операций на черепе, и уже вскоре даже смог давать показания следователю, а затем – и в судебном заседании.
Забегая вперёд, нужно сказать, что впоследствии на месте геройской гибели Андрея Коровченко на средства сотрудников станции «скорой помощи» была установлена мемориальная доска, рассказывающая о подвиге бывшего «афганца» (рис. 1, 2).
А сразу после этого вооруженного нападения по городу была объявлена операция «Перехват». Ее проведение во многом облегчалось тем, что некоторые свидетели сумели заметить марку и даже некоторые цифры номера автомобиля, на котором захватившие богатую добычу преступники отъехали от больницы Пирогова. В результате уже в середине того же дня на улице Ново-Садовой у ДК «Современник» работники ГАИ задержали автомашину ВАЗ-21103, которой управлял житель поселка Управленческий Тимур Абызов.
Тут же выяснилось, что именно на этой «тачке» преступники, ограбившие медиков, скрылись с места происшествия. А несколькими часами позже по подозрению в участии в том же самом налете в одном из баров Красноглинского района был задержан студент Поволжской академии бизнеса 20-летний Сергей Попов. Против него у милиции и без того была масса улик, но одна из них сразу же перевесила все остальные. В «дипломате», который за 20 минут до своего ареста Попов передал на хранение бармену, оперативники обнаружили более полумиллиона рублей. Вразумительно объяснить их происхождение в момент своего ареста владелец «дипломата» так и не смог.
На другой день силами уголовного розыска был задержан еще один участник громкого ограбления – трижды судимый и нигде не работающий 32-летний житель поселка Управленческий Дмитрий Майоров. Как потом оказалось, после налета ему из общей добычи досталось 850 тысяч рублей. А вот чтобы найти и арестовать третьего фигуранта этого уголовного дела, самарским правоохранителям понадобилось более месяца.
Но в конце концов и этот подозреваемый тоже был задержан. Им оказался сосед и давний знакомый Майорова, ранее судимый за хулиганство, нигде не работающий 24-летний Михаил Свиридов. Именно этот молодой человек, как в дальнейшем было выяснено в ходе следствия, и оказался инициатором и главным исполнителем разбойного нападения на кассира «скорой». Неудивительно, что после налета он по праву «пахана» забрал себе большую часть награбленного – 1 миллион 100 тысяч рублей. К моменту ареста Свиридов успел израсходовать лишь некоторую часть этой немалой суммы…
В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что задержанный самым первым водитель автомашины ВАЗ-21103 Тимур Абызов к скандальному ограблению непричастен, поскольку он всего лишь подвез преступников из поселка Управленческий на улицу Больничную, не зная при этом, что они собираются идти на «гоп-стоп». А вот Свиридов, Майоров и Попов в течение года после налета поочередно оказались сначала в камере СИЗО, а потом - на скамье подсудимых Самарского областного суда. Здесь–то и были озвучены все прочие подробности этого громкого преступления.
Как оказалось, подготовку к налету на стацию «скорой помощи» преступники начали примерно за две недели до 9 августа. У неустановленного следствием лица они купили газовый пистолет ИЖ-79, переделанный для боевой стрельбы, а к нему - пять патронов. Чуть позже к этому криминальному арсеналу добавился пневматический пистолет МР-654К, которым злоумышленники рассчитывали при случае лишь попугать кассиров, если они вдруг вздумают заартачиться. Именно им впоследствии вооружился Майоров, который, как мы уже знаем, в то роковое утро первым попытался вырвать сумку с деньгами у водителя «скорой». А Свиридов взял себе переделанный ИЖ-79, из которого он стрелял сначала в Глазатова, а потом в Коровченко.
Но это было уже потом. А перед ограблением злоумышленникам нужно было узнать точную дату начала выдачи денег на станции «скорой», что пообещал сделать Свиридов. И уже вскоре он сообщил подельникам: завтра медикам пообещали выдать зарплату. Это известие стало для преступников сигналом о «полной боевой готовности»…
Отвезти приятелей на улицу Больничную заговорщики попросили уже упоминавшегося выше Тимура Абызова, которого хорошо знали все трое, а с Поповым он к тому же еще и учился в одной школе. Автовладелец остановил свою машину неподалеку от больницы Пирогова. При этом Попов остался в салоне, а Свиридов и Майоров вышли, попросив, чтобы Тимур их подождал примерно 20-30 минут. Уже потом, в зале суда, Попов пояснял, что он и понятия не имел о подлинной цели приезда своих друзей на улицу Больничную. Якобы он сел вместе с ними в машину Абызова, чтобы заехать на соседнюю улицу по каким-то своим делам. Но вот почему он не занимался этими делами в те полчаса, пока отсутствовали Свиридов и Майоров, студент Поволжской академии бизнеса впоследствии объяснить суду так и не смог.
Когда владелец машины и его приятель наконец-то дождались Майорова и Свиридова, Абызову, по его словам, показалось, что они были «слегка возбуждены». Впрочем, он не придал этому факту особого значения, а поехал туда, куда они попросили - на волжскую набережную в районе улицы Осипенко, к монументу «Ладья». Здесь все трое пассажиров вышли, несколько минут о чем-то шептались, а потом все разошлись, сказав, что дальше они доберутся сами. Абызов же поехал домой в поселок Управленческий, но по пути, как мы уже знаем, был задержан милицейским патрулем.
Затем по этому скандальному уголовному делу состоялось два судебных процесса – с интервалом около года. На первом из них судья Ринат Ахмедшин признал виновными в вооруженном разбое и умышленном убийстве лишь Свиридова и Майорова, и приговорил первого из них к 19 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а второго – к 13 годам в колонии особого режима. Их дружку Сергею Попову тогда удалось отвертеться от тяжкой статьи обвинения: он был признан виновным «всего лишь» в получении имущества, добытого заведомо преступным путем, и за это приговорен к одному году и одному месяцу лишения свободы. И поскольку к моменту вынесения приговора Попов уже отсидел этот срок в СИЗО, его отпустили из-под стражи прямо в зале суда.
Областной прокуратурой этот приговор был обжалован как необоснованно мягкий, и в итоге через 10 месяцев по делу состоялся второй судебный процесс, который теперь уже вел судья Михаил Медведев. В ходе нового рассмотрения он признал всех троих виновными в вооруженном разбое, а главаря – также и в умышленном убийстве. В итоге Михаил Свиридов получил 25 лет лишения свободы в колонии строгого режима, хотя прокурор просил для него пожизненного заключения. Дмитрий Майоров был приговорен к 12 годам, а Сергей Попов – к 9 годам лишения свободы, оба – в колонии строгого режима.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2438