Бандиты из ближнего зарубежья
В течение 2004 года в Самарском областном суде один за другим состоялись три судебных процесса, на которых рассматривались уголовные дела с очень похожей фабулой. Все подсудимые (от 4 до 7 человек), проходившие по этим делам, приехали в Россию с национальных окраин бывшего Советского Союза: Таджикистана, Узбекистана, Армении, Грузии, Азербайджана, или же российских северокавказских регионов. Все они обвинялись в бандитизме или создании организованного преступного сообщества.
Очередную «международную» банду в 2003 году сколотил 26-летний житель Армении Мхитар Минасян. Этот выходец с Кавказа впервые приехал в Самару еще в 90-х годах, и довольно долго занимался в нашем городе различными темными делишками. Одновременно в течение ряда последних лет Минасян пытался «пробить» для себя российское гражданство, однако в итоге он так и не успел его получить. Несмотря на это, чтобы ему было легче «разводить лохов», делец с юга несколько лет назад сумел фиктивно поступить в один из коммерческих юридических вузов, в результате чего он довольно скоро стал обладателем новенького диплома о высшем юридическом образовании. Однако рассказывать представителям правоохранительных органов о том, в какую сумму ему обошлись эти «корочки», приезжий из Армении впоследствии так и не захотел. Более того: во время судебного процесса на вопрос судьи о том, в каком именно институте он учился, Минасян так и не смог вспомнить название своей родной «альма матер»…
Уже потом следствие установило, что между этими важными для себя делами кавказец активно занимался созданием группы грабителей из числа откровенных отморозков, костяк которой составили жители бывших советских азиатских республик, в большинстве своем не имевшие российского гражданства и в разное время приехавшие в Самару на заработки. В их числе оказались четверо уроженцев Таджикистана: 29-летний Амиршо Писареджев, 35-летний Пайшанбе Рузадоров, 32-летний Хайдарали Ихмолшоев и 31-летний Фаридун Бодуров, а также 27-летний житель Узбекистана Рашид Икрамов. Чуть позже по странным причудам судьбы вместе с выходцами из Средней Азии в группировке Минасяна оказались также 49-летний дагестанец Магомед Алиев и даже украинец 28-летний Александр Мартынец. Двое последних, как оказалось, регулярно оказывали бандитам транспортные услуги. На своих машинах эти автовладельцы привозили бандитов на место очередной «акции», а затем вместе с добычей увозили на «блат-хату» Минасяна.
Одним из первых серьезных налетов, совершенных «интернациональной» бандой, стало нападение на кассира самарской коммерческой фирмы «Блик-М» Богатыреву, которая, как стало известно преступникам, возила деньги из своего офиса в банк безо всякой охраны. Все произошло январским днем, когда кассир на служебной машине подъехала к зданию «Элкабанка» на улице Аэродромной, вышла из нее и направилась к дверям учреждения. В это время к ней неожиданно подбежал молодой парень азиатской внешности (как оказалось впоследствии, это был Бодуров). Незнакомец резко рванул к себе сумку кассира, в которой в тот момент находилось 50 тысяч рублей. Но так как Богатырева инстинктивно потянула ношу к себе, налетчик в итоге сумел лишь оторвать от сумки ручки. Однако от рывка ее застежка все же открылась, и наружу на снег выпали две денежные упаковки по 10 тысяч рублей каждая. Бодуров же больше не стал заниматься кассиршей: он подхватил выпавшую добычу и стремглав побежал к поджидавшей его машине Мартынца, на которой бандиты и скрылись.
Через некоторое время группировка одно за другим совершила несколько разбойных нападений на самарских бизнесменов, в которых принимал личное участие и ее главарь Минасян. Так, той же зимой преступники произвели вооруженный налет на квартиру предпринимателя Хазова, где связали всех членов его семьи и забрали отсюда 200 тысяч рублей. А летом по наводке главаря его подручные долго следили за золототорговцем Швецом. Когда они наконец-то получили сведения о том, что завтра у этого предпринимателя должна быть при себе крупная денежная сумма, то Минасян решил ограбить Швеца в районе площади Кирова. На другой день, едва лишь бизнесмен приехал на площадь и вышел из своей машины, к нему подошел молодой таджик и попросил закурить. И пока Швец копался в карманах, сзади к коммерсанту подбежал Минасян и ударил его по голове рукояткой пистолета. Немногочисленные прохожие даже и не обратили внимания на то, как несколько темноволосых парней помогли сесть в кабину автомобиля его владельцу, и уже через минуту они уехали отсюда прочь с какими-то свертками в руках. А Швец, когда пришел в себя, не обнаружил в машине ни своих документов, ни барсетки с 5 тысячами долларов, ни полиэтиленового пакета, в котором лежали 250 тысяч рублей наличными…
А вот при нападении на коммерсантов своей же армянской национальности у Минасяна, как потом выяснилось, просыпались поистине звериные, кровавые наклонности. Например, в октябре того же 2003 года бандиты выследили владельца одной из самарских торговых фирм Степаняна, которого в одну из ночей они захватили около подъезда его дома и привезли на безлюдную улочку в районе набережной реки Самары. Здесь Минасян стал требовать у заложника деньги и ценности. Степанян отдал бандитам имевшуюся при нем наличность и золотые украшения – всего в общей сложности более чем на 200 тысяч рублей, но при этом категорически отказался ехать с преступниками к себе домой, чтобы они забрали еще и хранящиеся там валюту и ценные вещи. Пришедший в ярость Минасян тут же набросил на шею соплеменника обрезок провода, которым он при содействии других членов банды и задушил пленника. Труп Степаняна убийцы закопали здесь же, в придорожной канаве…
Следующей жертвой этой группировки стал частный торговец Папоян, у которого, как это записано в материалах уголовного дела, с Минасяном долгое время были дружеские отношения. Однако после встречи у себя дома нового, 2004 года, на которой присутствовал и его приятель, Минасян вдруг обнаружил, что у него из шкатулки пропало довольно много разных ювелирных изделий. Он тут же решил, что украсть их мог только Папоян. В тот же вечер подручные главаря вызвали торговца на улицу, после чего посадили в машину и привезли в поселок Шмидта за железнодорожным вокзалом. Здесь Минасян стал требовать у Папояна возвращения пропажи, а когда тот заявил, что ничего у своего приятеля не крал и даже вообще не знал об этом золоте, бандиты, в том числе и сам пахан, стали зверски избивать свою жертву руками, ногами и обрезками арматуры. Когда окровавленный Папоян потерял сознание, его добили несколькими ударами ножей в сердце и в живот. Затем преступники выволокли бездыханное тело на лед реки Самары, где облили его бензином и подожгли. Остатки трупа уже на другой день обнаружили местные жители, после чего прокуратура Железнодорожного района Самары начала расследование этого жестокого убийства. В итоге в течение ближайших двух месяцев за решеткой оказалась вся банда Минасяна, в том числе и ее главарь.
На следствии и суде Минасян так и не признал себя виновным, заявив, что все материалы дела сфальсифицированы, а бывшие подручные его оговаривают. Не изменил он своей позиции и в ходе судебных слушаний, и даже более того: во время оглашения приговора горячий кавказец набросился на своих подельников и принялся их избивать, так как именно их показания сыграли главную роль в его изобличении как главаря банды…
Федеральный судья Самарского областного суда Михаил Медведев признал всех подсудимых виновными в совершении грабежей, разбоев и двух убийств при отягчающих обстоятельствах. В итоге Мхитар Минасян был приговорен к 25 годам лишения свободы в колонии строгого режима, с отбыванием первых 10 лет в тюрьме. Прочие же подсудимые получили следующие сроки: Магомед Алиев – 7 лет лишения свободы, Хайдарали Ихмолшоев – 8 лет, Амиршо Писареджев – 12 лет, Пайшанбе Рузадоров – 16 лет, Рашид Икрамов – 15 лет, все – в колонии строгого режима. Мягче всего были наказаны Фаридун Бодуров и Александр Мартынец, у каждого из которых нашлись смягчающие вину обстоятельства. В связи с этим суд приговорил обоих к 4 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на 5 лет.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2441