Гвозди в сустав и кипяток на голову

Так пытали свои жертвы студенты-бандиты

 

Слушание этого уголовного дела в Самарском областном суде продолжалось, хотя и с перерывами, свыше трех лет. И причина здесь не только в том, что на скамью подсудимых по обвинению в бандитизме, убийстве, разбоях и ряде других тяжких преступлений правоохранителям удалось посадить сразу 13 человек, большинство из которых отказалось давать какие-либо показания в зале суда. За время этого судебного процесса произошло множество затяжек и проволочек чисто юридического характера, и все они в основном были инспирированы стороной защиты. Здесь были, в частности, и многомесячные психиатрические и другие экспертизы, и замены адвокатов, и розыск милицией кое-кого из подсудимых, которые были отпущены из СИЗО по причине истечения предельного срока содержания под стражей…

Но самое главное, чем данный уголовный процесс в 2000 году привлек к себе внимание общественности – этот тот факт, что костяк «отмороженной» банды составили… студенты, которые до этого обучались в Самарском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Самарская государственная академия транспорта).

 

Студенты-разбойники

До сих пор работники ряда самарских круглосуточных мини-магазинов вспоминают июнь 1999 года как один сплошной кошмар. Еще бы: в течение этого месяца чуть ли не каждую ночь то в одном, то в другом районе города происходили вооруженные ночные ограбления торговых точек.

Бандиты действовали по одному и тому же нехитрому методу: в 2-3 часа ночи в очередной павильон входил неприметный паренек, который внимательно осматривал помещение. Если в магазинчике все было тихо, посетитель для виду покупал что-нибудь дешевенькое и уходил, а следом за ним в торговый зал влетали несколько мордоворотов в масках, вооруженные ножами и пистолетами. Раздавая направо и налево удары, налетчики укладывали на пол продавцов и охранников, а тех, кто оказывал хотя бы малейшее сопротивление, без тени жалости били ножами и рукоятками пистолетов. От вида крови работники магазина немедленно цепенели, и тогда бандитам оставалось лишь спокойно вынести из павильона понравившиеся им товары.

Надолго запомнился этот месяц и руководству городского уголовного розыска. Хотя на ночных бандитов несколько раз устраивались засады, преступники были на удивление неуловимы. И хотя к середине лета налеты на мини-магазины вроде бы прекратились, в Самаре вплоть до самой осени кто-то периодически грабил квартиры преуспевающих бизнесменов. Преступников взяли лишь в октябре - и тут выяснилось, что и июньские налеты на торговые точки, и осенние разбойные нападения на «новых русских» - дело рук одних и тех же «джентльменов удачи».

Но еще большее изумление видавшие виды опера испытали, когда выяснилось, что большинство задержанных - студенты-железнодорожники. Более того, тут же оказалось, что почти все они приехали учиться в Самару из Бугульмы. В итоге осенью 1999 года в городской следственный изолятор один за другим отправились второкурсники СИИЖТа: 20-летние Дмитрий Воронин и Денис Каравашкин, 23-летний Валерий Кабанов, 19-летние Роман Жуков и Алексей Кудряшов. А вскоре выяснилось, что вместе с этими студентами «ночными шалостями» регулярно занимались также нигде не работающие 20-летние самарцы Руслан Миркаримов и Дмитрий Мирзоев, 19-летний Александр Седов и 34-летний Олег Бабаев. А еще пятеро самарских парней оказались вовлечены лишь, так сказать, в «одноразовые» мероприятия основной бандитской группировки. Это Виталий Селиверстов, Виталий Грязин, Андрей Зайцев, Игорь Болтов и Владимир Митрофанов. Поэтому следствие предъявило им обвинение не в бандитизме, а «всего лишь» в соучастии в разбойных нападениях.

Кроме того, необходимо сообщить о некоторых нюансах этого дела. Во-первых, упомянутый выше член преступной группировки Дмитрий Мирзоев по сей день скрывается от встречи с работниками правоохранительных органов, в связи с чем на него еще в 1999 году был объявлен всероссийский розыск. Во-вторых, в нынешнем году число подсудимых по этому делу уменьшилось на одного человека, поскольку Алексей Кудряшов весной скончался в камере СИЗО. Официальная формулировка причины его смерти – отравление неизвестным веществом, а неофициальная – передозировка наркотиков.

 

При сопротивлении убивали на месте

Как гласят материалы следствия, для своего разбойного «промысла» студенты объединились где-то в середине мая 1999 года. Примерно две недели ребята доставали маски и оружие, и в итоге к концу месяца у группы было уже два пистолета Макарова, еще один пистолет, переделанный из газового, несколько кастетов и ножей, а также пирожидкостный комплекс «Удар», на время отключающий сознание жертвы. А в качестве «блат-хаты», где вся «бригада» впоследствии делила добычу и отдыхала перед новыми «подвигами», выбрали квартиру Мирзоева в доме № 169 на улице Партизанской.

На одной из «сходок» были определены роли каждого «бойца» во время предстоящей «работы». При этом, согласно «расписанию», Воронин и Мирзоев были вооружены пистолетами и ножами. Они первыми врывались в павильон и старались тут же подавить сопротивление работников магазина, а если нужно - и «пустить кровь». У Седова и Жукова в руках находились только ножи и кастеты, но они обязаны были страховать Воронина и Мирзоева, и при необходимости «глушить» продавцов и охранников. С товарами и выручкой магазина «работали» Каравашкин, Кудряшов и Кабанов, которые складывали все ценное в мешки и вытаскивали их наружу. Что касается Миркаримова, то он должен был стоять «на стреме», и в случае опасности подать сигнал своим сообщникам.

На первое свое «дело» банда пошла в ночь на 31 мая. Объектом нападения в этот раз был выбран мини-магазин ООО «Деев», что находится на проспекте Кирова около шоколадной фабрики. Все прошло очень удачно для налетчиков: ни продавцы, ни охрана не оказали им никакого сопротивления. В ту ночь ребята взяли в этом магазине денег и товаров в общей сложности на 8430 рублей, и с похищенным благополучно скрылись.

За первую неделю июня 1999 года студенты-налетчики подобным образом ограбили еще два самарских мини-магазина. В первом забрали деньги и товар более чем на 20 тысяч рублей, во втором - только на 2 тысячи рублей. К этому моменту стало ясно, что банде нужна постоянная машина со «своим» водителем, потому что до сих пор ребята ездили на «дело» лишь на случайно нанятых «тачках» и их водители не были в курсе происходящего.

Именно в это время нашелся лихой «водила», согласившийся вместе со студентами заняться опасным, но прибыльным ночным «промыслом». Им оказался 34-летний инвалид второй группы Олег Бабаев. Уже перед первой поездкой он сразу же предупредил подельников, что его задача - доставлять «бойцов», куда они скажут, и не более того. Мол, вы грабьте, а мне лишь платите вовремя. Остальные же ваши дела меня не касаются…

С момента появления у банды машины она стала чаще выезжать «на дело», а товара в ограбленных магазинах брать больше. Росла и самоуверенность бандитов, и их жестокость. Они стали все чаще и без особого повода «пускать кровь» своим жертвам, резать их и даже убивать.

К примеру, во время налета на мини-магазин «Бриз» (улица Владимирская, 21) около него в три часа ночи случайно оказался участковый инспектор Александр Гусев. Но ему не помогла даже милицейская форма: неожиданно ворвавшись в павильон, Воронин и Мирзоев нанесли Гусеву несколько ножевых ударов в грудь, в живот и в спину. Бросив обливающегося кровью участкового на пол, бандиты хладнокровно стали выносить товары из торгового зала. Общая стоимость похищенного в тот раз превысила 13 тысяч рублей. А Гусев выжил лишь благодаря своевременной помощи медиков.

Через неделю после этого нападения та же банда ограбила мини-магазин «Продукты» (проспект Карла Маркса, 510б). Здесь поначалу все шло гладко: увидев наведенные на них пистолеты, продавцы дружно рухнули на пол. Но едва ребята принялись за товары, как из подсобного помещения выскочил охранник магазина Алексей Боров и вцепился в руку Воронина, держащую пистолет. Но подельники помогли бандиту, свалив охранника на пол несколькими ударами.

Взбешенный Воронин выхватил нож - и стал бить им Борова в грудь. Впоследствии эксперты насчитали на теле охранника не менее девяти ножевых ранений, от которых он скончался на месте. Кстати, добыча бандитов в ту ночь едва "потянула" на две тысячи рублей…

 

Из них бы получились профессиональные палачи

К концу июня студенты-разбойники пришли к мысли, что грабить мини-магазины - слишком уж невыгодное, но одновременно очень рискованное занятие. По ночам наличных денег в этих торговых точках обычно бывало немного, а ежедневно пировать при стандартном наборе товаров из «комков» (водка, коньяк, вино, сигареты, шоколадки, печенье, колбаса, консервы и так далее) грабителям быстро наскучило. Продать же из украденного так почти ничего и не удалось.

К этому времени ребята раздобыли несколько адресов квартир, где, по некоторым сведениям, их владельцы хранили немалые ценности и деньги. На общей «сходке» налетчики решили, что с «комками» пора «завязывать», а переключаться нужно на более выгодный криминальный бизнес - на квартирные разбои.

Первыми жертвами студентов стали азербайджанцы Мамедов и Эйнуллаев, торгующие на рынке «Московский» и снимавшие квартиру на улице Аминева. Банда ворвалась в их жилище в час ночи, когда Мамедов уже спал, а Эйнуллаев неосторожно открыл дверь после звонка. Обоих южан оглушили ударами по голове и связали, а затем, приведя их в чувство, стали пугать пистолетами. Мол, не скажете, где лежат ценности - умрете.

Азербайджанцы «раскололись» почти сразу, и в результате уже через несколько минут бандиты нашли потайной сейф, встроенный в мебельную стенку. Его содержимое поразило студентов: в тайнике они нашли более килограмма золотых и серебряных украшений, а также российскую и американскую валюту. Общая стоимость их добычи тогда составила без малого 240 тысяч рублей.

Окрыленные успехом, налетчики стали выбирать новый объект для нападения. В результате уже через несколько дней после визита к азербайджанцам они решили ограбить квартиру коммерсантов Федоровых на улице Ново-Садовой. «Наводку» на них дали Миркаримов и Бабаев, которые лично знали главу семьи.

Около 10 часов вечера Миркаримов позвонил в эту квартиры. Увидев в глазок знакомое лицо, хозяин без тени сомнения отворил дверь. Бандиты толпой ворвались в жилище, ударами по голове оглушили Федорова, а затем связали. После этого в комнату, где на кровати лежал бесчувственный глава семьи, за волосы втащили плачущую супругу. Под угрозой оружия у Федоровых стали требовать выдачи золота и денег.

И хозяин, и хозяйка поначалу отказывались это сделать. Тогда бандиты применили пытки: они стали надевать на голову Федорова полиэтиленовый пакет, а когда это не помогло, Воронин принес из кухни несколько больших гвоздей. На глазах у жены они вдвоем с Мирзоевым рукоятками пистолетов стали их вбивать мужчине в плечевой сустав и в бедро.

От страшной боли Федоров потерял сознание. Поняв, что с ним дальше возиться бессмысленно, преступники привели к Федоровой ее 12-летнюю дочь. К голове девочки приставили два пистолета и предупредили, что застрелят ребенка без тени сожаления, если хозяйка сейчас же не отдаст бандитам деньги и ценности. После этого Федорова сдалась. Из тайника преступники выгребли золота и серебра, а также американских долларов на 90 с лишним тысяч рублей, а затем благополучно скрылись.

Не менее жестоко студенческая банда вела себя и в других «богатеньких» самарских квартирах, которые были ограблены в период с июля по сентябрь. В одной из них налетчики принудили хозяйку выдать им ценности, бросив ее в ванну и обливая кипятком. В другом случае, ограбив одну из знакомых Митрофанова и Зайцева, разбойники в ее квартире застрелили собаку породы колли, некстати выбежавшую из соседней комнаты. А во время нападения на бизнес-леди, знакомую Бабаева, неосторожно вышедшую из своего кафе с дневной выручкой, преступники забили ножами и кастетами ее приятеля, посмевшего за нее вступиться. Правда, врачам все же удалось спасти жизнь этому парню.

 

Жёсткая скамья подсудимых

К осени 1999 года у бандитов притупилась бдительность, и они стали допускать прокол за проколом. Например, они решили ограбить квартиру знакомых Миркаримова, проживавших на улице Куйбышева, при этом он сам вместе со всеми пошел «на дело». Но когда преступники выносили вещи, их увидели соседи, и, тут же узнав Миркаримова, сообщили об этом в милицию. Через два месяца он был арестован, а вслед за ним - и другие члены банды.

Почти всем обвиняемым, севшим в клетку в зале суда, следствие вменило участие в организованной вооруженной банде, за что по ныне действующему Уголовному кодексу РФ им всем грозило лишение свободы на срок до двадцати лет. Более сложное положение с самого начала было у Воронина, который, кроме всего прочего, обвинялся также в умышленном убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений. Однако в ходе судебного процесса представитель прокуратуры отказался от обвинения в бандитизме, и в итоге большинство подсудимых были признаны виновными «всего лишь» в разбойных нападениях в составе организованной преступной группировки, незаконном хранении оружия, а также некоторых других, не столь уж тяжких преступлениях.

Судья Самарского областного суда Ольга Бурцева приговорила Дмитрия Воронина к 20 годам лишения свободы, Руслана Миркаримова – к 16 годам, Александра Седова – к 15 годам, Романа Жукова – к 14 годам, Дениса Каравашкина – к 12 годам, Валерия Кабанова – к 8 годам, Олега Бабаева – к 8 годам, Андрея Зайцева – к 8 годам, Виталия Селиверстова – к 7 годам лишения свободы, всех - в колонии строгого режима. А вот «второстепенные» члены группировки, Виталий Грязин, Игорь Болтов и Владимир Митрофанов, в итоге получили от 4 до 5 лет лишения свободы условно, с различными испытательными сроками.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 2313



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности