Дорожные флибустьеры

- Я почти ничего не помню из событий той ночи, - разводил руками подсудимый Золотарев. – Вечером я сильно напился в баре «Уран», что находится в поселке Алексеевка Самарской области. После этого я вроде бы сел в машину с какими-то парнями, но кто они такие, сейчас сказать не могу. Потом вдруг откуда-то у меня в руках оказался пистолет, и я помню, что показывал его какой-то женщине и мужчине. У мужчины я забрал деньги, а у женщины – золотые украшения. Потом помогал этим парням носить в машину какие-то вещи, и тут вдруг началась стрельба. Кто стрелял, я не знаю. Тут я смутно помню, что мы с этого места уехали на машине. Кто был за рулем, я не знаю…

Вот так 34-летний Михаил Золотарев рассказывал на суде об одном из эпизодов своих ночных флибустьерских рейдов по придорожным кафе Нефтегорского и Богатовского районов Самарской области. Разумеется, его жалким оправданиям вроде «не помню» и «не знаю» никто в тот момент не поверил, особенно если учесть, что на скамье подсудимых сидел отнюдь не наивный юноша, втянутый в банду случайным стечением обстоятельств, а матерый уголовник, за совершение тяжких преступлений уже проведший много лет в местах не столь отдаленных. Впрочем, и собранные следствием улики тоже говорили о том, что вот такие «россказни» преступников – не что иное, как их попытка уйти от ответственности за содеянное. Как свидетельствуют материалам дела, в январе-феврале 2005 года Золотарев активно участвовал в серии вооруженных налетов вместе с тремя другими жителями поселка Алексеевка Кинельского района – 38-летним Игорем Сидельниковым, 21-летним Александром Бакулиным и 25-летним Алишером Кучкаровым.

Согласно документам, собранным следствием, организатором банды оказался нигде не работающий Сидельников, самый старший из четверых, ранее уже судимый за кражи и вышедший в последний раз из колонии в 2002 году. А в январе 2003 года он предложил совместную «работу на большой дороге» освободившемуся за два месяца до этого Золотареву, который немедленно согласился. В свою компанию заговорщики пригласили также водителя ИЧП «Менестрель» Бакулина, который на вполне законных основаниях владел охотничьим ружьем ИЖ-81 и газовым пистолетом «Brauning». Четвертым членом банды, как уже говорилось, стал гражданин Узбекистана, житель Ферганы Кучкаров, приехавший к нам в конце 2002 года и поселившийся у знакомых в поселке Алексеевка.

Во все свои бандитские рейды алексеевские флибустьеры ездили на «шестерке» красного цвета, на правах личной собственности принадлежавшей Сидельникову. Однако свой первый налет они совершили не на придорожное кафе, а на жилище зажиточной цыганки Таисии Каплан в поселке Зубчаниновка на окраине Самары. Среди бела дня 24 января 2003 года они ворвались в ее дом на улице Сокской. Угрожая оружием, преступники потребовали у хозяйки деньги и ценности, но та поначалу говорила, что сейчас у нее ничего нет. Тогда бандиты принялись жестоко избивать женщину ногами и прикладом ружья по голове, и в конце концов Каплан созналась, что все ценности зашиты в ее диване. В итоге налетчики покинули цыганский дом, унося с собой деньги и золотые украшения на общую сумму свыше 78 тысяч рублей.

Через две недели после описанных событий, славно погуляв за счет награбленного, преступники решили поискать себе новые жертвы «на большой дороге». Глубокой ночью 8 февраля весь криминальный квартет вошел в кафе «Гурман», что находится неподалеку от села Андреевка, на трассе Нефтегорск-Богатое. Это выглядит удивительным, но доставать «стволы» и грабить налетчики сразу не стали, а решили, по словам Золотарева, поначалу осмотреться и оценить обстановку в придорожном заведении. Все четверо заказали себе жаркое, стали, не торопясь, есть поданное, а потом даже принялись играть в карты, причем в игре по их приглашению принял участие и один из продавцов. Второй же работник кафе по просьбе ночных клиентов пошел на кухню за новой порцией жаркого, и в этот момент он вдруг услышал в зале характерный лязг металла. Это по знаку Сидельникова преступники разом достали оружие и под его угрозой положили на пол опешившего от неожиданности партнера по карточной игре. А когда в зале вернулся второй продавец с аппетитными кусками жареного мяса на подносе, ему в лицо тоже уперся ствол охотничьего ружья…

Из кафе «Гурман» преступники забрали в основном сигареты, выпивку и мелкую закуску – шоколадки, орешки, печенье, конфеты и так далее – в общей сложности на 7,5 тысяч рублей. А вот наличных денег в кассе оказалось совсем немного – всего 800 рублей. Поскольку бандиты рассчитывали на гораздо большую сумму, через три дня они снова вышли на ночную охоту.

И на этот раз они опять же решили направиться в сторону Нефтегорска. Во втором часу ночи «джентльмены удачи» подъехали к кафе «Веста» на 93-м километре нефтегорской трассы. Как уже было заранее оговорено, первым на разведку в торговое заведение отправился Сидельников. Убедившись, что в помещении никого нет, кроме продавщицы Лилианы Кудашкиной, он подал условный знак сообщникам. Тут же в кафе заскочили Бакулин, Кучкаров и Золотарев, которые сноровисто сняли с женщины золотые украшения общей стоимостью 6 тысяч рублей, а потом положили ее на пол и вместе с главарем стали выносить товары с витрин и прилавка. Преступники забрали из кафе не только водку, пиво и продукты на 22 с лишним тысячи рублей, но также и телевизор «Дживиси».

До этого момента вроде бы все у бандитов шло ровно, как по линейке. Но тут в дело вмешался «его величество случай», еще раз подтвердивший простую истину: мелочность и жадность – это именно те низменные человеческие черты, которые рано или поздно приводят преступника к скамье подсудимых.

В ту ночь роковая для бандитов случайность явилась к ним в лице сотрудников саратовского частного предприятия «Смерч» Сергея Гришина и Владимира Ключников, вооруженных пистолетами ИЖ-71. На автомобиле «Газель» они ехали в командировку в Оренбург, и во втором часу ночи неподалеку от Нефтегорска решили отовариться в придорожном кафе. Машину они остановили метров за пятьдесят от входа. При этом Ключников остался в кабине, а Гришин отправился за покупками.

- Минут через пять после того, как Гришин скрылся за дверью, я вдруг увидел, как несколько парней стали носить большие пакеты из кафе в красную «шестерку», - рассказывал на суде Ключников. – Сначала я решил, что это клиенты, закупившие крупную партию товара. Однако после того, как один из парней вынес телевизор, я понял, что стал свидетелем ограбления. Тогда я подумал, что эти бандиты могут ограбить и мою машину. Я расстегнул кобуру, снял свой пистолет с предохранителя и приготовился к возможному нападению.

Уже через несколько минут охранник убедился, что предчувствие его не обмануло. По всей логике, бандитам, столь лихо ограбившим кафе, при появлении свидетелей следовало бы поскорее скрыться с места происшествия. Но их, как уже говорилось, в тот момент обуяла жадность, и потому наши флибустьеры, увидев одинокий грузовичок, решили, что он для них - легкая добыча. Один из грабителей (впоследствии выяснилось, что это был Сидельников) подошел к «Газели» и предложил Ключникову пройти с ним в кафе – мол, его вызывает второй сотрудник, несколько минут назад ушедший за покупками. Ключников заявил, что он никуда не пойдет, и более того – поднял в кабине боковое стекло и запер дверь изнутри. Дальнейшие события показали, что действовал он абсолютно правильно: ведь не ожидавшего нападения Гришина преступники минутой раньше успели разоружить и положить на пол рядом с продавщицей…

А Сидельников, убедившись в том, что выманить водителя из кабины ему вряд ли удастся, крикнул строптивцу через дверь, что тот еще об этом пожалеет. Обещание своего главаря бандиты выполнили уже через минуту. Сначала к машине подбежал Кучкаров, который, угрожая пистолетом, стал требовать, чтобы Ключников открыл дверь. Пока он отвлекал внимание охранника, Бакулин, подкравшись к «Газели» с другого бока, выстрелил в кабину из охотничьего ружья. Однако в Ключникова его заряд не попал, а только лишь разнес вдребезги боковое стекло. В ту же секунду ответный огонь открыл и охранник. Первая его пуля угодила в плечо Кучкарова, вторая – в ногу Бакулина. Потом он стрелял еще несколько раз, но попал только в машину. А бандиты, не ожидавшие такого сопротивления, в тот момент повели себя как трусливые зайцы: они спешно погрузились в свою «шестерку», которая тут же сорвалась с места и на большой скорости ушла по трассе в сторону города.

Примерно через час после описанных событий неподалеку от села Домашка Сидельников не справился с управлением на скользкой дороге – и «шестерка» вылетела с асфальта в глубокий придорожный снег. Вытолкнуть ее обратно на трассу вручную преступники так и не смогли. Когда уже стало светать, трое бандитов, за исключением раненого в ногу Бакулина, пошли в село с надеждой найти трактор и вытащить-таки машину из снежного плена. В конце концов они сумели найти помощников, но когда вернулись обратно к «шестерке», то их здесь встретила милицейская группа захвата. Оказалось, что Ключников, успешно отбившись от нападения, не только освободил запертых Кудашкину и Гришина, но и сумел позвонить в райотдел. Остальное, как говорится, было лишь делом техники.

Следствие по делу банды дорожных флибустьеров продолжалось более года. С самого начала следствия трое бандитов, за исключением Золотарева, вообще отрицали факт своего участия в вооруженных нападениях, несмотря на то, что в их машине было найдено и оружие, и награбленное в кафе имущество. А в суде в свое оправдание эта троица выдвинула еще более смехотворную версию, нежели «ничего не помнящий» Золотарев. Налетчики объяснили, что они, мол, ездили в ночную степь «чисто для развлечения» – просто пострелять из ружья по банкам. При этом они никого не грабили, а пакеты с продуктами и телевизор в нашу машину, наверное, подбросила милиция…

Судья Самарского областного суда Ольга Бурцева не поверила этим «байкам» подсудимых и признала всех четверых виновными в бандитизме, разбое и других тяжких преступлениях. В итоге Игорь Сидельников был приговорен к 18 годам, Александр Бакулин – к 15 годам, а Алишер Кучкаров – к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима. А вот Михаил Золотарев, ранее имевший более обширный тюремный стаж, нежели его подельники, теперь отправится на 20 лет в колонии особого режима.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 2187



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности