Взяточники в белых халатах

Уже давно стало расхожим выражение, что в нашем насквозь пропитанном чистоганом капиталистическом житье-бытье лучше не болеть: на хорошее лечение никаких денег не хватит. Но в данном случае болезни - это еще полбеды, потому что каждому из нас, независимо от состояния организма, все равно время от времени приходится обращаться в медицинские учреждения. Даже если у вас в данный момент нигде и ничего не болит, вы тем не менее рано или поздно обязательно пойдете на поклон к медикам – и именно для того, чтобы они выдали вам соответствующую справку, в которой будет записано: с вашим здоровьем все в порядке.

Особенно часто такие профилактические осмотры бывают вынуждены проходить работники сферы услуг и торговли, и как раз из-за того, что в процессе своей трудовой деятельности они постоянно общаются с огромным количеством клиентов. Впрочем, и сотрудники самых обычных учреждений тоже регулярно бывают в пунктах флюорографии, сдают анализы крови и проходят другие малоприятные медицинские процедуры. Поэтому по указанию Минздрава РФ специально для этих целей во всех населенных пунктах страны при районных поликлиниках уже давно существуют специальные кабинеты профилактических осмотров. Ныне все они официально действуют на хозрасчетной основе, что означает следующее: за получение справки о своем здоровье вам нужно уплатить этому учреждению некоторую сумму.

Понятно, что хозрасчет в медицинской сфере введен отнюдь не от хорошей жизни, поскольку до недавнего времени наше государство устанавливало для медработников, мягко говоря, не слишком высокие зарплаты. Этот факт прекрасно осознавали врач-дерматовенеролог кабинета профосмотров при поликлинике № 8 города Самары 37-летняя Наталья Борщева и медсестра того же кабинета 48-летняя Галина Кирсанова. Они не желали, подобно тысячам своих коллег, считать копейки от зарплаты до зарплаты. Поэтому еще с августа 2004 года эти «бойцы профилактического фронта» стали регулярно поправлять свое материальное положение простым, но эффективным способом: взимать дополнительные деньги с жаждущих заиметь справку о состоянии собственного здоровья. Через некоторое время данный факт был убедительно доказан следственными работниками прокуратуры города Самары.

В частности, в конце лета 2004 года в профкабинет на улице Арцыбушевской, 175 обратилась продавщица одной из фирм Н.В. Неверова, которой для продолжения работы требовалась «хорошая» медицинская книжка. При этом заявительница сразу же сообщила Борщевой, которая в тот момент вела прием пациентов, что необходимые анализы она еще не сдавала и флюорографию не проходила, поскольку свободного времени для этого у нее совсем нет. И поэтому нельзя ли мне, сказала Неверова, не мотаться по разным кабинетам, а оформить прямо здесь злосчастную книжку безо всяких формальностей? Разумеется, она просила сделать это не за просто так. Борщева намек сразу же поняла и сказала, что такую услугу продавцу она оказать может, и все оформление документа будет стоить 240 рублей. Только деньги надо передавать не ей лично, а медсестре Кирсановой. Сделка состоялась, и через некоторое время в медицинской книжке Неверовой стояли нужные печати и штампы о том, что она якобы прошла флюорографическое обследование и сдала на анализ образцы крови, мочи и прочего. А в кармане медсестры к тому моменту уже лежали 240 рублей, которые медработники тут же поделили между собой.

Следствию не удалось точно установить, как часто Борщева и Кирсанова вот таким образом брали взятки – ежедневно по нескольку раз или же через день. Но в их уголовном деле фигурируют десятки лиц, признавшихся на следствии и на суде, что они платили работникам профкабинета деньги за якобы сданные анализы и якобы проведенные осмотры, которых на самом деле не было. При этом суммы их персональных «подношений» колебались в достаточно широких пределах – от 90 до 250 рублей.

Но особенно прибыльными для врачей-взяточников оказывались дни, когда им в соответствии с заключенными договорами необходимо было обслуживать целые коллективы коммерческих фирм, деятельность которых связана с торговлей или общественным питанием. Представьте себе, например, такую картину: сегодня, согласно графику, профкабинет проводит медосмотр работников одного из крупных кафе. Это означает, в течение всего дня данное учреждение работать не будет, и, соответственно, не будет приносить прибыли его владельцу. Но разве хозяин сможет потерпеть подобную убыточную для себя ситуацию? Конечно же, нет – он лучше пойдет в кабинет профосмотра к врачу Борщевой и «отстегнет» ей некоторую сумму наличными, совершенно не сравнимую с размером убытков от возможного простоя его предприятия. Согласно материалам уголовного дела, в данном случае взятки колебались в пределах от 2 до 3,5 тысяч рублей, которые передавались все той же Кирсановой, а затем большей частью переходили в карман врача-дерматовенеролога. Вот так у работников общепита, торговли и пищепрома Ленинского района Самары в медицинских книжках и появлялись отметки о том, что они якобы прошли все необходимые виды медосмотра и признаны абсолютно здоровыми. В частности, во время следствия выяснилось, что таким путем Борщева сфальсифицировала медицинские документы для сотрудников кафе «Колумб», принадлежащего ООО «Ариан», хлебозавода № 1, кафе от ООО «СТ ПЛЮС», и некоторых других предприятий.

Но самое поразительное, что в ходе следствия удалось выявить и другие факты: оказывается, Борщева регулярно проставляла отметки о прохождении медосмотров и другим людям, денег с которых она за это… не брала! По крайней мере, в ряде случаев следствию удалось доказать лишь факт фальсификации записей в документах, но отнюдь не факт получения взятки. Сами же работники профкабинета говорили, что они проставили этим людям отметки в книжках без прохождения медосмотра исключительно потому, что их попросил сделать это кто-то из хороших знакомых. Одним словом, это было, как в старые добрые советские времена. Так или иначе, но подобные факты прокуратура уже квалифицировала не как взяточничество (ст. 290 УК РФ), а как служебный подлог (ст. 292 УК РФ), поскольку данные о прохождении человеком медосмотров все же оказались фальшивыми.

Несмотря на убедительные улики, собранные следствием, обе обвиняемые своей вины на суде так и не признали. Но при этом они не смогли и вразумительно объяснить происхождение аудиозаписи, сделанной оперативниками во время передачи им денег. Между тем на пленке оказались четко зафиксированными детали обсуждения размеров взятки и порядка ее передачи от коммерсантов к предприимчивым врачам…

Федеральный судья Самарского областного суда Валерий Курылев признал Наталью Борщеву виновной в получении взяток и служебном подлоге, а Галину Кирсанову – в пособничестве при совершении этих преступлений. Оба медработника приговорены к 4 годам лишения свободы каждая, причем это наказание было объявлено условным с испытательным сроком 1 год.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 2428



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности