Вот такие «борцы с наркотиками»
В 2006 году все местные наркоманы прекрасно знали о том, что на площадке у входа в корпус Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ), расположенного в областном центре на Московском шоссе, легко можно купить любое «зелье» – от косяка с легкой «травкой» до героинового «чека». Разумеется, этот факт был хорошо известен и троим сотрудникам Октябрьского РОВД города Самары – 23-летним оперуполномоченным Антону Памурзину и Антону Котлярову, а также 28-летнему стажеру Андрею Калячкину. Но однажды эти бравые ребята решили применить свои знания и опыт не для борьбы с наркоманией, как того требовала их милицейская присяга, а совсем для другого – для личного обогащения.
О том, что в тот роковой июньский вечер опера отправились на «плешку» у корпуса СГАУ отнюдь не для исполнения своих служебных обязанностей, говорят хотя бы приобщенные к материалам уголовного дела показания их непосредственного начальника С.И. Королева. А тот сообщил следователю, что в данном эпизоде Памурзин, Котляров и Калячкин нарушили приказ, согласно которому перед выходом на задание они обязаны были написать рапорт на имя начальника РОВД и указать, по какому конкретному адресу они намерены сегодня работать. Как впоследствии было установлено в ходе служебного расследования, эта троица накануне злополучной поездки к СГАУ никаких рапортов на имя начальства не писала.
Итак, у входа в аэрокосмический университет наши опера отловили какого-то наркомана, который искал, где бы купить «чек», чтобы с его помощью потушить «внутренний пожар». Правоохранители объяснили парню, что сейчас ему предстоит выбор: или он немедленно отправится в КПЗ, где испытает все прелести наркотической «ломки», или же поможет работникам родной милиции и выведет их на сбытчика наркотиков. Мол, тебе и делать-то ничего особенно не придется – нужно всего лишь подойти к «барыге» и купить у него «чек».
Разумеется, задержанный «наркоша» и подумать не мог, что, предлагая ему такой выбор, опера еще раз нарушили служебную инструкцию. А все дело в том, что при проведении контрольной закупки у сбытчика наркотиков покупатель должен рассчитываться с ним только заранее помеченными денежными купюрами. Иначе уже потом, на следствии и суде, у обвинения могут возникнуть проблемы при доказывании самого факта продажи наркотиков.
Конечно же, задержанный тут же согласился помочь операм и под их пристальным наблюдением отправился искать «барыгу». Однако дальнейшие события показали, что «наркоша», не желая, как видно, ссорится со своими дружками, довольно элементарно обманул «ментов». Он подошел к какой-то «восьмерке», перекинулся парой слов с водителем, что-то сунул ему в руку – и тут же скрылся за углом. Уже потом выяснилось, что задержанный всего лишь отдал владельцу машины 50 рублей, которые несколькими днями раньше брал у него в долг.
Правоохранители ворвались в кабину «восьмерки» почти сразу же после ухода «подставного». Увидев их служебные удостоверения, сидящий в кабине парень предъявил милиционерам водительские права на имя Алексея Каменева, после чего объяснил, что является студентом 4-го курса СГАУ и приехал сюда, чтобы встретить одного из своих друзей. Опера студенту не поверили и стали искать у него хоть какие-то признаки наркотиков. Они обшарили весь салон автомобиля, обследовали одежду и вещи парня, но никаких следов «зелья» не нашли.
Однако Памурзин, Котляров и Калячкин отнюдь не собиралась отступать от задуманного. В Октябрьском РОВД опера популярно объяснили Каменеву, что он очень крепко влип. Мол, его роль в этом деле в качестве сбытчика наркотиков практически доказана, и сейчас ему светит только одна дорога – прямиком в тюрьму. Но из ситуации есть и другой выход: уплатить 10 тысяч рублей. Тогда, мол, мы закроем глаза на твои мелкие шалости и не будут передавать материалы на возбуждение против тебя уголовного дела.
Видимо, наши герои объясняли задержанному суть ситуации достаточно энергично, потому что Каменев почти сразу же согласился выплатить вымогателям требуемую сумму. Однако он объяснил, что сейчас таких денег у него при себе нет, но он может отдать операм имеющиеся у него 100 американских долларов. Памурзин, Котляров и Калячкин на эту «мелочь» не согласились. Они потребовали, чтобы задержанный немедленно занял у кого-нибудь 10 тысяч рублей - иначе они приведут свою угрозу в исполнение. Каменев сел к телефону и стал звонить друзьям, но никто из них не смог сразу же одолжить ему требуемую сумму. В результате операм все-таки пришлось ехать вместе с задержанным к нему домой, в поселок Управленческий.
Отец нашего студента, предприниматель Игорь Каменев, сразу понял ситуацию. Каким-то образом он сумел уговорить зарвавшихся оперов все-таки взять те самые 100 долларов, а остальные деньги он обещал передать вымогателям завтра. Памурзин, Котляров и Калячкин подумали – и согласились. А Каменев с самого утра направился прямиком в региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП), где без прикрас и изложил эту историю. В результате к середине дня, когда вымогатели звонили в кабинет предпринимателя и договаривались о месте встречи, его телефон уже был взят на прослушивание.
Встреча была назначена у фонтана на улице Осипенко. Однако опера на «стрелку» не явились – видимо, почувствовали неладное. Тем не менее сотрудники РУБОП в назначенный час зафиксировали неподалеку от фонтана автомашину, принадлежащую РОВД.
Вскоре после описанных событий Памурзин, Котляров и Калячкин были задержаны, и прокуратура предъявила им обвинение в вымогательстве взятки. На следствии главными уликами против нечистых на руку оперов были наработки РУБОП: пленки с записью переговоров Каменева с Котляровым, материалы наружного наблюдения за нашими героями, а также распечатки, предоставленные городской телефонной станцией. Из них явствовало, что в указанное потерпевшими время из кабинета Октябрьского РОВД действительно велись переговоры с друзьями Алексея Каменева, а днем позже кто-то неоднократно звонил в офис его отца из телефона-автомата, расположенного поблизости от Октябрьского РОВД. На следствии и на суде обвиняемые так и не смогли вразумительно истолковать перечисленные выше улики в свою пользу.
Судья Самарского областного суда Ринат Ахмедшин признал Антона Памурзина, Андрея Калячкина и Антона Котлярова виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 290 УК РФ (получение взятки), и ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Памурзин и Котляров были приговорены к 7 годам лишения свободы в колонии строгого режима каждый. Что касается Калячкина, то суд учел его стажерскую должность, а также тот факт, что на его иждивении находится трое детей, и приговорил подсудимого к трем годам лишения свободы условно.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2353