Врезка в нефтепровод
- Я не знаю, за что меня задержала милиция, - заявил в судебном заседании Денис Гайгашкин. – Никакой нефти я не воровал, а о том, что в этом месте проходит нефтепровод, впервые услышал только от следователя.
- Может быть, вы тогда нам объясните, – спросил его прокурор, - что же вы делали в три часа ночи посреди зимней степи?
- В это время и в этом месте, - сообщил в ответ Гайгашкин, - мне назначил встречу мой знакомый, точного имени и адреса которого я не знаю, но все называют его «Саша Армян». Именно у него наша фирма несколько месяцев подряд покупала у него нефть. Сделки всегда проходили по ночам и как раз в том месте, где меня задержали. В тот раз я тоже приехал сюда для того, чтобы передать Саше Армяну документы об оплате. Но вместо него меня встретила милиция…
Читатель может быть уверен: к этим словам обвиняемого Гайгашкина, произнесенным им в судебном заседании, автор от себя не приписал ни единой буквы. Не только данный персонаж, но и другие подсудимые по этому делу регулярно развлекали судью, прокурора и прочих присутствующих разухабистыми байками о каких-то мифических торговцах, которые среди ночи и в глухой заснеженной степи якобы продают сырую нефть всем желающим. А фантастические истории, сочиненные горе-коммерсантом Гайгашкиным, и вовсе вызвали плохо скрываемые улыбки не только на лицах участников процесса, но даже у его соседей по скамье подсудимых.
Неудивительно, что чуть позже в своем выступлении государственный обвинитель прямо заявил, что на самом деле Саша Армян существует лишь в воображении подсудимого, и это видно хотя из того, что в своих показаниях на предварительном следствии об этом странном ночном бизнесмене Гайгашкин ни разу и не заикнулся. А вот для чего подсудимый пошел на явный вымысел, думается, понятно даже школьнику: только для того, чтобы запутать судебное следствие и затем уйти от ответственности.
…Создание нелегальных врезок на нефте- и продуктопроводах – это довольно молодой вид криминального бизнеса. Ведь раньше, в советское время, бензин и другие виды горючего даже на базах воровали крайне редко. Сознательность трудящихся тут не причем: просто топливо в те годы стоило копейки, и потому криминальным элементам связываться с ним было хлопотно и экономически невыгодно.
Другое дело – наше рыночное время, когда именно на нефтепродуктах в основном и оказались созданы наиболее крупные состояния отечественных миллиардеров. Теперь цены на горючее очень даже кусаются, и потому желающие украсть бензин и дизельное топливо находятся на всех этапах их производства и транспортировки. К тому же и сбыть краденое горючее сейчас несравненно легче, чем в советские годы: любой владелец автозаправки, которых сейчас десятки и даже сотни на каждой оживленной трассе, у вас всегда с руками оторвет и бойлер бензина, и два, и три. И чем ниже будет цена за предложенный вами товар, тем меньше вопросов задаст хозяин бензоколонки о происхождении вожделенного бензина.
Понятно, что проложенные неглубоко под землей трубопроводы, по которым бегут целые реки ценного топлива, в этих условиях не могли не привлечь к себе внимания десятков и сотен «джентльменов удачи». Хищениям нефтепродуктов из подземных стальных артерий в немалой степени способствует и почти полное отсутствие на них охраны. Всем известно, что лишь кое-где вдоль труб, проложенных обычно в пустынных и малозаселенных местах, могут один-два раза в месяц курсировать «уазики» с сотрудниками управления магистральных нефтепроводов. Поэтому для некоторых «народных умельцев» в последнее время поистине плевым делом стало сооружение на трубе особого клапана для быстрого слива ее содержимого, а также умение замаскировать врезанный «краник» так, что его не обнаружишь даже вблизи.
Неудивительно, что, начиная с «лихих 90-х», судами Самарской области были рассмотрены десятки уголовных дел, в которых фигурирует один и тот же пункт обвинения – хищение горючего путем нелегальной врезки в продуктопровод. Но даже на этом фоне пристальное внимание специалистов привлек данный судебный процесс, который проходил в Самарском областном суде в 2005 году. Дело в том, что до сих пор «трубопроводные» воры покушались лишь исключительно на готовый товар, не требующий дальнейшей переработки - в основном на бензин и на дизельное топливо. Однако в этот раз на скамье подсудимых оказались дельцы, которые в течение четырех месяцев кряду целыми бойлерами сливали из трубы… сырую нефть!
Вкратце фабула этого уголовного дела выглядит следующим образом. Официальным поводом для его возбуждения стало задержание глубокой ночью группы лиц недалеко от села Георгиевка Кинельского района Самарской области. Оказывается, в этот неурочный час сотрудники УБОП обнаружили посреди заснеженной степи, в непосредственной близости от трубы нефтепровода «Николаевка–Кротовка», три грузовых автомобиля, оказавшихся нефтеналивными бойлерами с прицепами. В непосредственной близости от них находились 47-летний Виктор Петров, учредитель и владелец ООО «Компания строительных технологий», а также его племянник - 22-летний охранник ЧОП «Титан» Денис Гайгашкин. Кстати, личность последнего удалось выяснить отнюдь не сразу: при задержании Гайгашкин почему-то назвался Сидоровым, и лишь немного позже оперативники узнали его настоящую фамилию.
Кроме того, в кабинах грузовиков-бойлеров убоповцы обнаружили их водителей - 31-летнего Сергея Григорьева и 39-летнего Владимира Романова. Второй из названных шоферов оказался на удивление прытким: он сумел сбежать с места происшествия прямо во время милицейской операции, и лишь на следующий день он все-таки был задержан в одном из окрестных сел, а затем препровожден в камеру СИЗО. Что же касается водителя третьей машины, то его правоохранители той ночью не нашли вовсе: видимо, он проявил невероятное чутье на опасность и бесследно скрылся еще задолго до приезда милиции. И хотя впоследствии выяснилось, что третий бойлер «на стрелку» вел некий Юрий Царев, однако с того момента розыскниками его следы были окончательно потеряны, и потому Царев до сих пор находится в федеральном розыске.
В ходе начавшегося следствия довольно быстро удалось установить, что еще в 2001 году самарский коммерсант Виктор Петров придумал гениальную, на его взгляд, комбинацию, благодаря которой он рассчитывал сказочно обогатиться уже в ближайшем будущем. Пользуясь своими крутыми знакомствами в ОАО «Приволжские нефтепроводы», он мог достаточно точно узнавать, когда и какие именно нефтепродукты будут перекачиваться по той или иной подземной магистрали. К тому же Петров сумел разведать, где именно на трубопроводах находятся особые клапаны – так называемые вантузы, через которые легче всего бывает осуществить врезку. Оставалось только собрать группу «единомышленников» для совершения хищений.
По его указаниям уже упоминавшиеся выше Гайгашкин, Романов и Григорьев изготовили нехитрое приспособление, позволяющее свободно проникнуть в вантуз и сливать через него любое нужное расхитителям количество продукта. Аппарат заговорщики решили установить на 223-м километре нефтепровода «Николаевка–Кротовка», в нескольких километрах от села Георгиевка, в глухой степи. Сливать же жулики решили не бензин и не дизельное топливо, а сырую нефть: мол, охрана трубопроводов знает, что непереработанное «черное золото», в отличие от готовых продуктов, коммерческим спросом не пользуется – и потому в дни его транспортировки охранять трассу не станет.
А вот Петров знал, кому сбывать сырую нефть: у него на примете уже давно были нефтебазы в воинских частях города Кинеля. Здешние подземные резервуары арендовало некое частное предприятие «Местторгснаб», загружая его нефтью для каких-то своих темных делишек. Впоследствии оно действительно скупало у расхитителей непереработанное сырье десятками и сотнями тонн. Впрочем, забегая вперед, следует сказать, что и это предприятие, и фирма самого Петрова, оказались «левыми»: все они были зарегистрированы на вымышленных физических лиц либо на утерянные паспорта реальных граждан, которые, как оказалось впоследствии, и слыхом не слыхивали о том, что от их имени какие-то дельцы проворачивают откровенно жульнические махинации…
Поначалу в распоряжении бизнесменов была только одна машина – купленный по дешевке бензовоз ЗИЛ-133, в котором помещалось чуть больше 13 тонн жидкого товара общей стоимостью 38-40 тысяч рублей (все это происходило до недавнего резкого повышения мировых цен на нефть). Но благодаря первым удачным кражам у Петрова появились деньги, и поэтому уже к октябрю автомобильный парк преступной фирмы пополнился новыми бензовозами марок «Урал-375» и «МАЗ-5334». Чуть позже в дополнение к ним были приобретены бочки-прицепы, и потому уже с конца октября за каждый ночной рейс воры увозили с 223-го километра уже до 40 тонн «черного золота». Благодаря этому только после одной-единственной поездки главари преступного синдиката теперь могли выручить уже не менее 100 тысяч рублей.
Обязанности жуликов были четко распределены: Петров осуществлял общее руководство «операциями» и добывал информацию о прохождении по трубе того или иного сорта нефти, а Гайгашкин вел учетную и финансовую документацию, и еще расплачивался за работу с рядовыми исполнителями. Себя и дядю он не обижал, зато на «шестерках» нещадно экономил: например, водитель бойлера за каждый рисковый ночной рейс получал всего лишь 2 тысячи рублей. Впрочем, шоферы и это считали за счастье: ведь по сей день на многих предприятиях им эту сумму платят за месяц…
До момента задержания правоохранителями главных действующих лиц, воровская группировка Петрова совершила около полусотни поездок на трассу нефтепровода «Николаевка–Кротовка» и похитила более тысячи тонн сырой нефти. А впоследствии на судебном процессе по этому уголовному делу представитель ООО «Самаратранснефть», то есть потерпевшей организации, предоставил суду справку, что действиями жуликов ей был нанесен ущерб на общую сумму 2.164.343 рубля.
Как уже говорилось выше, в ходе судебного процесса каждый из подсудимых до последнего отрицал свою вину. Не только Гайгашкин с Петровым, но и водители Григорьев и Романов утверждали, что той январской ночью они приехали в глухую степь для встречи с какими-то неизвестными им людьми, которые якобы и должны были залить им нефтепродукты в бочки. Понятно, что суд не поверил таким детским объяснениям подсудимых, и в итоге признал их виновными в краже в особо крупных размерах. Правда, на предварительном следствии всем четверым вменялась еще и статья 210 УК РФ, то есть создание преступного сообщества и участие в его деятельности, однако государственный обвинитель в ходе судебного процесса счел этот пункт не доказанным и данное обвинение с подсудимых снял.
В итоге судья Самарского областного суда Евгений Калюжный приговорил Виктора Петрова – к 5 годам, Дениса Гайгашкина – к 4 годам лишения свободы, оба – в колонии общего режима. Владимир Романов, который до этого уже был трижды судим, получил 6 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Что же касается Сергея Григорьева, то суд учел наличие у него троих несовершеннолетних детей и приговорил его к 3 годам лишения свободы условно.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2767