Ночью наркоманы пошли за огурцами
Маленький городок Чапаевск вот уже в течение десятилетий считается одним из «наркотических» центров Самарской области, где на каждую сотню «нормальных» жителей, не имеющих пристрастия к смертельному зелью, в отдельные годы приходилось более десятка законченных наркоманов. Причин тому много: и расположение Чапаевска на оживленной железнодорожной магистрали, по которой из Средней Азии в сторону Москвы везут анашу и героин, и многочисленная местная цыганская диаспора, сделавшая транспортировку и торговлю «белой смертью» своим основным бизнесом, и традиционно высокий процент бывших заключенных среди населения города.
Однако наиболее серьезной причиной роста наркомании в Чапаевске в 90-х годах была остановка практических всех здешних промышленных предприятий, которые, как известно, в советскую эпоху укрепляли оборону страны. А после потери работы значительная часть местного населения, в основном молодежь, от безысходности при каждом удобном случае только и делает, что пьет и «ширяется». А где безработный может взять деньги на водку и героин? Конечно же, чаще всего он это делает только одним способом – кого-нибудь обокрасть или ограбить.
Именно таким «промыслом» в конце «лихих 90-х» частенько занималась и группа чапаевских парней, которые в основном обретались в окрестностях улицы Строительной. Среди здешних аборигенов, которые по примеру киношных «джентльменов удачи» жили по печально известному принципу: «Украл, выпил – в тюрьму!», заводилами были братья Красновы – 20-летний Александр и 23-летний Евгений. А еще в этой же компании регулярно проводили время 32-летний Александр Коноплев, 26-летний Максим Сергеев, 20-летний Сергей Садов и 18-летний Александр Колотушкин. Все шестеро в последнее время нигде не работали, а только лишь тем и занимались, что пили, кололись и перебивались случайными заработками. При этом каждый из них в свои молодые годы уже успел не раз побывать в «местах не столь отдаленных» за кражи и незаконное хранение оружия или наркотиков, а четверо из перечисленных выше парней в момент описываемых событий имели условные сроки осуждения.
Все произошло в конце ноября 2000 года. Однажды темным осенним вечером компания собралась у одной из своих многочисленных знакомых, где молодые люди изрядно «приняли на грудь». Когда стрелки часов перешли далеко за полночь, Коноплев предложил обокрасть один из гаражей, где, по его словам, кроме автомашины, хранятся также и съестные припасы – картошка, варенье, банки с солеными огурцами и помидорами, и прочие плоды летнего труда рядового горожанина, имеющего загородную дачу. Пойти «на дело» согласились все присутствующие. При этом Максим Сергеев взял с собой обрез охотничьего ружья, заряженный дробовыми патронами.
Через некоторое время злоумышленники уже были у гаража, который, как выяснилось впоследствии, принадлежал чапаевскому пенсионеру Евгению Фролову. Еще 15-20 минут ушло на разборку стены этого хлипкого строения. Когда в кирпичной кладке образовался проем достаточного размера, Колотушкин через него влез в гараж и изнутри открыл дверь. В помещении воры увидели автомашину ВАЗ-21093, а в полу – крышку погреба. Евгений Краснов и Колотушкин остались «на стреме» у входа в гараж, а остальные участники «операции» стали сноровисто выносить из погреба мешки с картошкой и банки с соленьями.
Пока его приятели возились с огурцами и помидорами, Александр Краснов решил, что нужно захватить с собой и стоящую в гараже «девятку». У Сергеева, который в тот момент был занят разгрузкой хозяйского погреба, он забрал обрез. После этого Краснов взломал дверцу, забрался в салон и вскрыл замок зажигания, напрямую закоротив провода. А пока он занимался машиной, его подельники складывали содержимое погреба Фролова в багажник легковушки, рассчитывая уехать отсюда с комфортом и с закуской.
И в этот напряженный момент у воров случился «облом». Колотушкин вдруг услышал подозрительный звук рядом с гаражом. Он выглянул наружу – и совсем рядом, к своему ужасу, увидел двоих людей в милицейской форме. С криком: «Менты!» парень бросился обратно в помещение и попытался захлопнуть за собой дверь. Но сделать этого он не успел: следом за ним в гараж ворвались стражи порядка.
Оказалось, что за несколько минут до этих событий по улице Строительной проходил милицейский патруль. Все вокруг было спокойно, из темноты не доносилось ни единого звука, и вдруг сержант Гусев услышал со стороны одного из гаражей автомобильный сигнал. Через несколько секунд сигнал повторился, а затем с той же стороны послышались чьи-то возбужденные голоса. Патрульные подошли поближе – и увидели, что стена гаража взломана, его двери приоткрыты, а внутри мелькает свет фар и автомобильных стоп-сигналов. Тут же стал слышен и разговор людей, находящихся за кирпичной стенкой. Один из них говорил другому: «Выноси мешки!», после чего кто-то третий довольно громко сказал: «Займись сигнализацией». Для милиционеров стало совершенно ясно, что в гараже находятся воры.
И в этот момент, как уже говорилось, злоумышленники обнаружили подошедших стражей порядка. Сержант Гусев первым оказался в дверном проеме и крикнул: «Стоять, милиция!» Именно при этих словах успевший к тому времени вылезти из салона машины Александр Краснов схватил лежащий на капоте обрез и дважды выстрелил в милиционера. И если бы сержант за долю секунды до этого не отскочил в сторону, заряд крупной дроби угодил бы ему прямо в лицо. Но тут, видимо, вмешался ангел-хранитель Гусева: смертоносный свинец прошел всего в нескольких сантиметров от его головы.
Зато несколько дробинок, как впоследствии выяснилось, не миновали Евгения Краснова, тоже стоявшего в тот момент у двери. Выше уже говорилось, что заряд причинил ему слепое ранение предплечья. Однако в горячке парень поначалу даже не обратил внимание на боль в руке, а попытался убежать с места происшествия, но был тут же задержан другим милицейским патрулем, подоспевшим на подмогу коллегам. А за минуту до этого та же участь постигла и Александра Краснова, успевшего бросить обрез у входа в гараж. Сразу же вслед за этим были схвачены и устремившиеся вдогонку за главарями другие члены шайки, а также спрятавшиеся в погребе Сергеев и Садов.
Оказалось, что воры не только разобрали половину стены гаража пенсионера Фролова, но и весьма существенно раскурочили его «девятку», а также побили и потоптали его запасы, хранящиеся в погребе. Впрочем, впоследствии ущерб, нанесенный владельцу гаража, эксперты оценили всего в 200 рублей. А вот если бы ворам все-таки удалось угнать автомашину, то урон, причиненный Фролову, потянул бы на все 80 тысяч…
А на суде выяснилось, что самый большой сюрприз правоохранителям принесли задержанные с поличным жулики. Большинство из них в зале суда выдвинуло довольно оригинальную версию случившегося. Оказывается, все эти неоднократно судимые за кражи ханыги и пьяницы, официально признанные наркоманами, под покровом ночи пошли в чужой гараж, чтобы… помочь его владельцу перетаскать в дом продукты. Правда, при этом владельцем строения и всего его содержимого перед ними якобы назвался Александр Коноплев, тем самым фактически введя своих приятелей в заблуждение.
В суде Коноплев с показной невинностью и чистотой во взоре говорил, что он и только он в одиночку подготовил все для совершения этой кражи: разобрал стену гаража, открыл ворота и даже взломал дверцу машины. Своих же приятелей, которые в три часа ночи совершенно случайно оказались неподалеку, он всего лишь попросил помочь ему в переноске тяжестей. Разумеется, братья Красновы, Сергеев, Садов и Колотушкин не могли отказать другу в его просьбе – и в результате влипли в нехорошую историю.
Гораздо сложнее для подсудимых было объяснить другое: кто же в таком случае стрелял в милиционера из глубины гаража? При ответе на этот вопрос члены шайки выбрали другую тактику: все шестеро в один голос уверяли следователя, а затем – и судью, что никто из них и в глаза не видел ни стрелявшего, ни сам момент выстрела. Что же касается показаний сержанта Гусева, чудом избежавшего смерти, то ему, мол, в темноте с перепугу померещилось, что в него будто бы стрелял Александр Краснов. А может быть, на самом деле выстрела никакого и не происходило, а все сказанное – лишь плод больного милицейского воображения?
Однако благодаря материалам, собранным экспертами на месте происшествия, а также некоторым другим уликам следствию все же удалось неоспоримо доказать, что стрельба на Строительной улице в Чапаевске в ту ночь все-таки была. Несколько дробин, выпущенных из обреза Александра Краснова, удалось найти во внутренних стенках гаража, а другие дробины медики извлекли из предплечья его брата Евгения, неосторожно подставившего себя под выстрел. Все эти боеприпасы оказались родственны друг с другом. Кроме того, при осмотре места происшествия были найдены 4 пыжа, вылетевшие из патронов обреза охотничьего ружья, а также куртка, в спешке забытая Александром Красновым на сидении вскрытой «девятки».
В итоге судья Самарского областного суда Ольга Бурцева признала всех шестерых виновными в покушении на кражу. Кроме того, Сергеев, Садов и Александр Краснов признаны виновными в незаконном хранении огнестрельного оружия, а последний, кроме того, еще и в покушении на жизнь работника милиции. В итоге Александр Краснов был приговорен к 14,5 годам лишения свободы, Александр Коноплев – к 4 годам, Максим Сергеев – к 4,5 годам, Сергей Садов – к 3,5 годам, Александр Колотушкин – к 2,5 годам лишения свободы. Что же касается Евгения Краснова, то в связи с его чистосердечным признанием и его помощью суду он был приговорен «всего лишь» к полутора годам лишения свободы в колонии общего режима.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2197