Тайник в «Тойоте»

Черный легковой автомобиль «Тойота Ландкрузер», выехавший той апрельской ночью 2004 года с территории стоянки на улице Ставропольской в Самаре, ничем не отличался от сотен и тысяч других иномарок, которых на улицах всех российских городов сейчас очень много. Однако гаишники, дежурившие на перекрестке неподалеку от стоянки, из всех проезжавших по улице машин взмахом светящегося жезла остановили именно эту самую «Тойоту». Водитель привычным движением уже достал было документы, чтобы предъявить их инспектору дорожно-патрульной службы, однако вместо работника милиции дверь его машины открыл человек в штатском. Со словами «Я из наркоконтроля» он предъявил свое служебное удостоверение…

- Гражданин Ильченко, если не ошибаюсь? – спросил сотрудник наркополиции. - Имеются ли в вашей машине какие-либо вещества и предметы, запрещенные для транспортировки и хранения? Если имеются, то прошу их выдать добровольно…

Житель города Бишкека 47-летний Юрий Ильченко, за месяц до этого приехавший в Самару на остановленной гаишниками «Тойоте», несколько секунд сидел молча, словно собираясь с мыслями. Затем со словами: «Да, под задним сиденьем моей машины находится тайник, а в нем лежат наркотики» он уронил голову на руль, и сидел так все время, пока наркополицейские изучали его документы и осматривали салон и багажник иномарки. Что же касается тайника, то его в присутствии понятых следственные работники действительно обнаружили и вскрыли во время осмотра «Тойоты». Произошло же это примерно через пару часов после задержания Ильченко, в помещении специального автомобильного бокса Управления Госнаркоконтроля РФ по Самарской области.

В ходе обыска в тайнике иномарки, выполненном в виде запасного бензобака, сотрудники следственной группы нашли несколько десятков полиэтиленовых пакетов, сложенных аккуратными рядами и заполненных веществом коричневого цвета. Это был опий-сырец из знаменитой Чуйской долины – целых 44 килограмма, которые подпольные дельцы вскоре собирались продавать местным наркоманам на самарских «точках» и «плешках». По предварительным оценкам, стоимость изъятого наркополицейскими дурманящего зелья по ценам «черного рынка» превысила один миллион рублей. По факту обнаружения опия-сырца в машине гражданина Киргизии Юрия Ильченко в тот же день было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого задержанный в красках рассказал, как же его в самом расцвете жизненных сил вдруг угораздило стать курьером среднеазиатской наркомафии.

В столицу советской Киргизии город Бишкек, который в то время еще носил название Фрунзе, семья Ильченко переехала из Куйбышева в 1984 году. Несколько лет Юрий работал таксистом, пока не грянули известные всем перестроечные события, в результате чего распался Советский Союз, и Киргизия, в одночасье превратившись в Кыргызстан, вдруг обрела статус независимого государства. Когда все бывшие государственные таксопарки Бишкека оказались приватизированными, Ильченко занялся было частным извозом, но уже вскоре столкнулся с откровенной политикой «выживания» из страны всех русскоязычных граждан, которая здесь и по сей день проявляется на всех уровнях при молчаливом попустительстве властей. В результате в конце 90-х годов Ильченко решил вернуться в Самару вместе с семьей и получить российское гражданство. Но для того, чтобы обрести жилье в городе на Волге, он еще в 2000 году вступил в долевое строительство, купив трехкомнатную квартиру в строящемся доме в Самаре на улице Советской. Однако вместо обещанных двух лет возведение дома затянулось на неопределенный срок, причем представители строительной компании, так и не выполнив условия договора, тем не менее стали требовать со всех дольщиков дополнительные средства, которые, по их словам, необходимы для завершения строительства.

Вот так Юрий Ильченко, еще не получив заветной квартиры в Самаре, быстро влез в крупные долги, отдавать которые в обозримом будущем ему было попросту нечем. И потому стоит ли удивляться, что он, словно утопающий за соломинку, немедленно ухватился за предложение двух незнакомых ему узбеков, которые в один прекрасный летний день 2004 года подсели в Бишкеке в его машину. Пассажиры назвались русскими именами Миша и Саша, после чего без обиняков предложили шоферу быстро заработать немалую сумму денег. По их словам, эта хорошо оплачиваемая работа состояла в регулярном перегоне легковых автомашин из Киргизии в Россию. За каждый такой рейс Саша и Миша предложили Ильченко ни много ни мало – 1000 долларов, причем 500 «зеленых» ему обещали выплатить авансом уже в Бишкеке, а остальные пять сотен – после завершения поездки. И это не считая накладных расходов вроде приобретения бензина в пути, которые работодатели тоже пообещали взять на себя.

По словам Ильченко, во время этого разговора его сразу же насторожила слишком уж крупная сумма платы за один рейс: тысяча «баксов», по киргизским меркам – целое состояние. Свое сомнение шофер не преминул сразу же высказать Мише и Саше, на что те сразу же заявили: да, это будет не совсем обычная поездка. По словам потенциальных работодателей, в каждой такой машине оборудован тайник, а в нем – опий-сырец с горных плантаций. Вот потому-то, мол, каждый рейс и будет оплачиваться так дорого. При этом, заявили незнакомцы, для тебя как для водителя риска от такой поездки нет никакого, поскольку тайник замаскирован настолько хорошо, что обнаружить его можно, лишь разобрав автомашину до последнего винтика… В итоге Ильченко, измученный финансовыми проблемами, дал свое согласие на опасную, но хорошо оплачиваемую работу наркокурьера.

Непосредственно перед рейсом водитель получил документы, необходимые для поездки из Киргизии в Россию, в числе которых была и оформленная на его имя доверенность на управление черной «Тойотой Ландкрузер». Путешествие заняло несколько дней, и при этом государственную границу между Казахстаном и Россией курьер пересек на таможенном переходе в поселке Петухово Курганской области. При досмотре автомашины на пограничном пункте ее состояние ни у кого не вызвало ни малейших нареканий, и в итоге уже через сутки Ильченко оказался в Самаре. Здесь он поставил «Тойоту» на уже известную нам автостоянку на улице Ставропольской, после чего ему пришлось около месяца дожидаться условного телефонного звонка от представителя местной наркомафии. В конце концов, получив долгожданный сигнал, Ильченко срочно примчался на стоянку, чтобы отогнать машину в названную по телефону точку города и получить здесь расчет за «работу». Но здесь, как мы знаем, его машина была остановлена сотрудниками Госнаркоконтроля. Оказывается, получив агентурную информацию о прибытии в Самару крупной партии опия-сырца, наркополицейские все это время наблюдали за курьером из Киргизии и с санкции суда прослушивали его телефонные переговоры…

Во время следствия Ильченко уверял, что нынешний приезд из Бишкека в Самару на «Тойоте» - это его первый и единственный рейс с грузом наркотиков, причем пойти на этот шаг его вынудили тяжелые финансовые обстоятельства. Однако вскоре работники наркоконтроля обнаружили документы, из которых явствовало, что за несколько месяцев до этой злосчастной поездки Ильченко уже пересекал государственную границу России в Курганской области, но в тот раз он находился за рулем белой «Волги», а конечным пунктом его следования значился Новосибирск. И вскоре, на радость сыщикам, упоминавшаяся в документах автомашина действительно была найдена в этом сибирском городе, причем в ходе ее обыска под задним сиденьем тоже обнаружился тайник – точная копия того, который наркополицейские нашли в Самаре при осмотре упомянутой выше «Тойоты». Правда, у новосибирской «Волги» в момент ее обнаружения пространство под сиденьем оказалось пустым, причем пустовало оно, как выяснилось, уже в течение нескольких месяцев. Тем не менее все материалы об этой странной находке в еще одной машине, на которой ранее ездил Ильченко, самарский следователь также приобщил к его уголовному делу. Сам же наркокурьер в ходе следствия и суда так и не смог вразумительно объяснить, откуда взялся тайник под сиденьем «Волги», также оформленной на его имя…

Решением суда Кировского района города Самары Юрий Ильченко был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ (хранение и транспортировка наркотиков), и приговорен к 8 годам лишен6ия свободы в колонии строгого режима.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 1953



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности