Весенняя ночь, залитая кровью

- Тем вечером я лег спать рано, около девяти часов, - вспоминал на суде Евгений Кожевников, житель переулка Верхний города Похвистнева. – Днем очень устал на работе. И вдруг меня разбудил громкий стук в дверь и женский крик. Смотрю, а на часах начало второго ночи. Я еще подумал: «Кому это там не спится?» Открыл дверь – и обалдел: стоит моя соседка, Света Яковлева, почти раздетая, вся в крови, и руки у нее веревкой связаны. Кричит: «Женя, помоги, ко мне домой ворвалась шпана, всех убили, и дом подожгли…» Смотрю – а с ее двора и вправду дым валит клубами. Я быстро веревку у нее на руках перерезал и побежал на пожар…

 

Никого из Яковлевых сосед спасти так и не смог. Хотя Кожевников и вынес из огня 14-летнюю Ирину, а прибежавшая следом за ним Светлана Яковлева – своего 10-летнего сына Андрея, дети к тому моменту уже были мертвы. Причем погибли они, как вскоре выяснилось, вовсе не во время пожара. На телах подростков, так же, как и на теле их отца Анатолия Яковлева, эксперты обнаружили страшные ножевые раны, а плюс к тому – еще и следы удушения. А впоследствии судебные медики установили, что ворвавшиеся в дом подонки перед убийством зверски изнасиловали и хозяйку дома, и ее 14-летнюю дочь.

Сама же Светлана Яковлева в ту кошмарную ночь 24 апреля 2004 года осталась жива лишь чудом. Преступники, устроившие в ее доме кровавую вакханалию, в числе других своих жертв нанесли и ей свыше 20 ножевых ранений в шею, голову и грудь. Однако по невероятному стечению обстоятельств острое лезвие так ни разу и не задело ни одной жизненно важной точки на ее теле. Именно поэтому окровавленная женщина, придя в себя от удушливого дыма, смогла не только выбраться из охваченного огнем дома со связанными руками, но и позвать соседа на помощь.

Евгений Кожевников вызвал на место происшествия пожарных и милицию. Пока огнеборцы заливали водой последние очаги пламени и вытаскивали во двор полуобгоревшее тело хозяина дома, оперативники успели осмотреть соседнюю улицу. Тут-то и выяснилось, что происшествия этой кошмарной ночи тремя убитыми отнюдь не ограничиваются: рядом с место пожара, в проулке, обнаружились еще два изуродованных до неузнаваемости мужских трупа. От этого зрелища схватился за голову даже начальник похвистневской милиции: столь кровавой ночи в его районе в течение многих десятилетий не было еще ни разу.

Уже утром на помощь местным операм в Похвистнево прибыла группа руководящих работников уголовного розыска из Самарского ГУВД. Благодаря усилиям правоохранителей в тот же день были задержаны четверо местных жителей, устроившие ночное побоище в переулке Верхнем. В их числе оказались двое 20-летних ранее судимых парней – Олег Люленов и Евгений Кузьмин. Хотя оба они уже довольно давно проживали в Похвистнево, тем не менее прописаны были в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, в той же группе оказались ранее ни разу не замеченный в криминале 26-летний Александр Образцов, а также приехавшая из села Ново-Спасское Оренбургской области, мать четверых детей 30-летняя Людмила Батраева. Все задержанные почти сразу признались в содеянном. И уже вскоре по их показаниям следственная группа шаг за шагом восстановила все события той страшной весенней ночи.

…Накануне вся компания, а также их общий знакомый Сергей Бикин весь вечер пьянствовали у одного из приятелей. Когда стемнело, все пятеро решили прогуляться. При этом Образцов, проходя по переулку Верхнему, остановился у дома Анатолия Яковлева, своего давнего знакомого. Вдвоем они разговаривали довольно долго, и остальной изрядно подвыпившей компании это довольно быстро надоело. Нетерпеливый Бикин стал кричать Образцову – мол, пошли дальше, а Кузьмин его в эти моменты одергивал. Все кончилось тем, что в переулке завязалась драка между Бикиным, с одной стороны, и Кузьминым с Образцовым – с другой. На стороне последних в схватку тут же ввязался и Люленов.

Конечно же, для нормального человека подобные инциденты выглядят дико, но факт остается фактом: трое дружков совместными усилиями повалили недавнего собутыльника на землю и стали добивать его ударами по голове. Но в эту секунду в переулке показался прохожий – как потом выяснилось, им был житель соседнего дома Владимир Крунтяев. Он, на свою беду, направлялся в ночной киоск за сигаретами. А поскольку лежавший на земле окровавленный Бикин в тот момент уже хрипел и бился в агонии, Люленов попытался загородить Крунтяеву дорогу: мол, не ходи туда и не смотри на нашу разборку. Сосед же оказался упрямым: он не свернул на другую улицу, а обошел парней по обочине, пройдя рядом с агонизировавшим Бикиным.

«Свидетель!» - мелькнуло в пьяных мозгах участников расправы. – «Заложит нас ментам!» Первым стал действовать Кузьмин, который в несколько шагов догнал Крунтяева и ударом с прыжка сбил его на землю. Не давая своей жертве опомниться, подонок тут же стал бить мужчину по голове ногами в тяжелых ботинках. В довершение всего он обрушил на его лицо лежащий на земле обломок кирпича. Как впоследствии установила экспертиза, от этих ударов Крунтяев скончался здесь же, в переулке.

А пока Кузьмин расправлялся с несчастным прохожим, в десяти метрах от него Люленов и Батраева добивали своего не в меру болтливого собутыльника. Как показали дальнейшие события той ночи, женщина участвовала в убийствах наравне со своими приятелями. Например, Бикина она избивала своими туфлями на высоком каблуке, что подтверждено заключением экспертов. В итоге истерзанный парень умер, не приходя в сознание.

Тем временем Анатолий Яковлев, на глазах которого всего за несколько минут произошло два убийства, попытался было по-тихому скрыться за дверью дома. Однако Люленов и Кузьмин уйти ему не дали: они бросились за хозяином жилища с криком: «Мы живых свидетелей не оставляем!» Яковлев попытался было отбиться от нападавших с помощью кухонного ножа, но налетчики оказались сильнее. В схватке убийцы нанесли ему более 40 ножевых ранений в шею, грудь и живот, от которых мужчина скончался у порога собственной квартиры.

Вот так в уже никем не защищаемый дом ворвались четверо преступников, опьяненных не только алкоголем, но видом уже пролитой крови. Пока Кузьмин и Люленов насиловали хозяйку дома и ее дочь, Образцов и Батраева громили в комнатах все подряд. После этого изверги с помощью ножей и удавок принялись убивать Светлану и Ирину Яковлевых. Батраева же туфлями разбила голову 10-летнему Андрею, а затем для гарантии еще и задушила мальчика веревкой. Когда же через несколько минут двуногие звери покинули место своей кровавой вакханалии, они в дополнение ко всему еще и подожгли разоренное ими жилище…

Как уже говорилось, преступники были арестованы уже на другой день после учиненного ими побоища. Но тут в ходе следствия выяснилось, что пять трупов, оставленные ими в ту апрельскую ночь в переулке Верхнем - еще далеко не все их кровавые дела. Оказалось, что за четыре дня до этого чрезвычайного происшествия Люленов, Кузьмин и их общий знакомый, 25-летний житель Похвистнево Дмитрий Мазин побывали в Бугуруслане. Здесь проживал Дмитрий Бердюшин, с которым похвистневские парни хотели договориться о продаже автомашины. Однако эта сделка так и не состоялась. Более того: не сговорившись в цене, участники торга подрались между собой, и в ходе схватки Мазин ударил Бердюшина камнем по голове, от чего мужчина скончался на месте. Люленов и Кузьмин, по их словам, в убийстве участия не принимали, а лишь помогли дружку спрятать труп в парке, где его завалили сухими ветками.

Но и это, как выяснилось, было еще не все. Уже в ходе следствия по перечисленным пяти убийствам в переулке Верхнем на Люленова пришла ориентировка из Ставропольского края. Оказалось, что задолго до похвистневской трагедии этот юный садист успел оставить кровавый след и в здешнем курортном городке Невинномысске. Следствие установило, что в мае 2001 года наш «герой» выступил в качестве киллера при разборке между группами местных парней.

Незадолго до приезда Люленова в этот южный городок некий Владимир Широков избил брата одного из мелких уличных авторитетов – Леонида Костенко. Узнав об этом, приезжий с Волги вызвался помочь отомстить обидчику. Он заманил Широкова в один из баров, где подлил ему в пиво клофелин. Когда незадачливый драчун уснул, Люленов вместе с братьями Костенко вывез бесчувственное тело за город, где и убил несчастного ударами молотка по голове. После этого труп закопали в одной из здешних лесополос.

Таким образом, в ходе слушания этого уголовного дела на скамье подсудимых Самарского областного суда оказались пять человек. При этом Люленов и Кузьмин обвинялись в совершении пяти убийств, Батраева – трех, Мазин – одного, а Образцов – еще и в пособничестве убийцам. В ходе судебного процесса, на котором председательствовал один из наиболее опытных самарских судей Михаил Медведев, вина всех подсудимых была полностью доказана собранными следствием материалами.

В результате суд приговорил Олега Люленова и Евгения Кузьмина к пожизненному заключению, Людмилу Батраеву – к 18 годам лишения свободы в колонии общего режима, Дмитрия Мазина – к 14 годам, а Александра Образцова – к 8 годам лишения свободы, обоих – в колонии строгого режима.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 3097



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности