Дитя-убийца
Работники милиции, особенно участковые инспекторы, хорошо знают, как трудно бывает найти управу для совсем еще юных правонарушителей, не достигших 14-летнего возраста. Ведь российский уголовный кодекс запрещает отдавать под суд подобных малолетних преступников, независимо от тяжести совершенного ими деяния. Между тем почти в любом достаточно крупном городе на учете в милиции всегда стоят несколько таких пацанов, противопоставивших себя обществу буквально с пеленок.
Впрочем, это вполне объяснимо: ведь еще с младенческого возраста такие дети не видят вокруг себя ничего, кроме вечно пьяных мамы и папы, груд пустых бутылок, да регулярных драк родителей с собутыльниками. Спрашивается: разве может получиться из этого ребенка хоть какой-то приличный человек? Нет, все мы знаем, что из детей, которые воспитывались лишь по притонам да подвалам, обычно вырастают только воры и жестокие убийцы…
В 2003 году именно таким ребенком и оказался 13-летний уроженец Новокуйбышевска Самарской области Андрей Баев (по причине несовершеннолетия его фамилия изменена). Своего отца он никогда не помнил, а мать редко когда видел трезвой. Самые яркие картины его раннего детства были связаны главным образом с пьяными разгулами в их доме, во время которых его мать обычно сидела в обнимку с незнакомыми дядьками, каждый раз – с другими. Но именно во время таких застолий ребенку обычно перепадало что-нибудь вкусненькое: кусок колбасы, ломтик сыра, а то и конфета с печеньем. В прочие же дни мать нередко оставляла мальчика дома в одиночестве на целые сутки, и все это время Андрей сидел грязный и голодный, играя не в машинки или кубики, а в пробки от пустых бутылок. Неудивительно, что еще в младшем возрасте он начал регулярно прогуливать школьные уроки, а после четвертого класса совсем перестал сюда ходить. Его школой стала компания таких же, как он сам, детей улицы, вместе с которыми Андрей чуть ли не ежедневно стал ходить на кражи продуктов – просто для того, чтобы прокормиться…
Но когда мальчику исполнилось 12 лет, его мать приняла непростое для себя решение – из Новокуйбышевска вместе с Андреем она уехала на постоянное жительство в село Хорошенькое Красноярского района Самарской области. Возможно, она исподволь понимала, что из-за распутного образа жизни мальчик на ее глазах постепенно превращается в закоренелого преступника, и этим переездом она хотела изменить хоть что-то в своей жизни, а заодно и вырвать ребенка из криминальной среды. Однако дальнейшие события показали, что мать, к сожалению, слишком поздно осознала весь ужас ситуации, к которой ее привели грехи молодости…
После переезда в село Андрей сразу же завел дружбы с наиболее «отмороженными» представителями местной молодежи – в первую очередь с братьями Шаймухамбетовыми – 19-летним Марзабеком и 20-летним Эдибеком, ранее уже имевшими конфликты с законом. Оба они полтора года назад уже попадались на разбое, но если младший брат понес за это наказание, получив, правда, условный срок по причине малолетства, то старшему тогда и вовсе удалось отвертеться от скамьи подсудимых. После тех приключений Шаймухамбетовы ни дня нигде постоянно не работали, но тем не менее регулярно пьянствовали и вообще на сельский манер «прожигали жизнь».
Неудивительно, что Андрею такая компания пришлась вполне по душе, и он порой не приходил домой в течение нескольких дней, болтаясь где-то вместе с братьями, а если и возвращался, то после его коротких визитов из дома пропадали или вещи, или деньги. Конечно же, мать пыталась образумить сына и отвратить его от нехорошей компании, но все было напрасно: Андрей к тому времени уже почувствовал себя вполне взрослым и окончательно отбился от материнских рук.
В конце 2004 года в село Хорошенькое из Новокуйбышевска переехали бывшие соседи Баевых – Петр и Галина Одынецкие. Зная, что оба они любят выпить, Андрей почти сразу же стал обхаживать Петра в надежде раскрутить его на регулярную кормежку. Однако после первой же совместной выпивки супруга стала резко ограждать мужа от назойливого малолетки: она прекрасно помнила, что в Новокуйбышевске ни один визит к ним Андрея не обходился без того, чтобы подросток их не обкрадывал. И теперь юный воришка в доме Одынецких вместо угощения каждый раз получал «полный отлуп».
Тогда-то Баев и решил отомстить несговорчивым землякам. Однажды февральским вечером дома у братьев Шаймухамбетовых они сговорились напоить Одынецких до бесчувствия, а потом ограбить. У них есть чем поживиться, сказал подросток: во дворе стоит машина, и, кроме того, при последней с ним встрече Петр хвастался, что у него в заначке лежит 15 тысяч рублей, отложенные на покупку мебели. Эдибек тут же развил мысль Андрея, заявив, что в этом случае живыми хозяев оставлять будет нельзя, потому что поутру они сразу же заявят на них в милицию. Андрей сразу же поддержал предложение об убийстве, а вот Марзабек сначала засомневался, сказав, что он никого убивать не хочет. Все же подельникам удалось его уломать, после чего заговорщики, прихватив с собой нож, бутылку водки и бутылку шампанского, двинулись к дому Одынецких.
Дверь им открыл Петр, который, увидев выпивку, сразу же пригласил всех троих в комнату. Едва разлили по первой, как пришла Галина, которая по старой памяти тут же попыталась выпроводить из дома Андрея, заявив, что он вор и что она его знать не хочет. Впрочем, после «сотки» женщина подобрела, а после второй и третьей отправилась спать в соседнюю комнату.
Тут заговорщики решили, что настал удобный момент для нападения. Эдибек толкнул под столом ногу Баева, и подросток, схватив пустую бутылку из-под шампанского, с размаху ударил ею Одынецкого по голове. Однако хозяин дома не только не свалился без чувств, как того ожидали преступники, а стал с воплями гоняться за обидчиком. Более верткий Андрей выскочил на улицу, схватил стоявший у стены автомобильный глушитель, и, когда на пороге показался гнавшийся за ним Петр, еще раз ударил его по голове. Однако Одынецкий не потерял сознания и в этот раз, а снова попытался схватить настырного малолетку. Утихомирить хозяина смогли лишь подоспевшие братья Шаймухамбетовы, которые свалили Петра в снег и принялись бить его ножом, ногами и кулаками. Впоследствии эксперты обнаружили на теле Одынецкого не менее 23 колото-резаных проникающих ранений, в том числе сердца, легких и печени, от которых мужчина скончался на месте.
После первого убийства подонки вернулись в дом и разделались со спящей Галиной Одынецкой. При этом Эдибек держал ей руки, чтобы женщина не сопротивлялась, а Марзабек и Андрей по очереди вонзали ей нож в грудь и живот, а затем добивали ногами. По заключению медиков, смерть Одынецкой наступила от множественных ножевых ранений сердца, аорты и селезенки.
К разочарованию преступной троицы, вожделенных 15 тысяч рублей в разоренном доме им найти так и не удалось. Убийцы не знали, что супруги потратили эти деньги на хозяйственные нужды еще месяц с лишним назад. Лишь в карманах покойников обнаружилось 1300 рублей наличными, после чего грабители решили прихватить с собой все, что могли унести. Добычей преступников стали телевизор и магнитофон Одынецких, их дубленки и сотовый телефон, бензопила, и даже электрический чайник и набор ножей. Все это дружки погрузили в старенькую «пятерку» убитых, а в багажник машины бросили также и окровавленные тела хозяев осиротевшего дома. С награбленным убийцы отправились к своим знакомым в село Черновку Сергиевского района, по пути выбросив трупы в придорожную канаву и присыпав их снегом. Кое-что из похищенного Шаймухамбетовы успели продать или раздарить, однако уже через день после происшествия в Черновку за преступниками приехала опергруппа из местного райотдела.
На следствии все трое искренне удивлялись, как это милиции удалось так быстро их найти: мол, вроде бы они удачно скрылись с места преступления, да и трупы, по их мнению, спрятали вполне надежно. Но все трое быстро примолкли, когда для следственного эксперимента их привезли обратно в Хорошенькое. Здесь обвиняемым предъявили залитые кровью двор и дом Одынецких, а также множество оставленных ими кровавых следов. Правда, на следствии и суде братья Шаймухамбетовы пытались валить всю вину на Андрея Баева, которому на момент совершения преступления не хватало двух месяцев до 14-летнего возраста. Мол, обоих супругов убивал этот юный садист и подонок, а мы, если в чем и виноваты, то лишь в том, что помогали убийце вынести вещи из дома Одынецких. Однако при этом Шаймухамбетовы в рамках своей версии так и не смогли объяснить происхождение окровавленных отпечатков их пальцев на орудиях убийства и во всех комнатах дома убитых…
Судья Самарского областного суда Галина Балыкина признала Эдибека и Марзабека Шаймухамбетовых виновными в умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, в разбое и вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность, и приговорила первого из них к 17, а второго – к 18 годам лишения свободы, обоих – в колонии строгого режима. Что же касается Андрея Баева, то он по причине малолетства так и не был привлечен к судебной ответственности. Его судьбой занималась районная милиция, которая определила юного правонарушителя в специальное учреждение для трудных подростков.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2142