Не разговаривайте с незнакомцами

Даже на фоне криминального беспредела многих горожан буквально потрясло это происшествие, случившееся в феврале 2004 года в доме № 35 на улице Николая Панова в Самаре.

Ранним утром из дверей одной из квартир вдруг повалили клубы дыма. А когда пожарные потушили пламя, они обнаружили на полу обгоревшего жилища трупы двух молодых девушек. Даже бушевавший в комнатах огонь не смог скрыть следы зверского убийства: было очевидно, что перед пожаром несчастных долго и мучительно убивали чем-то острым и тяжелым. Впрочем, орудия убийства нашли довольно быстро: ими оказались кухонный нож и неизвестно откуда взявшаяся в этой квартире кувалда…

 

Преступление

Вскоре были установлены и личности убитых: ими оказались Ольга Кашина и Елена Зайцева, студентки двух разных вузов Самары (фамилии потерпевших изменены – В.Е.). Хотя Лена приехала из Казахстана, а Оля – из небольшого сибирского городка, в Самаре они познакомились и затем сняли на двоих квартиру на улице Николая Панова. Согласно свидетельским показаниям, родительская помощь позволяла обеим жить довольно-таки безбедно: юные особы модно и разнообразно одевались, да и наличные у них водились почти постоянно. Однако при осмотре квартиры после происшествия деньги обнаружены не были, почему следствием и была выдвинута версия об убийстве с целью ограбления.

Далее следователь стал методично выявлять всех знакомых Ольги и Елены. По словам соседей, ничем особенным из среды своих сверстниц студентки не выделялись: ходили на занятия в свои институты, а в свободное время – в молодежные клубы и на дискотеки, откуда порой возвращались довольно поздно. Конечно же, как и к любым девушкам, к Лене и Оле регулярно приходили в гости их подруги и молодые парни. Вот с этих-то знакомств работники милиции и начали розыск преступника.

Довольно быстро удалось выяснить, что к одной из студенток регулярно приходил ее друг по имени Олег, проживающий в общежитии аэрокосмического университета, что находится всего в нескольких кварталах от места трагедии. Оперативники нашли этого парня, и, как говорят в таких случаях, «взяли в крутой оборот», поскольку именно на него в тот момент пало подозрение в убийстве. Олег, конечно же, был весьма напуган методами работников уголовного розыска, однако уверял, что бывал в квартире на улице Николая Панова исключительно ради приятного знакомства, а каких-либо преступных намерений по отношению к студенткам у него никогда не было.

Что касается того злополучного дня, когда произошло убийства, то на этот счет у Олега оказалось железное алиби: в день и час, когда произошла трагедия, его многие видели в другом месте. А затем парень вспомнил, что вечером накануне происшествия он и в самом деле собирался прийти к девушкам, но по ряду причин не смог этого сделать. И тогда он попросил своего приятеля Максима, чтобы тот по пути зашел в знакомый дом и предупредил юную пассию, чтобы она его не ждала.

Максим на допросе слово в слово повторил показания Олега. При этом он как бы между прочим заметил, что все обстоятельства его беседы с девушками может подтвердить Женя, который живет в том же общежитии, что и он сам, и который тоже заходил с ним в дом № 35 на Николая Панова. По словам Максима, его спутник при этом в их разговор не вступал, но наверняка все слышал.

 

Подозреваемый

Этот самый Женя оперативникам поначалу показался малозначительным, третьестепенным участником всей трагической истории. Ну зачем нам, рассуждали они, еще один свидетель, который сможет (или не сможет) вспомнить несколько ничего не значащих слов из разговора Лены и Максима? Но когда работники уголовного розыска все-таки стали собирать информацию о Евгении Свищеве (такова оказалась фамилия парня), то тут один за другим стали всплывать факты, каждый из которых все более и более усиливал их интерес к этому персонажу.

Во-первых, выяснилось, что Женя действительно жил в одном общежитии с Максимом, но вот прописан он здесь никогда не был, в связи с чем у него регулярно возникали проблемы с вахтерами, не пропускавшими сюда парня в позднее время. Во-вторых, Евгений Свищев нигде не учился, хотя многие его принимали за студента аэрокосмического университета, которому, собственно, и принадлежало общежитие. В-третьих, с его появлением из соседних комнат стали пропадать личные вещи постояльцев, Причем многие студенты были убеждены, кто этим мелким воровством занимается именно Свищев.

Но больше всего насторожил оперативников другой факт. Как рассказали некоторые знакомые Свищева, на следующий день после убийства девушек Женя появился в общежитии в обновках – у него неожиданно оказались дорогая фирменная куртка, новые ботинки и еще кое-какие вещи. Парень объяснил свои приобретения очень просто: мол, родственники подкинули деньжат – вот он и приоделся. Но когда его попросили рассказать что-нибудь о его щедрых родственниках, Женя почему-то ушел от разговора и переключился на другие темы.

Подозрительный парень не появлялся в общежитии несколько дней, а когда его встреча с оперативниками, наконец, состоялась, их уверенность в том, что Свищев имеет прямое отношение к убийству, переросла в уверенность. А затем у задержанного нашли некоторые вещи, явно ему не принадлежащие, после чего у следователя отпали последние сомнения в его виновности. К тому же знакомые убитых девушек в числе предметов одежды, изъятых у подозреваемого, уверенно опознали куртку Ольги, пропавшую из квартиры в день убийства. Понимая, что изворачиваться больше нет смысла, Свищев во всем признался.

 

Наркоман

По его словам, все произошло следующим образом. Еще не так давно он жил в Ульяновске, где пристрастился к наркотикам. Однажды он случайно встретился со своим другом детства Олегом, студентом Самарского аэрокосмического университета - и в результате вместе с ним уехал из Ульяновска в Самару. Здесь он поселился в том же общежитии, что и Олег, и при этом отнюдь не бросал своих наркотических пристрастий. Именно потому, что ему никогда не хватало денег на наркотики, Женя при удобном случае всегда приворовывал у своих соседей по общежитию. На этой почве у него уже было несколько конфликтов с другими студентами, из-за чего Свищев был вынужден по нескольку дней скрываться от потерпевших.

В тот роковой день приезжий из Ульяновска почему-то увязался вместе с Максимом, знакомым Олега. Когда Максим звонил в дверь квартиры дома № 35 на улице Николая Панова и передавал девушкам извинения Олега, Женя, как уже было сказано выше, стоял рядом и в разговоре не участвовал. Однако в результате студентки его запомнили, и потому они, по словам Свищева, не очень удивились, когда в тот же день вечером, но уже в одиночку, он опять позвонил в знакомую дверь. Женя попросился переночевать, объяснив девушкам, что в связи с поздним временем вахтер не пускает его в общежитие, потому что он там не прописан. Удивительно, но в этой просьбе ему не отказали, несмотря на мимолетное знакомство. Студентки дали ему матрас и велели расположиться на полу в коридоре, что Женя и сделал.

Конфликт произошел следующим утром, когда, по словам Свищева, проснувшаяся первой Ольга учинила ему форменный допрос: как и почему он докатился до жизни такой, что вынужден проситься переночевать к малознакомым людям. Женя ей все бесхитростно рассказал: как он увлекся наркотиками, как ему постоянно не хватает денег, и как он сейчас оказался всем должен, и неизвестно, когда получится отдать долги. В ответ на такую откровенность Ольга, по словам парня, начала над ним насмехаться: мол, ты слабак, неудачник, и потому у тебя никогда не получится выбраться с этого «дна».

Женя жутко обиделся на ее слова, что при его излишней вспыльчивости и привело к трагедии. Сначала он несколько раз ударил девушку кухонным ножом в грудь и живот, а потом принялся молотить ее по голове лежащей на кухне кувалдой. После первых же ударов Ольга с воплем упала на пол, но он все равно с остервенением продолжал убивать обидчицу.

Тут на шум в кухню прибежала Лена – и тут же была сбита ударом кувалдой по лицу. По словам озверевшего подонка, еще в течение десяти - пятнадцати минут он кромсал ножом и колотил стальной болванкой бесчувственные девичьи тела. Когда, наконец, с него спало возбуждение, вызванное убийством, Свищеву пришла в голову мысль замести следы своего преступления. Сделал это он весьма своеобразно: поджег окровавленную квартиру сразу в нескольких местах.

Однако перед тем, как покинуть осиротевшее жилище, преступник решил прихватить с собой некоторые вещи убитых им девушек. Из сумочки Лены он забрал 9500 рублей и 200 американских долларов, а также ее золотые украшения – всего на 23500 рублей. У Ольги же он снял с пальца золотое кольцо стоимостью 2 тысячи рублей, а в прихожей надел ее куртку. Часть денег он на другой день потратил на обновки, но золото и куртку сбыть не успел. Эти вещи, изъятые у него милицией, и стали одной из главных улик в изобличении преступника.

 

Приговор

Первый судебный процесс по делу Свищева состоялся в Самарском областном суде еще летом 2005 года. В результате судья Евгений Романов приговорил убийцу к 21 году лишения свободы в колонии строгого режима. Однако вскоре в Верховный суд РФ поступила кассационная жалоба от родителей Елены Зайцевой, которые выразили протест по поводу того, что рассмотрение дела прошло в их отсутствие. В результате приговор Самарского областного суда был отменен Верховным судом, и дело направили на второе рассмотрение.

Новый судебный процесс по делу Свищева проходил там же, в областном суде, под председательством судьи Ольги Бурцевой. В этот раз убийца снова был признан виновным и по приговору получил в итоге 24 года лишения свободы в колонии строгого режима.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 2227



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности