Новогодние отморозки

На следствии и во время судебных слушаний Юсупов и Мамышев, за редкими исключениями, не произнесли ни единого звука и чаще всего сидели, молча уткнувшись взглядом в пол, и лишь изредка поднимая глаза на окружающих. За всех троих говорил один только Сапуков. Но и он, прижатый уликами к стенке, в ответ на вопрос о причинах своего преступления смог лишь пожать плечами и выдавить из себя: «Пьяный был…»

Эти трое 19-летних жителей поселка Подбельск Похвистневского района Самарской области оказались на скамье подсудимых по обвинению в разбое и убийстве с особой жестокостью. Свои преступления Наиль Юсупов, Рамиль Мамышев и Халид Сапуков, совершили во время встречи Нового, 2002 года. При этом первые двое подельников молчали в полном соответствии с законом – с тем самым законом, на который они до этого цинично плевали, как говорится, с высокой колокольни. И лишь угодив за решетку, эти отморозки наконец-то вспомнили о российской Конституции, которая позволяет им, в частности, отказаться от ответов на вопросы следствия и суда.

…Отголоски общественного прогресса периода бурных рыночных реформ в наши дни докатились и до самых отдаленных сел российской глубинки. В частности, в поселке Подбельск, затерявшемся на окраине Самарской области, приход цивилизации выразился в открытии нескольких круглосуточных баров и дискотек. Вот как раз в одно из таких заведений наша развеселая троица и пришла встретить Новый год. Как водится, праздничную ночь парни начали бурными алкогольными возлияниями. Поначалу все шло хорошо, но вскоре после полуночи у всех троих кончились деньги. Вот с этого-то момента новогодний праздник для Сапукова, Юсупова и Мамышева и перестал быть праздником, поскольку они его просто не мыслили без дальнейшей пьянки.

Как назло, угощать дружков «на халяву» больше не хотели ни бармен, ни их соседи по стойке. Парням срочно требовалась хотя бы минимальная денежная сумма, но ни одной хорошей идеи на этот счет в их затуманенные алкоголем мозги, как назло, не приходило. И тут Сапуков вдруг увидел идущую к выходу из бара свою знакомую Нину Лапину (здесь и далее имена и фамилии потерпевших изменены – В.Е.). Но пока он заплетающимся языком объяснял приятелям, кто это такая и как он с ней познакомился, девушка уже успела покинуть стены питейного заведения. Одним словом, когда наша подвыпившая троица нетвердой походкой выбралась из бара на свежий воздух, Лапиной нигде не было видно. Впрочем, Сапукова это не смутило. Он вспомнил, что Нина живет неподалеку, и предложил всем пойти по памятному адресу, чтобы добыть денег на «продолжение банкета».

Когда приятели наконец-то нашли квартиру Лапиной, было уже около четырех часов утра. Вломившись без стука в чужое жилище, Сапуков, к своему удивлению, не нашел здесь своей знакомой, но зато обнаружил на диване какого-то незнакомого ему парня – как впоследствии оказалось, местного жителя Игоря Горина. Гость оказался пьяным до такой степени невменяемости, что не мог ни стоять, ни внятно объясняться. С большим трудом пришельцы смогли от него добиться, что хозяйка вышла за продуктами, но уже скоро должна вернуться. А когда Сапуков стал спрашивать у него денег, Горин окончательно «отключился» – он мог только мычать и тупо улыбаться в пространство.

Долгое ожидание не входило в планы непрошеных визитеров, и все трое принялись шарить по шкафу и тумбочке в поисках наличных купюр. Но им, как назло, ничего не попадалось. Тогда кто-то из воришек предложить прихватить с собой что-нибудь ценное, что можно было бы быстро продать или хотя бы предложить бармену в обмен на выпивку. В итоге, забрав из чужого жилища аудио- и видеомагнитофон, налетчики уже совсем было собрались уходить, но тут вдруг домой вернулась Лапина.

Разумеется, в одном из визитеров она сразу узнала Сапукова и поняла, что ее хотят обокрасть. Девушка вцепилась в одного из незваных гостей и стала кричать, чтобы они положили ее вещи на место. Но у дружков, как мы знаем, в эти минуты все нутро горело от потребности срочно выпить, и они в обмен на аппаратуру они стали требовать у хозяйки денег. А у Лапиной в тот момент то ли и в самом деле не было с собой наличности, то ли она пожадничала - но все кончилось тем, что грабители заперли в ванной комнате неуступчивую хозяйку, а сами собрались ретироваться с магнитофонами в руках. Однако Лапина, на свою беду, начала кричать из-за двери, что в заднем кармане брюк у ее спящего приятеля есть какие-то дензнаки.

Когда налетчики стали обыскивать лежащего на диване Горина, тот понемногу стал приходить в себя. К тому моменту, когда дружки еще раз убедились в полном отсутствии у него купюр, парень наконец-то смог осознать происходящее и даже начал отмахиваться от наглецов, лазящих по его карманам. Сапукова это вывело из себя, и он ударил пьяницу по голове попавшейся ему под руку мясорубкой. Горин упал, и Сапуков с Юсуповым набросились на него с кухонными ножами, лежащими на столе. Однако их мягкие лезвия так и не смогли пробить пиджак упавшего: один нож от удара сломался, а другой погнулся. Но больше всего грабителей взбесило то обстоятельство, что в ответ на их удары Горин не только не «отключился», но и стал полушепотом материть своих обидчиков.

Реакция незваных визитеров оказалась весьма неадекватной. Ослепленные алкоголем и раздражением, Юсупов, Мамышев и Сапуков втроем набросились на свою жертву и принялись душить Горина, затянув на его шее шарфы и электропровод от магнитофона. В итоге несчастный пьяница скончался на месте. И тут грабители, ставшие еще и убийцами, услышали из-за двери ванной комнаты крики Лапиной. «Свидетель!» - мелькнуло у них в голове. «От нее надо избавиться!» А общее мнение о дальнейшей судьбе Лапиной озвучил Юсупов, который выпустил пленницу из заточения и объявил, что сейчас они втроем будут ее убивать. Мол, если мы этого не сделаем, ты нас обязательно заложишь ментам.

Разумеется, остолбеневшая от ужаса девушка, увидев труп своего приятеля, в тот момент не могла не поверить озверевшим пьяным бандитам. Решение к ней пришло мгновенно. Лапина оттолкнула ближайшего к ней налетчика, бросилась к окну и прыгнула со второго этажа на улицу, выбив своим телом оба стекла. При этом она приземлилась довольно удачно для такой экстремальной ситуации, сломав лишь пяточную и седалищную кости и получив несколько ушибов лица и ног.

Впрочем, налетчики не особо горевали по поводу того, что вторая жертва ушла у них прямо из рук. Посчитав, что Лапина разбилась насмерть, Юсупов, Мамышев и Сапуков уже через пару минут бежали с места происшествия, забрав с собой злополучные магнитофоны и прихватив дубленку убитого ими Горина. Похищенное они закопали в снег недалеко от ограбленного ими жилища, однако возвращаться в бар все-таки не рискнули. Вместо этого дружки направились к одному из своих приятелей, где их уже днем и обнаружили работники милиции.

Как уже было сказано, Юсупов и Мамышев сразу же отказались от дачи показаний, воспользовавшись по совету адвокатов 51-й статьей Конституции РФ. Согласился говорить и признал себя виновным лишь Сапуков, который, однако, выдвинул собственную версию случившегося в квартире Лапиной. По его словам, ни Юсупова, ни Мамышева в ту ночь здесь не было. К Лапиной пришел лишь он один, но вовсе не с целью грабежа, а... по ее собственному приглашению. Мол, девушка давно была к нему неравнодушна, и именно поэтому и захотела встретить Новый год с ним наедине. Однако уже после полуночи в квартиру Лапиной вдруг без спросу ввалился незнакомый ему пьяный тип, назвавшийся Игорем Гориным. Хотя ему предложили посидеть и выпить с ними, гость сразу же стал вести себя довольно агрессивно. После первой же рюмки Горин вдруг стал обзывать его, Сапукова, а потом и вовсе полез в драку. Вот тут-то Сапуков и ударил пришельца мясорубкой по голове, а когда в ответ драчун кинулся на него с ножом, парень в пылу борьбы его и задушил. А коли так, то Сапуков, следовательно, виновен лишь в убийстве при превышении необходимой обороны.

Однако выступивший в суде представитель государственного обвинения привел массу доказательств, из которых было видно, что версия, изложенная подсудимым – не более чем плод его фантазии. Во-первых, слова своего «возлюбленного» тут же опровергла потерпевшая Лапина, к тому времени довольно долго отлежавшая в больнице. При этом девушка подробно и во всех деталях рассказала, как все троица заперла ее в ванной комнате и как она потом прыгнула в окно. Во-вторых, экспертиза установила, что в квартире Лапиной имеются следы пребывания не только Сапукова, но также и Мамышева с Юсуповым. В-третьих, на джинсах этих двоих парней экспертами была обнаружена кровь Горина, и при этом толково объяснить ее происхождение не смогли ни подсудимые, ни их адвокаты. В дополнение ко всему показания против тройки грабителей дали еще несколько свидетелей.

В итоге судья Самарского областного суда Евгений Калюжный признал Халида Сапукова, Наиля Юсупова и Рамиля Мамышева виновными в совершении умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах, а также в разбое. За это Юсупов и Мамышев были приговорены к 20, а Сапуков – к 21 году лишения свободы, все – в колонии строгого режима.

После завершения процесса у входа в здание суда еще долго стояла целая толпа родственников осужденных, и при этом некоторые представители молодежи громко возмущались неоправданной, по их мнению, жесткостью приговора. Однако почти все они замолчали, когда кто-то из пожилых людей напомнил им о прошлых временах. Уж старикам-то не надо рассказывать, что еще 20-25 лет назад за подобное преступление всех троих вполне могли приговорить и к расстрелу.

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 2522



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности