Ночь после Рождества
- Когда утром я увидел, что ночью дверь моего магазина кто-то взломал, я почти сразу же догадался, чьих это рук дело, - говорил на суде частный предприниматель Александр Минаев. – В нашем поселке жителей немного, и все друг друга знают. Поэтому я был почти на сто процентов уверен, что один из воров - это Николай Жданов. Почему? Да ведь он же Хакима дружок…
Хаким Искаров в поселке Аверьяновский Большеглушицкого района Самарской области был личностью известной. К своим 34 годам он не заимел ни семьи, ни постоянного места работы, зато за кражи успел дважды побывать в «местах не столь отдаленных». Впрочем, тюрьмы и колонии исправить Искарова так и не смогли, а сделали его еще более «отмороженным». В итоге бывший вор опускался все ниже и ниже, пока не совершил убийство, о чем будет сказано немного позже.
А после возвращения Хакима домой из очередной отсидки без его участия в поселке Аверьяновский уже не обходилась ни одна пьяная драка. По ночам же Искаров, как и прежде, продолжал подворовывать, и в конце концов докатился до того, что незадолго до наступления Нового года, 2006 года, он вместе с приятелем обчистил погреб… собственного дяди. Темной зимней ночью был взломан замок, висевший на двери сарая престарелого Сагида Искарова, и из подземелья пропали 10 килограммов конины, мешок картошки, множество банок с компотом и вареньем, а также 30-литовая фляга подсолнечного масла. Когда дядя узнал, кто его разорил, он быстро отыскал мерзавца и крепко отходил его лопатой по спине, однако районным правоохранителям о краже в тот раз сообщать так и не стал. Впрочем, через некоторое время заявление в милицию Сагиду все же пришлось написать, но лишь после того, как его племянника с дружками увезли в райцентр в казенной машине с зарешеченными окошками.
Впрочем, еще накануне их ареста правоохранители Большеглушицкого района были крайне озабочены тем, что в декабре прошлого и в начале января нынешнего года на маленький поселок Аверьяновский обрушилась самая настоящая «криминальная волна». И лишь после начала следствия выяснилось, что все эти многочисленные кражи были делом рук Хакима Искарова и его «бригады». Чуть ли не каждую ночь в поселке под напором их ломов и монтировок трещали запоры и пудовые замки на дверях и окнах, а наутро очередной потерпевший подсчитывал убытки.
В частности, в магазин «Ксюша», принадлежащий уже упомянутому выше Александру Минаеву, Искаров залез вместе с 20-летними Леонидом Черепановым и Николаем Ждановым, а также с 24-летним Владимиром Коноваловым. Компания украла отсюда некоторое количество наличных купюр, а также водку, вино, сигареты, консервы, шоколадки, жвачку, одеколон и духи на общую сумму 15133 рубля. Одним словом, это была типичная добыча мелких воришек, дорвавшихся до витрины сельской торговой точки. Через несколько дней нападению тех же жуликов подвергся магазин «Елена», принадлежащий местному предпринимателю Николаю Муравлеву. Здесь ущерб от кражи составил 5970 рублей.
А еще в перечне «похождений» Искарова и К оказался фельдшерский пункт поселка Аверьяновский, откуда воры забрали чемодан с медикаментами, кварцевую лампу-облучатель и пол-литровую бутылку со спиртом. Видимо, спирта на всех участников кражи в тот раз не хватило, потому что на следующую ночь злоумышленники сорвали замок с двери конторы и взломали железной ящик колхозной кассы, куда накануне из банка привезли свыше 50 тысяч рублей зарплаты. Однако в этот раз жуликов ждал жестокий «облом». Внутренности ящика оказались пустыми, потому что к тому моменту всю зарплату колхозники уже успели получить…
Ночные «подвиги» сельских «джентльменов удачи» закончились лишь в ночь после Рождества 2003 года. Вечером 7 января Искаров, мучимый последствиями очередной пьянки, пришел к своему приятелю Черепанову, проживавшему в Аверьяновском на улице Центральной. Выпивки у того нашлось лишь по полстакана на каждого, хотя Искаров и требовал «продолжения банкета». В ответ на его стенания хозяин дома заявил, что ни денег, ни водки у него больше нет, но зато есть план, где это все можно раздобыть. И Черепанов указал на соседний дом, где проживал 80-летний ветеран труда Сергей Козлов.
По мысли Черепанова, за свою долгую жизнь практически непьющий Козлов не мог не скопить изрядную сумму денег, которые он наверняка хранит у себя дома. Но сейчас старик уже пребывает в таком почтенном возрасте, что большие деньги ему оказываются просто ни к чему. Зато нам, мучающимся с похмелья, сказал Черепанов Искарову, его деньги сейчас нужны просто позарез. Искаров сразу же понял намек дружка, и без промедления согласился сегодня же наведаться в квартиру одинокого пенсионера.
На «дело» приятели пошли в три часа ночи. С собой они прихватили ножи, а на головы надели маски, сделанные из черных шерстяных шапочек с прорезями для глаз и рта. Выбить дверь, запертую изнутри на слабенькую задвижку, для злоумышленников было делом нескольких секунд. Козлов услышал шум в сенях и даже встал с кровати, но на большее ему не хватило ни сил, ни времени: преступники к тому моменту уже оказались в комнате и приставили ножи к горлу старика. На требование немедленно отдать деньги хозяин ответил, что пенсию он потратил еще несколько дней назад, а все сбережения, накопленные за восемьдесят лет, уже давно раздал детям и внукам.
Взбешенный отказом Искаров ударом кулака свалил пенсионера на пол, после чего вместе с Черепановым принялся избивать его ногами и печной кочергой. После нескольких ударов Козлов затих, и преступники решили, что он потерял сознание. Тогда Черепанов стал шарить по шкафам в поисках денег, а Искаров принялся обыскивать одежду Козлова. И в этот момент престарелый хозяин дома проявил неожиданную для своего возраста резвость: он в одну секунду повернулся к Искарову и, изловчившись, сорвал с его лица маску. Конечно же, старик сразу же все понял – ведь в небольшой деревеньке все жители знают друг друга в лицо. Пенсионер даже успел сказать что-то вроде: «Какая же ты, Хаким, мразь!» Но эти слова оказались последними в его жизни: Искаров, испуганный тем, что жертва его узнала, с размаху вонзил в сердце Козлову острое лезвие ножа.
Прибежавшему на шум приятелю рецидивист объяснил, что старик только что сорвал с него маску, и если его не убить, он наверняка заявит на них в милицию. Раздосадованный Черепанов не преминул тут же выместить на хозяине дома свою злобу: он тоже несколько раз ударил Козлова ножом в грудь, и через несколько минут пенсионер скончался. Впоследствии судебно-медицинские эксперты установили, что смертельными для жертвы стали ранения, нанесенные обоими преступниками.
Обшарив одежду убитого, налетчики нашли в заднем кармане его брюк 5200 рублей, которые они забрали себе. После этого Искаров и Черепанов сбросили труп старика в подвал. Кроме того, покидая осиротевшее жилище, убийцы взяли из шкафа коробку шоколадных конфет «Морская волна», которую Козлов приготовил для раздачи детям на Рождество, а также спираль от электроплитки. Больше ничего ценного в его доме не нашлось. А перед уходом Искаров растопил печь – по его словам, для того, чтобы из трубы шел дым, и дом подольше выглядел жилым. Но при этом один из преступников зачем-то накрыл печь ватной телогрейкой…
Утром следующего дня дом Козлова вспыхнул ярким пламенем. Оказалось, что через щели между кирпичами старенькой печки огонь в конце концов добрался до телогрейки, которая после этого сразу же загорелась. К тому моменту, когда по заснеженным дорогам в Аверьяновский из райцентра пробились пожарные машины, огонь успел полностью уничтожить дом пенсионера. Огнеборцы лишь залили водой догорающие угли, а потом стали осматривать пожарище. Тут-то они и обнаружили в подвале труп хозяина дома с многочисленными ножевыми ранениями.
Долго искать убийц милиции не пришлось. Узнав о кровавой трагедии, все соседи Козлова, не сговариваясь, заявили, что совершить такое могли только Искаров и его дружки. Главарь «бригады» был тут арестован в доме Черепанова, где приятели всю ночь и все утро «обмывали» ночное «дело» и наступившее Рождество. В момент задержания ни Искаров, ни Черепанов так и не смогли вразумительно объяснить, откуда у них на одежде взялись следы крови, и в итоге быстро признались в убийстве. А еще через несколько часов они «заложили» также Жданова и Коновалова, пояснив, что с этими дружками они на протяжении последнего месяца совершили в поселке несколько краж.
Когда по этому уголовному делу уже завершалось следствие, почти все обвиняемые потребовали, чтобы судебный процесс над ними обязательно проходил при участии присяжных заседателей. Однако подсудимые напрасно рассчитывали на снисходительность народных представителей. Вердикт присяжных по этому уголовному делу был единодушным: все четверо были признаны виновными. Лишь в отношении Коновалова присяжные порекомендовали суду проявить мягкость, потому что он, как выяснилось, участвовал лишь в одной ночной краже.
Судья Самарского областного суда Евгений Калюжный, рассмотрев материалы дела, приговорил Хакима Искарова и Леонида Черепанова к 22 годам лишения свободы каждого, первого – в колонии особого режима, второго – на «строгаче». Николай Жданов получил 3,5 года «отсидки» в колонии общего режима, а вот Владимир Коновалов сможет отбывать наказание на свободе: он приговорен к двум годам условно с испытательным сроком на три года.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 2069