Летающий горшок
Данная работа является продолжением исследований автора, частично отраженных в докладах «Подземные объекты в спелеологической практике Среднего Поволжья», «Ангел из библиотеки и самарская легенда о Макаавасах», а также «Культурологический и психологический аспект в истории самарской фигурки Макааваса».
Одним из интригующих аспектов местных преданий (что в начале ХХ века были зафиксированным исследователем Ф.Т. Яковлевым, и на которые сумел обратить пристальное внимание автора этих строк добрый «ангел из библиотеки» [1]), стала легенда об упавшем на Самарской Луке «горшке» - именуемом чакш нармутъ. В данной связи самарский краевед О.А. Ракшин считает - чакш нармутъ есть искажённое при записи выражение «покш нармунь», что в переводе означает «большая птица» [2].
Вот что счёл важным записать Ф.Т. Яковлев: «Суеверия в пределах Самарской губернии невероятно распространены и разнообразны… Так, старики в Аскулах вот что рассказывают… Давным-давно, в сенокос это было. Небо раскололось. И в овраг, что рядом с дорогой, упал, и в землю ушёл большой, размером с телегу, глиняный горшок, называемый чакш нармутъ. Слух родился, что в том горшке золото. И многие в то место ходили копать, но ничего так и не нашли…»
Как пояснение к данной записи Ф.Т. Яковлев приложил рисунок, изображавший этот якобы упавший с неба горшок чакш нармутъ. Но то, что было запечатлено, вовсе не походило на классический народный горшок или котёл, а скорее напоминало вполне современный аэродинамических характеристик обтекаемый каплеобразный аппарат, где длина аппарата была примерно в три раза больше его ширины, с вытянутым округлым горлышком (соплом), обращенным вниз. На рисунке в центре горшка было изображено большое округлое пятно (эдакий аналог большого самолётного иллюминатора). Так с точки зрения современной эпохи данный рисунок очень сильно напоминал стилизованное отображение посадочного модуля космического корабля, а ещё вернее - изображения одного из так и не реализованных проектов разработки космических ракетопланов, популярных во второй четверти ХХ века.
Кроме изображения горшка чакш нармутъ, в своих материалах Ф.Т. Яковлев привёл изображение сказочных существ, именуемых Макаавасами, и самым удивительным образом напоминающих японские глиняные фигурки Догу, или существ, облаченных в скафандры [3]. Впрочем, вышеуказанная схожесть ныне выявлена и для других территорий, например, урочища с многозначительным именем - «Каменные Могилы». Это интереснейший многослойный археологический памятник эпохи мезолита на юге Украины под Мелитополем, где сегодня найдены многочисленные чуринги - рыбообразные или скафандрооблаченные фигурки и изображения (рис.1).
(Подпись к рис. 1 – Визуальное сравнение фигур японской Догу и волжского Макааваса).
Важно указать, что сам Ф.Т. Яковлев совершенно не соотносил данный упавший с неба горшок и изображения Макаавасов. Однако в XXI столетии они слишком хорошо коррелируются между собой, и замечательно укладываются в один ряд с другими описаниями, изображениями, а также фигурками, рассматриваемыми сегодня в рамках концепции существования высокоразвитых цивилизации предтеч или палеокосмонавтики.
По этим сделанным в областном архиве находкам автор этих строк ещё в начале 90-х годов ХХ столетия подготовил и отправил в адрес редакции особо популярного в те годы журнала «Техника-Молодёжи» статью. Но тогда она не была опубликована (затерялась).
В дальнейшем неоднократные попытки автора обсудить найденный материал с ведущими исследователями данной тематики, в частности, например, с координатором ОНИОО «Космопоиск» В.А. Чернобровым (г. Москва), а также руководителем уфологической комиссии Русского географического общества М.Б. Герштейном (г. Санкт-Петербург), успехом не увенчалась. «Информационное сопротивление» по данным материалам не было преодолено, и соответственно интерес каких-либо специалистов к данному уникальному материалу проявлен не был, вследствие чего тема развития не получила.
Вернемся к изображению упавшего горшка.
Несколько позже, вероятно благодаря помощи все того же доброго «ангела из библиотеки», в далекой от Среднего Поволжья горной Аджарии был обнаружен декоративно-фольклорный кувшин, или, в просторечии - глиняный горшок, по своему внешнему виду удивительно напоминающий некогда упавший с неба чакш нармутъ.
На фото 2 представлен коллаж - декоративно-фольклорный кувшин как визуальный аналог летающего горшка Макаавасов, а также место его предположительного «падения»/«захоронения». В правом верхнем углу приведен внешний вид «ушедшего» в береговой склон реки Полтавка или «упавшего» в подземное озеро Игонева дола «летающего снаряда» (подробнее ее история приведена ниже). В левом нижнем углу предполагаемые пилоты/пассажиры «летающих горшков/снарядов» - Макаавасы (рис. 2).
(Подпись к рис. 2 – Коллаж. Объекты, якобы летавшие вдоль малых рек Поволжья (вставка в нижнем левом углу - летающий горшок Макаавасов, вставка - летающий вдоль реки «снаряд»), а также вероятное место его «захоронения» в одном из холмов, образующих старое русло реки Падовка, 2001 год).
Из рассказов куйбышевских спелеологов известны узкие ходы Игонева дола, ведущие к подземному озеру*, где якобы находилась бесформенная груда старого железа. Согласно местной быличке, это и есть останки «летающей ладьи» Степана Разина.
(* Вглубь земли / сайт Другой город http://drugoigorod.ru/samara_caves/ (дата обращения 11.07.2019 г.). Здесь дано описание «Золотой пещеры» плюс фото и рассказ о «Золотой пещере»).
Местные жители рассказывали, что в конце семидесятых годов сюда приезжали военные, что-то долго вымеряли, и под предлогом, что в пещерах могут пострадать дети, входы в них подорвали.
Любопытно отметить, что в конце девяностых годов ХХ века Б.В. Кильменев (еще один безвременно ушедший самарский краевед) обнаружил фольклорную связку – «мостик» между широко известным образом «летающей лодки» Степана Разина и волшебными «летающими горшками» подземного народа Макаавасов. Так, по одной из местных легенд, именно Макаавасы, после того как герой через дупло древнего дуба спустился к ним под землю, подарили герою волшебную «летающую лодку» (другой вариант - «летающую кошму»).
Важно отметить, что при достаточно широком распространении самого образа «летающей лодки» Степана Разина, каких-либо подробностей в её описании почти не сохранилось. Но легенды сходятся в утверждении, что эта сказочная лодка была перегружена самыми различными сокровищами, после чего она не могла больше летать. Но при этом предания расходятся в указании того места, где она упокоилась.
Также интересно отметить, что современные металлодетекторы показывают наличие больших масс железа внутри некоторых из отмеченных (как место погребения «летающей лодки») холмов и распадков. Но что именно там находится на самом деле – металлические конструкции, выброшенный кем-то металлолом или просто большие массы железосодержащих вкраплений в известковую породу, без соответствующих исследований сказать сложно.
Итак, на данной территории сохранились предания о «летающих лодках», «горшках», «снарядах», а также изображения существ, облачённых в скафандры, что при желании можно рассматривать, как воспоминания о высоком уровне цивилизации, существовавшей в этих местах в древности.
Данное предположение базируется на преданиях о том, что легендарная летающая лодка Степана Разина, или летающий горшок Макаавасов, до настоящего времени находятся в одном из холмов, курганов, пещер и многочисленных стариц древних рек Поволжья.
Любопытно отметить, что хронологически сложилось так, что первым оригинальным местным материалом на тему «Необычное» для автора стал довольно объёмный труд в 242 листа текста, отпечатанный на машинке (вторая или даже третья копия) и переплетённый в твёрдый зелёный картон. На её титульном листе значилось: «Предварительные итоги фольклорной экспедиции 1959 года в Борский район Куйбышевской области. Ленинградский гос. пед. институт имени А.И. Герцена, 1959/1960 годы». Этот материал в 1984 году автору для последующей проработки передал местный краевед В.И. Степанов. К сожалению, он вскоре умер, и сегодня уже невозможно установить, где, собственно, были добыты эти материалы. А затем данный материал, впрочем, как и многое другое, пропал в огне пожара, опустошившего квартиру автора в ночь на 4 января 2014 года.
В вышеуказанном труде у автора особый интерес вызвал фольклор о Степане Разине, местном колдуне, спроецированным на Борский район Куйбышевской области (до революции именуемый пшеничной горкой), и, в частности образ его «летающей лодки», «захороненной» в одном из местных курганов. Вот цитата из этого труда: «Записывая песни о Разине, экспедиция натолкнулась на явление, ещё не известное науке. С именем Степана Разина в Борском районе связываются предания о местных возвышенностях: холмах, степных курганах, горных кручах, возвышающихся над рекой Самарой. От легенд и сказаний о волжских разинских урочищах эти предания сильно отличаются…
Стенька-чернокнижник дюжий был, в облаках на своей лодке летал. На лодку свою заберётся и летит, куда ему надо. А лошади у него не было. И свет у него там, в горе, не хуже нашего солнечного. Была та у него на горе крепость, сейчас она почти развалилась. А под ней ходы, в потайные пещеры ведущие. Они большими камнями закрыты…
Один он там в горе находился. Хотя ещ1 старики говорят, что, когда новолуние, вокруг той горы чёрные кошки кругом ходят, то ли внутрь попасть хотят, то ли наоборот - из горы их не выпускают… Его никто не мог обидеть. Никто не мог взять. У него ещё стрелы какие-то особые были. Он всех убивал, а его не могли. Его боялись… Сейчас никто не знает, где он. Живой нет ли. Кто говорит - в норе спит, а кто - уехал на Волгу и там в каких-то горах остался… Гора его как шар. Многие ездили глядеть, любопытничали».
Работа автора с литературой и интернетом в попытке восстановить данный материал привела лишь к тому, что в 2018 году автору в областной библиотеке удалось обнаружить сборник: «Вопросы истории русской литературы» (Л. 1961) содержащей статью Л.С. Шептаева «Песни и сказы Борского района Куйбышевской области». Данная статья представляла собой краткий пересказ выше указанных материалов.
В своей статье доцент кафедры русской литературы Л.С. Шептаев писал: «Последняя всесоюзная конференция фольклористов подчеркнула, что у нас недостаточно изучается фольклор на местах. Целые районы страны до сих пор представляют собой белые пятна на фольклорной карте… Обнаруженный материал требует самого пристального внимания».
Интересно отметить, что на юго-востоке Самарской области (именно в Борском районе) рассказывают следующее: «Однажды летом над покосными лугами в небе появился большой летательный аппарат. Но это был не самолёт и не дирижабль. Внешне летун напоминал несколько пустых внутри коробов, вставленных под различными углами друг в друга и соединённых между собой какими-то стержнями. Вся эта конструкция летела довольно низко, на малой скорости, покачиваясь из стороны в сторону, с небольшим наклоном внешнего корпуса к земле. Аппарат сделал несколько больших кругов (сложно предположить, что было несколько однотипных аппаратов, следовавших друг за другом по единой трассе), поскольку неоднократно скрывался за речкой, а потом появлялся вновь с противоположной стороны. Так повторилось несколько раз.
Во время одного из пролётов, а было это уже далеко за полдень, с воздушной машиной что-то произошло. Раздался сильный хлопок. Аппарат окутался густым чёрным дымом, а на землю посыпались куски рваного железа. Чёрное дымное облако словно подпрыгнуло вверх, а потом упало где-то довольно далеко за рекой. Но туда никто не пошёл. Думали, что это какая-то военная штуковина. И тогда пусть с ней разбираются те, кому это положено.
А большие железные листы потом много где в лугах находили, и для хозяйства их всяко приспосабливали. Только вот больно тонкие они были и ржавели очень быстро…»
Косвенным образом в пользу правдивости данной байки может служить малоизвестный факт - размещения в августе 1942 года в окрестностях села Борское школы военно-морских летчиков [5].
Данная история весьма любопытна в контексте информации, в своё время обнаруженной М. Герштейном (она представлена здесь http://aeninform.org/ufo-navigator/byl-li-kontakt-na-yaponskom-poberezhe-v-1803-godu (дата обращения 11.07.2019 г.)
Вот что там сообщается (М. Герштейн «Синдром крушения НЛО», приведено свидетельство, зафиксированное покойным В.Б. Вилибхановым):
«В одной из рукописей покойного В.Б. Вилинбахова, первого председателя Комиссии по аномальным явлениям Географического общества, я нашел следующие строки: «В XIX веке в Ставропольском крае, как рассказывает О.В. Масленникова, произошло следующее: «Мне довелось жить на Кубани, в станице Гиагинской. Мой хозяин, его жена и дети переехали из Ставропольской губернии. Он работает чабаном. Однажды он рассказал нам с дочерью интересный случай… Ему этот случай рассказал отец, которому было бы сейчас 104 года, и который не был очевидцем этого случая. Однажды в одно село Ставропольской губернии прилетел необычный аппарат. Из него вышли три человека со смуглой кожей. Они тяжело дышали, что-то показывали знаками и скоро умерли, так как не могли дышать воздухом. Предмет, на котором они прилетели, быстро растащили местные жители».
В дополнение к вышеизложенному следует указать, что еще в 60-е годы энтузиасты-исследователи разыскали чабана-рассказчика, припомнившего, что через какую-то небесную границу перелетели какие-то три человека, причем на машине, а не на воздушном шаре. Машина была неизвестной конструкции. Люди те были без одежды. Их тела были сплошь покрыты волосами, и жили они всего трое суток. Отец говорил, что им было трудно дышать нашим воздухом».
Как говорится, свидетельство не из лучших - из третьих рук, да ещё по прошествии не одного десятка лет. Однако, быть может, за этой легендой кроется что-то реальное…»
В дополнение к вышеизложенному следует добавить, что в Самарской области есть и другие былички, повествующие о чём-то, упавшем с неба.
Вот, например, история, приведённая в книге И.Л. Павловича и О.А. Ракшина «Легенды самарского заречья. По следам неизведанного» [6]. Данная байкапроецируется на северо-восток Самарской области. Там местные жители довольно регулярно наблюдали пролёт в направлении с востока на запад неопознанных объектов, двигавшихся с относительно небольшой скоростью. По форме эти объекты напоминали большие артиллерийские снаряды, украшенные большими прямоугольными иллюминаторами. Чаще всего объекты двигались вдоль русла небольшой речушки (в настоящее время, скорее всего, совершенно пересохшей). Они летели, «прижимаясь» к высокому северному берегу. Из собранных рассказов становится известно, что один из этих снарядов врезался в песчанисто-глинистый склон. Произошел взрыв, но это точно не установлено.
В результате удара объект не разрушился, хотя довольно глубоко ушел в береговой откос. На протяжении десятка лет над водой торчала «корма» снаряда, имевшая округлую сглаженную форму размером более двух метров в диаметре. Каких-либо выступавших или наоборот уходящих в глубину элементов: гребных винтов, поворотных рулей, сопловых дюз или других характерных элементов, на поверхности воды днища видно не было. Возможно, что вследствие удара примыкающая к корме обшивка корпуса раскололась, из-за чего образовалась трещина. Просунув в неё руку с факелом или фонарем, внутри снаряда можно было различить какие-то внутренние перегородки с крупногабаритными стяжками.
Ушедший в берег снаряд обычно к концу осени заносило осыпающейся глиной и песком, но весенние паводки расчищали его, вновь делая доступным обзору.
Интересно отметить, что в выше приведенных байках довольно точно отмечаются места, куда «ушли» или «упали» неопознанные летающие объекты. Например, в качестве таких мест особо оговариваются ряд пещер Игонева дола, а также многочисленные холмы, образующие древние старицы реки Падовки.
Другой пример - байка о «летевшей», а потом воткнувшейся в склон вагонетке. Место происшествия- урочище Хаски-3. Интересно, что последняя байка даже имеет обнаруженный материальный след и фотофиксацию (рис. 3).
(Подпись к рис. 3. Якобы упавшая с неба и воткнувшаяся в склон старая вагонетка, зафиксированная автором в урочище Хаски-3 в конце ХХ века).
Подводя итог изложенной истории, автор высказывает следующее предположение. Сегодня образ «ангела из библиотеки» можно представлять как специфическую форму психологического воздействия, меняющую поведенческую мотивацию исследователя, смещающую его устремления в область, хотя и маловероятную, но весьма перспективную в разработке.
И.Л. Павлович
Литература
1. Павлович И.Л., Буланова Е.В. Ангел из библиотеки и самарская легенда о Макаавасах / Materials of the XII International scientific and practical conference, «Areas of scientific thought», - 2015/2016. Volume 6. Political science. History. Sheffield. Sciect and education LTD – 104 c. С.91-98).
2. Павлович И.Л. Семиз-кюле, Голубое озеро и обитатели озёрных глубин /на сайте https://kraevedoff.biz/semiz-kyule-goluboe-ozero/ (дата обращения 01.11.2019 г.)
3. Павлович И.Л. Культурологический и психологический аспект в истории самарской фигурки Макааваса // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 25-41. Представлен на сайте https://nauchforum.ru/conf/philology/viii/25310 (дата обращения 28.08.2017 г.)
4. Павлович И.Л. Летающий горшок и летающая лодка Степана Разина https://kraevedoff.biz/letayushhij-gorshok/#more-816 (дата обращения 01.11.2019 г.)
5. Гокунь А. Приволжские крылья. Очерки истории авиации Краснознаменного Приволжского военного округа 1917-1980 г.г.
6. Павлович И.Л., Ракшин О.А. Легенды самарского заречья. По следам неизведанного», ООО «Книга», Самара, 2012, - 168 с, тираж 200 экз.
4. Пещеры Самарской губернии // газета «Самарские губернские ведомости» № 39, 1999, с. 4.
Просмотров: 1847