Статус Самары
Изменение границ региона
В январе 1943 года из территории Куйбышевской области была выделена самостоятельная Ульяновская область
За 400 с лишним лет российской истории взаимоотношения двух волжских городов–соседей, Самары и Симбирска (ныне Ульяновска), менялись не раз, причем довольно существенно. В разные времена они в административном отношении периодически попадали в подчинение друг другу, что было связано с изменениями экономической и демографической ситуации в Средневолжском регионе в те или иные годы.
Административные качели
Согласно современной канонической версии, крепость Самара была основана стрельцами Григория Засекина весной 1586 года у места впадения реки Самары в Волгу. Крепость Симбирск появилась на карте страны более чем через полвека – в 1648 году.
Когда в 1708 году Петр I впервые разделил всю Российскую империю на 8 губерний, и Самара, и Симбирск оказались в административном подчинении у Казани. Но Симбирск в экономическом отношении тогда развивался быстрее, чем наш город, и потому в 1718 году Самару включили во вновь учрежденную Симбирскую провинцию Казанской губернии. Такое положение сохранилось и при Екатерине II, которая, хотя и придала Самаре статус уездного города, но вместе с тем включила его в Симбирское наместничество.
В дальнейшем административные качели стали больше склоняться уже в сторону нашего города. В 1851 году статус Самары и Симбирска сравнялся, поскольку по указу Николая I из частей соседних регионов была образована Самарская губерния. Тогда в подчинение Самары перешли большие территории, ранее относящиеся к Симбирску.
В советское время, вплоть до 1928 года в ведение Самары из соседнего региона еще дважды передавались довольно обширные районы. Так, в октябре 1921 года из Сызранского уезда Симбирской губернии к нам присоединили Рождественскую волость, а в сентябре 1925 года сюда же отошла и Сосново-Солонецкую волость. Тем самым в подчинении Самары оказалась вся Самарская Лука вплоть до села Переволоки.
А в ходе самой крупной в истории нашей страны административно-территориальной реформы, которая по решению ВЦИК началась 14 мая 1928 года, на карте СССР появилась Средне-Волжская область с центром в Самаре, в составе которой насчитывалось 116 районов. Затем по решению правительства Советского Союза от 20 октября 1929 года она была переименована в Средне-Волжский край.
Административные качели
Но вскоре «наверху» стало ясно, что столь значительное укрупнение регионов СССР оказалось ошибкой, и в первую очередь по причине плохой управляемости этих «административных монстров». Поэтому уже с середины 30-х годов в стране пошла обратная реорганизация территориальных структур. В Средне-Волжском крае она началась с постановления ВЦИК от 10 декабря 1934 года, согласно которому из его состава выделилась Оренбургская область. Еще через десять дней по решению ВЦИК от нас отошла Мордовская АССР.
После смерти Валериана Куйбышева и переименования Самары в январе 1935 года Средне–Волжский край превратился в Куйбышевский край, а с принятием Конституции СССР от 5 декабря 1936 года он стал именоваться Куйбышевской областью. В октябре 1937 года из нее выделили Тамбовскую область, а в феврале 1939 года - Пензенскую. К началу Великой Отечественной войны из прежнего огромного по площади Средне-Волжского края только Куйбышевская и Ульяновская области все еще оставались единым административным пространством с центром в городе Куйбышеве.
Все для фронта
В июне 1941 года по решению правительства страны город Куйбышев был назначен запасной столицей СССР.
В военное время наша область стала одной из крупнейших в стране площадок, где размещались государственные учреждения и промышленные предприятия, эвакуируемые из западных регионов СССР, некоторые из них были направлены в Ульяновск. О том, как в этом городе шла работа по размещению столичных учреждений и оборонных объектов, теперь можно узнать из рассекреченных материалов Самарского областного государственного архива социально-политической истории (СОГАСПИ).
Так, уже 3 июля 1941 года на закрытом заседании бюро Куйбышевского обкома партии рассматривался вопрос «О размещении Наркомата речного флота, Наркомата юстиции СССР и Верховного суда СССР в г. Ульяновске». Горисполкому тогда было предписано срочно готовить помещения для этих организаций, для чего в пятидневный срок вывезти из Ульяновска и разместить в сельских районах оборудование, имущество и личный состав ряда здешних училищ и техникумов. Уже 10 июля в город стали прибывать эшелоны из Москвы с имуществом и персоналом перечисленных организаций. Оба наркомата и Верховный суд СССР работали в Ульяновске до осени 1943 года, когда началось их возвращение обратно в Москву.
В апреле 1942 года бюро областного комитета ВКП (б) в закрытом режиме заслушало вопрос «О строительстве и пуске в эксплуатацию Ульяновского автозавода». Предмет разговора был очень серьезным, поскольку по плану, утвержденному Государственным Комитетом Обороны СССР, это предприятие, представляющее собой эвакуированный из Москвы филиал автозавода имени Сталина, уже в конце I квартала 1942 года должно было выпустить свою первую продукцию на новом месте, однако этого так и не произошло.
В решении бюро обкома отмечалось, что «директор автозавода т. Шварцбург проявил нетерпимую безответственность в устройстве и быстрейшем вводе завода в эксплуатацию… До сего времени не пущены… цех нормалей, шасси, термический и другие, а 65 процентов прибывшего на завод оборудования не используется». В связи с этим бюро обкома объявило Швацбургу выговор, и обязало его не позднее 30 апреля выпустить из сборочного цеха не менее 100 готовых грузовиков ЗИС-5. Как видно из последующих документов, это задание Родины и партии завод в итоге выполнил.
Особенно пристально в 1942 году Куйбышевский областной комитет ВКП (б) следил за строительством знаменитой Волжской рокады – линии железной дороги, протянувшейся почти на 1000 километров по правому берегу Волги от Казани до Сталинграда. Эта магистраль была крайне необходима для волжской твердыни, на которую Гитлер летом 1942 года бросил свои лучшие армии, понимая, что именно здесь решается исход всей Второй мировой войны.
Северная часть Волжской рокады (участок Свияжск-Ульяновск-Сызрань) находилась на территории тогдашней Куйбышевской области, и потому бюро обкома ВКП (б) заслушивало сообщения о ходе работ на прокладке дороги не менее двух раз в месяц,
и при необходимости оказывая помощь строителям. В итоге движение поездов по нашему участку стальной магистрали началось на две недели раньше графика (15 октября вместо 1 ноября). Дорога стала той жизненно важной артерией, по которой войска Сталинградского фронта бесперебойно снабжались оружием, боеприпасами и продовольствием, что затем позволило им победоносно завершить битву на Волге.
Внутренние перемены
В соответствии с решением ВЦИК СССР от 19 января 1943 года было произведено самое последнее административное разделение внутри бывшего Средне-Волжского края. На основе северо-западных районов Куйбышевской области образовалась самостоятельная Ульяновская область. В ее состав правительство СССР передало города Ульяновск и Мелекесс, а также 24 сельских района: Астрадамовский, Базарно-Сызганский, Барышский, Богдашкинский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Малокандалинский, Мелекесский, Николо-Черемшанский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский, Тагайский, Теренгульский, Ульяновский, Чердаклинский.
После этой, пока что самой последней перекройки карты Среднего Поволжья, административные границы Куйбышевской (Самарской) области больше не менялись. Процедуре «укрупнения-разукрупнения» за это время подвергалась только внутренняя территориальная структура нашего региона.
Тем не менее административное положение нашего города не оставалось неизменным. В том же 1943 году были подписаны два Указа Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которым резко изменился всесоюзный статус нашего областного центра.
Во-первых, с 21 августа 1943 года город Куйбышев в соответствии с Указом стал самостоятельным административно-хозяйственным центром в рамках Российской Федерации и был отнесен к категории городов республиканского подчинения. Для такого изменения статуса к тому времени появились достаточно веские основания. Известно, что в самом начале Великой Отечественной войны в Куйбышев из западных районов страны было эвакуировано более 100 мелких и крупных промышленных предприятий, из-за чего всего за два года индустриальный потенциал города вырос в несколько раз. По той же причине за военные годы более чем в полтора раза увеличилось и население Куйбышева: с 350 тысяч человек в 1940 году до 600 с лишним тысяч – в 1945 году.
В связи с ростом населения и числа промышленных предприятий в военные годы в Куйбышеве возникли и новые городские районы. В частности, 13 марта 1942 года на основе поселков Безымянка и Зубчаниновка был образован Кировский район, 9 июля 1942 года на месте поселков Управленческий, Красная Глинка и Южный появился Красноглинский район. Затем 10 августа 1943 года на основе поселков Кряж, Сухая Самарка, Водники, 113-й и 116-й километры решением правительства был создан Куйбышевский район.
А в соответствии со вторым, секретным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, с 25 августа 1943 года город Куйбышев утратил статус запасной столицы СССР. Ранее уже говорилось, что он получил его во второй половине октября 1941 года, когда Москва была объявлена на осадном положении. Тогда же советское правительство приняло постановление о немедленной эвакуации в глубокий тыл всех московских оборонных предприятий, многих учреждений науки и культуры, правительственных организаций, а также дипломатического корпуса.
В результате уже в ноябре 1941 года в наш тыловой город прибыли имущество и личный состав иностранных посольств, которые незадолго до того имели свои резиденции в столице СССР. Почти одновременно с ними в Куйбышев из Москвы переехали Совнарком СССР, многие наркоматы и главки, а также Верховный Совет СССР во главе с «всесоюзным старостой» М.И. Калининым.
Кстати, когда в ноябре 1941 года из Москвы в Куйбышев переехали правительственные учреждения, в их числе была и главная контрразведка страны - Второе управление Наркомата государственной безопасности СССР. Оно разместилось в том же здании на улице Степана Разина, где и поныне находится УФСБ по Самарской области.
Но тогда предполагалось, что этим переездом дело не ограничится: той осенью куйбышевские чекисты готовились к размещению в нашем здании и куда более высокого московского начальства - в частности, руководителя НКВД СССР Л.П. Берия.
Однако после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года вопрос о его переезде в Куйбышев отпал сам собой. А в августе 1943 года, после поражения вермахта в Курской битве
и ликвидацией прямой угрозы Москве, Государственный комитет обороны и Президиум Верховного Совета СССР сочли возможным возвратить в Белокаменную все ранее эвакуированные государственные учреждения, а также дипломатический корпус.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 5233