Битва на Кондурче
Битва на Кондурче
Более 600 лет назад на территории нашего края произошла жестокая сеча между войсками хана Тохтамыша и эмира Тамерлана
Благодаря историческим реконструкциям последних лет, организованным Самарским областным краеведческим музеем имени Петра Алабина, об этом событии ныне известно, пожалуй, всем жителям области. Но если сейчас наш регион является одним из крупнейших индустриальных и сельскохозяйственных центров России, то шесть с лишним веков назад Заволжье представляло собой лишь обширную непаханую степь, где не было никакого оседлого населения.
Ордынский изменник
С конца XIII века почти вся территория Среднего и Нижнего Поволжья входила в состав Золотой Орды, или Улуса Джучи – феодального государства, образовавшегося в результате завоевательных походов монголо-татарских ханов. Во времена своего наивысшего расцвета Золотая Орда занимала огромную территорию от Балкан до Северного Китая. Но это было крайне непрочное государственное объединение, сутью и основой которого являлся неприкрытый грабеж завоеванных народов. Неудивительно, что уже с середины XIV столетия Золотая Орда постепенно начала распадаться.
Одной из причин этого стали междоусобные войны правящих кланов, каждый из которых стремился захватить всю полноту власти в этой евразийской империи. В 1376 году правитель Золотой Орды хан Урус отправил свое войско на Мангышлак, где его наместник Туй-Ходжа отказался признавать верховную власть и объявил о своем отделении от метрополии.
Вскоре мятежный вассал был схвачен и казнен, а его сын Тохтамыш, опасаясь за свою жизнь, бежал к самаркандскому эмиру Тамерлану. Изгнанник попросил у мусульманского правителя военной помощи в борьбе против Уруса, обещая в случае победы поддержать эмира в его завоеваниях.
Тамерлан доверился Тохтымышу и передал под его командование часть своих войск. Междоусобная война двух ордынских кланов с переменным успехом продолжалась два года, пока хан Урус неожиданно не скончался от неизвестной болезни. Это помогло Тохтымышу вскоре воцариться во всей восточной части Золотой Орды. Затем при поддержке войск Тамерлана ему также удалось свергнуть хана Мамая, под властью которого еще находились западные провинции Улуса Джучи, и с того времени Тохтамыш оказался полновластным правителем всего огромного монголо-татарского государства.
Хотя в сентябре 1380 года его армия и потерпела поражение от русского войска на Куликовом поле, через два года новоявленному хану удалось обманом захватить Москву, разграбить ее и сжечь. После этого Тохтымыш с огнем и мечом прошелся по всей остальной Руси, а также по Дону и Кавказу, везде набирая богатую добычу.
Но тут пришло время отдавать долги Тамерлану, который как раз собирался начать военный поход в Персию, а затем и в Индию. Тохтамыш, забыв о прошлой дружбе с эмиром и о его покровительстве, не только отказал Тамерлану в поддержке войсками, но и выдвинул свои претензии на ряд среднеазиатских территорий, которые, по его мнению, несправедливо платили дань Самарканду. Вот так, начиная с 1385 года, на громадных евразийских пространствах началось смертельное противостояние бывших союзников.
Бросок через степь
Несколько лет война между ними ограничивалась лишь небольшими локальными стычками, и в итоге Тамерлан решил покончить с Тохтамышем в его собственных владениях. Но Золотую Орду и Поволжье защищали от мусульман Средней Азии не столько татарские войска, сколько огромные расстояния. Для того, чтобы армия Тамерлана смогла быстро преодолеть тысячи верст по бескрайним степям, ей нужно было иметь достаточное количество лошадей, а для них необходим ежедневный фураж или хотя бы подножный корм.
В этом походе Тамерлан продемонстрировал свой незаурядный талант стратега. Он учел, что казахские степи и особенно приаральские полупустыни, отделяющие Волгу от оазисов Средней Азии, бывают покрыты травой отнюдь не круглый год, а только в течение нескольких весенних недель. В этих местах зелень бурно прорастает сначала на юге, потом в полупустынях центрального Казахстана, и лишь после этого в прилегающих к ним степях Заволжья. Поэтому Тамерлан, собрав громадную армию, устремился в поход против Золотой Орды в мае 1391 года, двигаясь в буквальном смысле этого слова «вслед за весной». Лошади самаркандской кавалерии питались травой, которая к тому времени еще не успела завянуть, а войска добывали себе провизию, проводя в степях облавные охоты на сайгаков.
В начале июня того же года конная армада Тамерлана, в которой, по разным оценкам, насчитывалось от 50 до 80 тысяч одних только всадников, не считая пехоты, достигла берегов Волги в ее среднем течении. Для Тохтамыша этот стремительный бросок мусульман через пустыни и степи оказался полной неожиданностью. Хотя против самаркандского эмира он сумел выдвинуть более чем 150-тысячную армию, ее значительную часть составили плохо вооруженные и почти не обученные отряды, набранные из завоеванных татарами народов, которые отнюдь не горели желанием умирать за своих поработителей.
Как свидетельствует тамерлановская «Книга побед», опубликованная на русском языке под редакцией профессора Владимира Тизенгаузена, кровавая сеча между войсками самаркандского эмира и золотоордынского хана произошла 18 июня 1391 года, неподалеку от точки слияния рек Сок и Кондурча на территории современной Самарской области. Точное место сражения до сих пор не установлено, однако наиболее вероятным полем этой битвы историки и краеведы считают ровный как стол участок местности, на котором через сотни лет после нашествия сюда кочевников был построен аэропорт «Курумоч».
Битва продолжалась три дня и сопровождалась невиданным кровопролитием. Несмотря на превосходство в численности, Тохтымыш так и не сумел воспользоваться этим своим преимуществом. Его разнородное и плохо управляемое войско не смогло долго противостоять регулярной и потому хорошо организованной армии Тамерлана, что и предопределило исход сражения.
В самом начале битвы ордынцы попытались было охватить противника с флангов, однако все их удары были успешно отбиты, а затем армия Тамерлана перешла в контрнаступление. Мощной фланговой атакой самаркандская конница опрокинула татар, а затем преследовала остатки разбитого ордынского войска на протяжении 100 верст. Самому Тохтамышу с группой приближенных и отрядом воинов удалось переправиться через Волгу и спастись бегством.
Река Самар
Тамерлану его победа тоже досталась дорогой ценой: в той битве полегла почти половина его армии. В связи с большими потерями он не стал развивать дальнейшего наступления и отказался переправляться на правый берег Волги.
С походом Тамерлана на Золотую Орду связано множество легенд, одна из которых приведена в книге голландского путешественника Корнелия де Бруина, который побывал на Волге в 1703 году.
Он писал, что «в 20 верстах от Самары… на левом берегу, среди равнины, мы увидели высокую гору, круглую, почти без деревьев, называемую Царев курган (Sariol Kurgan)… Это была могила одного царя… который плыл по Волге с целью покорить Россию, но умер в этом месте, и его воины, которых он привел сюда в большом числе, в касках и на щитах сносили сюда землю, чтобы насыпать ему могилу, из которой и образовалась сказанная гора».
Другой вариант легенды гласит, что Тамерлан перед битвой с Тохтамышем приказал каждому из своих воинов принести не это место по одному камню. И настолько велика оказалась его армия, что из отдельных камней в результате сложился величественный Царев курган.
Кроме того, существует предание о том, что Тамерлан после сражения на Кондурче захватил далеко не все золото татарского хана. Согласно этой легенде, к концу битвы Тохтамыш, предвидя свое поражение, приказал спрятать казну в надежное место. Хранители вскоре погибли на поле битвы, а сам Тохтамыш вернуться на Волгу уже больше никогда не смог. И потому вполне возможно, что где-то под крутым обрывом волжского притока и по сей день лежат несметные ханские сокровища.
А для самарских краеведов наиболее интересными оказались отдельные строки из тамерлановской «Книги побед», относящиеся к броску мусульманской конницы через степи весной 1391 года. Здесь мы читаем следующее: «Они (войска Тамерлана - В.Е.) шли еще шесть дней и достигли реки Самар». И далее: «…бесчисленные войска… совершали стоянки и переходы и достигли реки Самар».
Как мы видим, тамерлановским летописцам 600 с лишним лет назад эта река, давшая впоследствии имя столице нынешнего Самарского региона, уже была известна под тем же названием, которое мы знаем и сейчас. Этот факт лишний раз подтверждает предположение, что слово «Самара» имеет восточное, и, скорее всего, тюркское происхождение. Ведь не зря многие исследователи отмечают сходство двух географических названий – «Самара» и «Самарканд».
После битвы на Кондурче война между Тамерланом и Тохтамышем продолжалась еще пять лет. В 1395 году произошло еще одно ожесточенное сражение противоборствующих армий – на этот раз на Северном Кавказе, на реке Терек. Ордынский хан снова потерпел разгромное поражение от самаркандского эмира, после чего Тохтамыш бежал в Западную Сибирь, где на самом краю монголо-татарского государства располагалось зависимое от него Тюменское ханство. В 1396 году Тохтымыш, показавший себя бездарным полководцем, был лишен титула верховного правителя в татарской империи, и все наместники ее отдельных провинций признали над собой власть Тамерлана. Ханом Золотой Орды мусульманский эмир поставил предводителя другого клана - Тимур-Кутлуга, который далее ему клятву на верность.
Тем не менее Тохтамыш не смирился с утратой престола и продолжал искать союзников в борьбе против Тамерлана. С этой целью он направлял своих послов в Киев, к литовскому князю Витовту, однако все было тщетно. Никто из европейских правителей так и не рискнул выступить против могущественного самаркандского эмира.
А Тохтамыш тем временем оказался вынужден вести войну с армиями Тимур-Кутлуга, который горел желанием исполнить свою клятву. В итоге в 1406 году, во время одного из сражений, изгнанный со своей родины бывший хан попал в окружение и был убит. Так бесславно закончилась жизнь Тохтамыша, одного из самых неудачливых правителей Золотой Орды.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 10445