Древности земли самарской
Древности земли самарской
В 1769 году на территории Среднего Поволжья побывал отряд второй физической экспедиции под руководством Петра Палласа. Проезжая по Самарской Луке, ученый осмотрел остатки древнего поселения, которое нам сейчас известно под названием Муромский городок. Об этом в своей книге «Путешествия по разным провинциям Российской Империи» Паллас оставил следующую запись: «Деревня Валовка (ныне село Валы Ставропольского района – В.Е.) проименована по находящемуся за две версты буераку… и татарскому шанцу, состоящему из трех валов со рвами и имеющему несколько верст в окружности… Во время пахания здесь попадаются иногда татарские кирпичи, может быть, от находящихся в земле могил». Эти самое первое описание археологического объекта на территории нашего региона.
Как начиналась средневолжская археология
Археологические памятники есть повсюду, где когда-либо ступала нога человека. Каждый предмет, найденный на участке древнего городища или в глубине могильника, может многое рассказать о людях, живших здесь сотни и тысячи лет назад, об их обычаях, верованиях, их повседневном быте и об отношениях с соседями (рис. 1).
Стала уже археологической легендой одна история, произошедшая в Самаре в самом начале ХХ века. Однажды самарский гимназист, чье имя так и осталось неизвестным, нашел на берегу Волги в районе Постникова оврага грубое кремневое орудие. Находку он показал учителю истории, который отослал ее большому знатоку древностей профессору Московского университета Василию Алексеевичу Городцову. Ученый распечатал посылку – и ахнул: он узнал в найденном камне ручное рубило так называемой ашельской эпохи, относящейся к каменному веку. Оказалось, что по форме и технике исполнения оно не отличалось от древних орудий, ранее найденных во Франции и в Германии.Находка стала первым доказательством того, что на территории современной Самары люди жили еще 100 тысяч лет назад (рис. 2, 3).
В целом же на территории Самарской области, по разным оценкам, ныне насчитывается от 1500 до 2000 только открытых археологических памятников, не говоря уже о тех, которые пока еще не известны ученым. В частности, одни из самых древних следов пребывания человека в пределах нашего края относятся к урочищу Тунгуз близ села Хрящевка Ставропольского района, которое ныне почти полностью оказалось затопленным водами Куйбышевского водохранилища (рис. 4, 5).
Возраст этих находок – около 100 тысяч лет. Они относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, к эпохе ашель-мустье. Это археологическое открытие стало результатом раскопок, которые на полуострове Тунгуз в 1951 году проводила экспедиционная группа Института истории материальной культуры Академии наук СССР АН СССР под руководством профессора Марии Паничкиной (рис. 6, 7).
Настоящие археологические исследования на территории Самарской губернии начались только в конце XIX века. Одной из первых таких работ стали раскопки в 1891-1893 годах могильника у села Муранка (ныне Шигонского района), организованные членом Казанского общества любителей истории и древностей Владимиром Поливановым. Всего за указанные годы на территории памятника было обнаружено не менее сотни могил, относящихся к периоду Золой Орды и Булгарского государства. Находки были пронумерованы и отправлены в Москву, в Императорский Исторический музей. Исследования близ Муранки были продолжены в 1900-1903 годах, когда археологи открыли здесь еще свыше 200 древних захоронений (рис. 7).
Но по-настоящему обширные археологические исследования в нашем крае начались только после создания в губернской столице Самарской учетной архивной комиссии (1912 год) и Самарского археологического общества (1916 год). Председателем его был избран гласный Самарской городской Думы Александр Григорьевич Елшин (рис. 8),
а членами общества состояли известные самарские деятели науки и культуры. В 1916 году ими были выполнены весьма объемные по тем временам раскопки могильника XIV века на Барбашиной Поляне, а также собрано немало находок по берегам рек Волги, Самары, Сока, Сургута, Большого Кинеля и других.
В июне 1918 года, в период оккупации Самары чехословацким корпусом, решением Комитета учредительного собрания (Комуча) в городе был создан государственный университет, а при нем - Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания (СОАИЭиЕ). В начале 20-х годов археологическую комиссию общества возглавлял профессор Павел Александрович Преображенский (рис. 9), а товарищем председателя комиссии была Вера Владимировна Гольмстен (рис. 10). В течение последующих десяти с лишним лет ученые СОАИЭиЕ под руководством Гольмстен провели археологическое изучение практически всех уездов Самарской губернии, ездили в экспедиции, открывали и описывали новые памятники.
Но в конце 20-х годов активность ученых-археологов, которые ратовали за исключение из хозяйственной деятельности обширных территорий с историческими памятниками, стала раздражать высшее руководство ВКП (б). В итоге в сентябре 1930 года по обвинению в контрреволюционной деятельности были арестованы около 60 самарских ученых, в том числе и археологи. Судебный процесс по этому делу состоялся в июне 1931 года. Все подсудимые получили различные сроки лишения свободы, а некоторые расстреляны. Лишь в 1956 году они были посмертно реабилитированы.
Золото савроматских курганов
Обычно считается, что археология – скучная наука, а археологи только тем и занимаются, что перекапывают кубометры земли и изучают под лупой неприметные косточки и черепки. Однако с этой наукой связано множество интриг и таинственных историй, в первую очередь связанных с находками изделий из благородных металлов и прочих древних ценностей.
Самым древним золотом, когда-либо найденным в самарской земле, считаются украшения из древних захоронений савроматов – полулегендарного племени, о котором писал еще древнегреческий ученый Геродот в пятом веке до нашей эры, то есть две с половиной тысячи лет назад. По его сообщениям, савроматы произошли от слияния скифов и загадочного племени амазонок, в котором воинами были женщины. В геродотовской «Истории» говорится, что у этого народа мужчины жили отдельно от женщин, и при этом каждая из воительниц имела право встречаться с представителем «сильного пола» лишь после того, как она убьет хотя бы одного врага. От скифов они унаследовали традицию носить на себе изделия из золота и серебра, которые после смерти помещались в могилу вместе с усопшей (рис. 11).
О золотых украшениях из скифских курганов Южной Украины нам известно еще со школьной скамьи. Что же касается савроматов, то лишь в начале ХХ века археологи впервые вскрыли их курганы близ Ростова и Астрахани, а в середине века – и на территории Куйбышевской области. Самая сенсационная находка была сделана в 70-х годах близ села Гвардейцы Борского района, где в могиле были найдены останки женщины-воина – той самой савроматской амазонки, которая на протяжении веков считалась выдумкой Геродота. Рядом с воительницей лежали и принадлежавшие ей при жизни золотые украшения.
Точной информации о том, сколько же всего благородного металла было найдено в савроматских захоронениях, сейчас найти очень трудно, так как еще в 20-х годах на все сведения о древних драгоценностях был наложен гриф секретности. Тем не менее, по некоторым оценкам, счет здесь может идти на десятки и даже сотни килограммов. А если при этом учесть оценки, согласно которым к нынешнему дню в Самарской области обнаружено всего лишь 5-10 процентов от общего числа древних могил, то можно себе представить, сколько золота и серебра по сей день скрывают в себе двухтысячелетние савроматские курганы.
Античные авторы – Страбон, Помпоний Мела, Плиний Старший и другие, потомков савроматов называют сарматами. На территории Самарской области поздние сарматские погребения исследованы в курганах Кинель-Черкасского района экспедицией под руководством Веры Владимировны Гольмстен в 1923-1924 годах. В погребении наряду с останками умерших были обнаружены ножи с костяными рукоятками, серебряные пряки и бляхи, ожерелья из бус и бронзовых подвесок, железные мечи, и другие предметы. Найденные вещи относятся к III веку нашей эры (рис. 12).
Не меньше загадок таит в себе и упоминавшееся в записках Петра Палласа древнее городище у села Валы, которые ныне известно под именем Муромского города. Каким было настоящее, булгарское название этого поселения, ученым установить до сих пор не удалось, но известно, что оно было уничтожено ордами хана Батыя в 1236 году. В целом же на территории современной Самарской области к настоящему времени найдено множество археологических памятников и предметов, относящихся к эпохе Волжской Булгарии (рис. 13, 14).
Систематические археологические исследования на месте ведутся с конца 20-х годов ХХ века (рис. 15, 16). В ходе раскопок археологам удалось обнаружить целые улицы, где жили и работали многочисленные бригады ремесленников - оружейников, гончаров, кирпичников, медников, но больше всего – ювелиров. Здесь были найдены остатки плавильных печей, формочки для изготовления украшений из золотой фольги, молоточки, щипчики, зубила, ножницы и другие характерные инструменты мастеров золотых дел. Правда, изделий из драгоценных металлов здесь пока обнаружено не так уж и много, но специалисты объясняют это тем, что археологи ныне вскрыли едва лишь третью часть предполагаемой территории Муромского городка. Кто знает, какие еще сокровища булгар по сей день скрывает в себе земля Самарской Луки?
Древние клады
После разгрома Волжской Булгарии войска хана Батыя всей своей мощью обрушились на Русь. Им удалось захватить значительную часть русских земель, но покорить до конца свободолюбивых славян завоеватели так и не смогли. Истратив в борьбе с русичами почти все свои силы, кочевники были вынуждены отказаться от похода на Западную Европу и надолго обосноваться в волжских степях. Вот так в конце XIII века в Среднем и Нижнем Поволжье возникло огромное монголо-татарское государство – Золотая Орда, или Улус Джучи.
Однако в конце XIV века Золотая Орда неожиданно для себя получила мощный удар с тыла. Именно в это время на Среднюю Волгу пришла армия самаркандского эмира Тамерлана, который к тому времени уже успел завоевать почти всю Среднюю Азию и Закавказье. Как свидетельствуют древние хроники, на берегах реки Сок на территории нынешней Самарской области в 1391 году произошла кровавая сеча между войсками Тамерлана и золотоордынского хана Тохтамыша.
Как известно, после длительного сражения закаленная в походах конница Тамерлана наголову разбила войско Тохтамыша, взяв при этом богатую добычу. Однако татарский правитель, предвидя свое поражение, заранее приказал спрятать золотую казну в надежное место. Правда, во время бегства с поля боя кое-что из своих сокровищ Тохтамыш все же сумел забрать с собой, и еще некоторая их часть досталась победителю. Но в то же время сохранились легенды, говорящие о том, что более половины казны ханские нукеры все-таки успели закопать где-то в буераках на реке Сок. Эти хранители, скорее всего, затем погибли на поле битвы, а сам Тохтамыш вернуться на реку Сок уже больше никогда не смог, поскольку был убит во время очередного сражения.
Если все эти легенды соответствуют действительности, то, возможно, где-то под крутым речным обрывом и по сей день лежат сокровища Тохтамыша, одного из самых неудачливых ханов Золотой Орды. Во всяком случае, это подтверждают случайные клады, которые время от времени обнаруживаются на территории области. Так, в 1891 году в селе Губино крестьяне нашли горшок с 442 серебряными джучидскими монетами (то есть отчеканенными в государстве Улус Джучи) XIV века, а в 1908 году подобная же находка с 416-ю монетами была сделана в селе Винновка.
Затем в течение ХХ века в селах Самарской Луки, а также Ставропольского и Красноярского района откопали еще не менее 20 кладов, в которых также были найдены джучидские монеты. Конечно же, все эти находки дают археологам определенные надежды на то, что это не последние клады в самарской земле (рис. 17).
А после свержения монголо-татарского ига в долинах Жигулевских гор стали селиться беглые русские крестьяне, скрывавшиеся здесь от непосильного боярского гнета. Так появились отряды и ватаги, известные под названием жигулевской вольницы. Они грабили и проходящие по Волге купеческие суда, и заволжские ногайские улусы.
С этой вольницей на протяжении сотен лет людская молва также связывает предания о несметных сокровищах, будто бы запрятанных ими где-то в глубине жигулевских пещер. По некоторым сведениям, это легендарное золото в свое время пытались откопать еще потомки Григория Орлова, а вслед за ними – также и десятки безвестных кладоискателей. Однако по сей день ни одного сундука волжских атаманов, спрятанного в жигулевских пещерах, так никто и не нашел.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 23937