Путешествие арабов на Волгу
Путешествие арабов на Волгу
Археологические данные показывают, что первые государства на территории современного Среднего Поволжья возникли во второй половине VII века. Этому процессу предшествовали драматические события в степях Приазовья, где накапливали силу воинственные кочевые племена, объединившиеся в Хазарский каганат. И уже вскоре под ударами хазар распалась Великая Болгария, простиравшаяся в те времена вдоль всего Северного Кавказа, до побережья Черного и Азовского морей.
«Отмстить неразумным хазарам»
Судьба отдельных болгарских племен впоследствии сложилась по-разному. Кто-то из них переселился на Балканы, где эти пришельцы влились в Дунайскую Болгарию, другие остались на прежнем месте, под властью хазар. А вот третья группа племен, так и не покорившаяся завоевателям, ушла на территорию Среднего Поволжья, где они стали называться булгарами.
Смешавшись с местными жителями, они почти полностью перешли на оседлый образ жизни. Вскоре в междуречье Волги и Камы появились отдельные булгарские княжества, которые, впрочем, по-прежнему испытывали на себе сильное давление со стороны Хазарского каганата, обложившего народ данью, размеры которой возрастали из года в год.
Забегая вперед, следует сказать, что булгары смогли освободиться от гнета хазар лишь благодаря славянскому вмешательству. В начале Х века князь киевский Олег сумел не раз «отмстить неразумным хазарам», но окончательно они были разгромлены только войском князя Святослава Игоревича, который в 964-965 годах предпринял поход против этого разбойничьего государства. Потерпев сокрушительное поражение от русского оружия, Хазарский каганат вскоре распался на ряд мелких племенных образований и быстро исчез с карты Восточной Европы.
Лишь после этого Волжская Булгария получила возможность быстро развиваться. В лучшие свои годы она простиралась на севере - до Камы, на юге - до реки Самары и Самарской Луки, на западе - до Суры и Оки, и на востоке - до реки Белой. Таким образом, на протяжении X-XIII столетий вся северная половина нашего региона входила в состав этого раннефеодального государства.
Но до этого Волжскую Булгарию раздирали междоусобные стычки между ее отдельными родовыми кланами. И только пришедший к власти в 921 году царь Альмас главной своей целью поставил объединение разрозненных княжеств в единое государство. Вскоре правитель понял, что ему вряд ли удастся это сделать без поддержки авторитетной религии. Но поскольку в те времена булгары все еще оставались язычниками, Альмас направил своего посла в Багдад. Он просил халифа оказать помощь во введении в Волжской Булгарии ислама, как наиболее распространенной и авторитетной религии среди тюркоязычных народов.
Вот так в 921 году из Багдада на Среднюю Волгу отправилась исламская миссия, в состав которой халиф повелел включить Ахмеда Ибн Фадлана – арабского ученого, одного из самых просвещенных людей Среднего Востока того времени. Полное его имя - Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад. О нем также известно, что он состоял в должности старшего писца-чиновника при багдадском военачальнике Мухаммеде ибн Сулеймане, который в 904-905 годах по приказу халифа завоевал Египет.
О том походе нам сейчас известно именно благодаря запискам Ибн Фадлана, который сопровождал арабскую армию на протяжении всей военной кампании.
«Переправились через реку Самур»
Но самым заметным произведением багдадского ученого ныне считается его трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский - «Записки»). Эта книга представляет собой обстоятельный отчет о двухлетнем путешествии багдадского посольства через Среднюю Азию и современный Казахстан в столицу волжского государства – город Булгар. «Рисале» ныне считается одним из важнейших литературных памятников всей средневековой истории Востока, поскольку здесь подробно описываются жизнь, быт, нравы и система внутреннего управления в государствах Средней Азии, Заволжья и Волго-Камского края.
Как указывает Ибн Фадлан в своей рукописи, посольство выехало из Багдада 21 июня 921 года. Путь его лежал сначала в Бухару, а затем вниз по Аму-Дарье до Хорезмского царства. Здесь послы остановились на зимовку, а далее на север они проследовали в марте 922 года. Из тех же записок следует, что с этого времени Ибн Фадлан стал фактическим руководителем всей миссии.
Около 20 марта посольство прибыло в страну огузов (или «гуззов»), которая располагалось на территории нынешнего Западного Казахстана. Здешние племена встретили предложение багдадцев о принятии ислама очень враждебно, и дело едва не дошло до вооруженного столкновения. Спасаясь от огузов, арабы в начале мая 922 года перебрались через реку Яик (ныне Урал) а от нее проследовали в северо-западном направлении. Уже вскоре их караван углубился в бескрайние степи Заволжья.
Поскольку во время своего пути Ибн-Фадлан старался не пропустить ничего интересного, его подробные записи ныне помогают нам проследить весь путь посольства. И текст его книги свидетельствует, что Ибн-Фадлан стал первооткрывателем целого ряда географических объектов нынешнего Самарского края.
По территории нашего региона багдадские послы проезжали во время пика весеннего половодья, когда многие степные реки вышли из своих берегов. Неудивительно, что в записках Ибн-Фадлана уделено большое внимание этим водным преградам. О реках нынешнего Самарского Заволжья он оставил следующие записи: «Потом мы… сделали остановку у реки Джайх, а это самая большая река, которую мы видели… Потом мы… переправились через реку Джаха, потом после нее через реку Ирхиз, потом через Бачаг, потом через реку Самур, потом через Кинал, потом через реку Сух, потом через реку Кюнджюлю, и после этого попали в ту страну, куда и стремились».
Для записок из Х века это достаточно точное и подробное описание географических объектов. В самом деле, если ехать в направлении с юга на север через степи Заволжья по территории нашего края, то мы пересечем те же самые реки - у Ибн-Фадлана даже их названия созвучны с современными. Сравните: Джайх - Яик (Урал), Джаха - Чаган (приток Урала), Ирхиз - Иргиз, Бачаг - Моча (Чапаевка), Самур - Самара, Кинал - Кинель, Сух - Сок, Кюнджюлю - Кондурча. Здесь стоит повторить, что через реку Ирхиз, которая сейчас протекает в том числе и по территории Самарской области, посольство переправилось в мае 922 года.
Возможно, если бы Ибн-Фадлан из Багдада в Булгар следовал не сушей на лошадях, а плыл бы на паруснике по Волге, то в его описании отмечены были бы и Жигулевские горы, и Самарская Лука. Однако волжская излучина осталась в стороне от его пути.
Конец Волжской Булгарии
Государство Булгар в книге Ибн Фадлана обозначена как «Страна славян». О царе Альмасе путешественник оставил нам такую запись: «Он восседал на троне, покрытом византийской парчой. В его присутствии все, мал и велик, включая его сыновей и братьев, обязаны были снимать шапки и принимать почтительную позу… Близко к царю могут стоять только князья, а четверо из них постоянно находились у него под рукой. Царь получает подать - с каждого дома шкуру соболя, обязательные подношения с каждого свадебного пиршества, десятую часть привозимых в его страну товаров и столько же от добычи каждого военного отряда, даже если в его походе он и не принимал личного участия».
Как глава посольства, Ибн Фадлан передал Альмасу подарки из Багдада, самыми ценными из которых были богатая восточная одежда, два зеленых знамени, вышитые золотом, и чистокровный арабский скакун.
Затем он прочитал письмо от халифа, после чего, как сказано в тексте, «все посольство дружно воскликнуло «Велик Аллах!», и таким громким криком, что от него задрожала земля». Булгарский царь принял подарки и письмо и сообщил всем присутствующим, что отныне Булгария признает ислам своей государственной религией и становится частью мусульманского мира.
Однако через три дня после этой церемонии Альмас вызвал к себе Ибн Фадлана и потребовал от него 4000 динаров для постройки крепости, которые будто бы должен был прислать ему халиф. Этих денег у главы посольства не было, но он клятвенно пообещал царю по возвращении сразу же решить этот вопрос с халифом. По причине такой неувязки конец визита багдадского посольства в Булгар оказался скомканным.
Точное время отъезда арабов с волжских берегов установить сейчас невозможно, так как текст его рассказа об окончании визита в Булгар оказался утраченным. Из сохранившейся части можно узнать, что весной 923 года все посольство возвратилось в Багдад. Но получил ли впоследствии Альмас те самые 4000 динаров, так и осталось неизвестным.
О дальнейшей исторической судьбе Волжской Булгарии мы сейчас знаем в основном по сообщениям русских летописцев. В 1236-1237 годах это государство было стерто с лица земли пришедшими с Востока полчищами монголо-татарских завоевателей во главе с ханом Батыем. На тех местах, где еще совсем недавно стояли процветающие булгарские города, кочевники оставили лишь дымящиеся развалины и трупы их защитников. В Поволжье на три с лишним века пришла власть ханов Золотой Орды.
Памятная медаль
Самарский художник и медальер Вячеслав Агафонов в последние годы работал над серией памятных знаков, посвященных древней истории нашего региона. К настоящему времени он уже выпустил памятные медали о таких известных путешественниках, оставивших нам описания Самарского края, как Ахмед Ибн-Фадлан, Адам Олеарий и Федот Котов. Работу над увековечиванием памяти последнего из названных персонажей медальер закончил совсем недавно. Теперь любители истории смогут увидеть изображение этой медали.
- Поскольку никаких портретов Ахмеда Ибн Фадлана до наших дней не сохранилось, - рассказал Вячеслав Агафонов, - я взял за основу общее стилизованное изображение арабского вельможи X века в характерной для того времени одежде и головном уборе. На моем рисунке Ибн Фадлан, держащий под уздцы свою лошадь, осматривает представшую перед ним самарскую страну взглядом ученого, и словно бы оценивает, какие слова о ней следует оставить для потомков в своих записках.
Мне хочется надеяться, что изготовленные мною памятные медали останутся в собраниях самарских коллекционеров. У остальных самарцев они наверняка поднимут интерес и к прошлому нашего края, и вообще интерес к исторической науке.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 5173