Струковский сад

Струковский сад

Этот совсем небольшой по размерам парк ныне находится в историческом центре Самары, неподалеку от берега Волги. Однако многие сейчас очень удивятся, когда узнают, что всего каких-то полтора века назад на этом месте шумел густой лес, в котором можно было встретить диких зверей.

С государем знаком лично

Григорий Никанорович Струков, основатель самого первого в нашем городе общественного парка, предназначенного для отдыха всех желающих, родился в 1761 году в Самаре, в семье служащего. Он получил домашнее образование, и в возрасте 19 лет пошел в армию простым сержантом. К сожалению, по сей день историки так и не могут найти в архивах портрет этого выдающегося человека, имя которого по сей день сохраняется на карте Самары, поэтому показать его мы здесь не можем.

Полк, в котором служил Струков, вплоть до 1792 года дислоцировался на Кавказе и почти непрерывно участвовал в боевых действиях против горских племен. За проявленную храбрость и решительные действия в сложной обстановке он сначала был произведен в поручики, а затем и в капитаны. Будучи в этом чине, Струков однажды был замечен высокопоставленным чиновником из Санкт-Петербурга, который инспектировал русские войска на Кавказе, и вскоре благодаря его протекции боевой капитан оказался в столице, в свите императрицы Екатерины II.

В сентябре 1799 года, уже при императоре Павле I (рис. 1), Струков был переведен в Русско-английский экспедиционный корпус, который в конце этого месяца участвовал в сражении с французскими войсками под городом Бергеном в Голландии – и потерпел сокрушительное поражение. В этой операции офицер из Самары был ранен и попал в плен. Только через год с лишним, в результате переговоров союзников с французами, Струков в составе группы других русских военнопленных был отпущен из иноземной неволи.

По прибытии на Родину его и других освобожденных офицеров встретили как героев. По именному указу Александра I (рис. 2) Струков в 1802 году был произведен в полковники и назначен обер-квартирмейстером к командующему Оренбургским корпусом и военному губернатору Григорию Волконскому. Здесь, на дальней восточной окраине империи, он в числе прочего занимался обустройством государственной границы и военной линии по реке Илеку. А поскольку незадолго до его прибытия в этом крае были открыты залежи каменной соли, Струков занялся созданием здесь государственного Илецкого соляного промысла (рис. 3),

а затем организовал новый солевозный путь, по которому этот ценный продукт стал доставляться через Самару в центральные губернии России. При разработке ценного сырья в основном использовался труд крепостных крестьян, а также и каторжников, приговоренных к длительным срокам лишения свободы (рис. 4).

Дела предприятия пошли так хорошо, что уже вскоре в Самаре начала действовать сеть лавок по торговле солью, а в 1816 году в наш город переехало и правление государственного Илецкого соляного промысла, которое тогда же возглавил Струков. При месторождении еще раньше возник город под названием Илецкая защита (рис. 5), основой которого была старинная крепость, построенная на Оренбургской защитной линии.

  Самая обычная каменная соль в то время была важнейшим стратегическим товаром, и потому правительствующий Сенат придавал большое значение ее добыче, а также торговле ею в России и за границей. Неудивительно, что даже сам император Александр I, объезжая в 1824 году губернии Поволжья и Южного Урала, соизволил лично осмотреть Илецкий соляной промысел (рис. 6).

По пути на восток государь заехал в Самару, где остановился в доме Струкова. На другой день, захватив с собой управляющего промыслом, он направился в Илецкую Защиту (ныне город Соль-Илецк Оренбургской области). Картины добычи и отгрузки соли произвели на императора неизгладимое впечатление, в связи с чем он по отъезду из Илецкой Защиты выразил свое высочайшее удовольствие. Вскоре Александр I подписал указ о производстве Струкова в чин действительного статского советника, что соответствовало армейскому званию генерал-майора. В должности управляющего государственным Илецким соляным промыслом Струков прослужил вплоть до 1840 года, после чего в возрасте 79 лет вышел в отставку.

Медвежий угол

Еще до своей отставки Струков приобрел в собственность заброшенный лесной участок на окраине Самары, который благодаря его усилиям всего за несколько лет превратился в небольшой и довольно-таки ухоженный лесок с протоптанными в нем дорожками, который уже в то время горожане в разговорах между собой именовали Струковским садом (рис. 7).

Несмотря на такое название, в 40-х годах XIX века эту территорию еще нельзя было считать настоящим культурным парком, поскольку она по-прежнему носила в себе многие признаки дикого лесного угодья. Это, в частности, видно из следующего факта.

В газетах за 1845 год мы можем прочитать, что однажды летним утром ранняя парочка, гулявшая по этому парку, неожиданно столкнулась нос к носу с… молодым медведем (рис. 8).

Как сообщает газета, «зверь немало напугал отдыхающих». Но сам он при этом людей испугался гораздо больше, чем они его, и потому стремглав убежал в чащу. Уже потом нашлись свидетели, утверждавшие, что они видели, как этот хищник под покровом ночи приплыл на окраину Самары из-за Волги, после чего и забрался в Струковский сад.

Как только сведения о медведе дошли до самарского полицмейстера, он тут же собрал отряд добровольцев для поимки зверя, вместе с которым и устроил облаву в прибрежном парке. Однако все усилия ловцов оказались напрасными. Хотя лесок был осмотрен, казалось бы, до последнего кустика, никаких следов медведя охотники так и не нашли (рис. 9).

А к вечеру в полицию поступило новое сообщение, что косолапый, погуляв по Струкачам часок-другой и оставшись недовольным повышенным вниманием людей к своей персоне, на глазах у зевак не спеша вылез из чащи, вошел в воду и поплыл обратно за Волгу. Свидетели видели, как он скрылся в лесу у села Рождествено.

Здесь стоит отметить, что в дальнейшем упоминания о медведях, живущих в лесах под Самарой, встречались вплоть до 90-х годов XIX века. Самый последний самарский медведь был добыт охотниками буквально на границе двух столетий.

Что же касается Григория Струкова, то он скончался 28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1846 года, оставив сыновьям небольшое состояние, а также тот самый лесок на волжском берегу. Но наследники не смогли по-хозяйски распорядиться деньгами отца и быстро влезли в долги. В связи с этим в мае 1849 года самарскими властями на этот лесной участок был наложен секвестр (то есть запрет на пользование владельцами до уплаты ими долгов). Тогда же за счет города впервые была проведена очистка территории лесочка от мусора и валежника, после чего он быстро стал излюбленным местом отдыха самарцев (рис. 10).

Наследники генерала Струкова в итоге так и не смогли рассчитаться со своими кредиторами, и поэтому в декабре 1854 года для покрытия долгов принадлежащий им сад был выставлен на аукцион. После оживленных торгов весь участок был куплен отставным поручиком Дмитрием Обуховым и его родственником титулярным советником Борисом Обуховым за 1745 рублей серебром, причем эти деньги они собрали в складчину.   

Однако всего лишь через месяц Обуховы в отношении купленного ими лесного массива получили предложение, от которого, как тут же выяснилось, им никак нельзя было отказаться. Выяснилось, что по личному распоряжению губернатора Струковский сад еще до торгов был определен как место общественного отдыха для всех самарцев. Обуховы же, ничего не зная об этом, перебили городским властям эту так необходимую для них покупку. Но чиновники быстро подсуетились – и нашли у Обуховых недоимки по налогам, штрафы за которые вполне могли бы их разорить до нищеты. В этих условиях незадачливые покупатели уже 13 февраля 1855 года  продали с торгов Струковский сад городу Самаре за ту же самую сумму, которую они двумя месяцами раньше выложили на торгах – за 1745 рублей серебром. Об этом свидетельствуют документы, ныне хранящиеся в Государственном архиве Самарской области.

 В оставшиеся до лета месяцы городской управой были выделены необходимые средства на устройство мощеных дорожек в саду, на очистку его от мусора, сухих деревьев и поросли (рис. 11).

Все благоустроительные работы прошли в мае 1855 года, а уже в начале июня состоялось официальное открытие первого в Самаре общественного места отдыха. По имени его первого владельца эта территория сразу же получила название Струковского сада (рис. 12).

 

Любимое место отдыха

Уже с 60-х годов XIX века самарское дворянство стало проводить в Струковском танцевальные вечера. Потом в нем возвели «воксал» с танцевальным залом, буфетом и комнатой для карточных игр, расчистили дорожки, благоустроили лестницу. В 1878 году пленные турки возвели в саду гроты, а в 1886 году здесь появился фонтан, позже оборудованный цветной электроподсветкой (рис. 13). С 1898 года в саду стали проводиться сеансы «Синема». Летом в нем размещался цирк-шапито, по вечерам играл духовой оркестр.

Кстати, именно в Струковском саду Самары в период русско-японской войны 1904-1905 годов впервые прозвучал вальс молодого капельмейстера моршанского полка Ивана Шатрова «На сопках Манчжурии». Весной в саду регулярно проводились сельскохозяйственный ярмарки, где можно было приобрести породистый молодняк скота и птицы, заказать высокоурожайные семена овощей и зерновых культур. А к началу ХХ века Струковский сад уже был насыщен различными сооружениями (рис. 14).

Среди них были торговые павильоны, летняя эстрада, на которой по выходным дням играл духовой оркестр, курительный зал (курзал) (рис. 15) и даже кегельбан.

Весной 1906 года здесь открылся один из первых в городе кинотеатров под названием «Биоскоп» (рис. 16),

не имевший помещения и демонстрировавший фильмы в ночной темноте на открытом воздухе (рис. 17).

Однако он успел проработать лишь две недели. В ночь на 26 апреля, уже после окончания сеанса, нехитрое оборудование электробиоскопа вдруг воспламенилось и сгорело всего за несколько минут. С тех пор кинофильмы в Струковском саду не демонстрировались в течение многих лет. Причина пожара тогда так и не была установлена, однако среди обывателей ходили упорные слухи, что «Биоскоп» сожгли злоумышленники, специально нанятые конкурентами – владельцами кинотеатров на улице Дворянской. Впрочем, газеты уверяли, что полиция даже и не собиралась искать какие-либо доказательства в подтверждение этой версии.

Как известно, в советское время Струковский сад был переименован в городской парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Уже в 20-е годы здесь появился биллиардный зал. На месте обветшавшего губернаторского дома построили бассейн, затем появились карусели, аттракционы, детская площадка с прокатом трехколесных велосипедов и педальных машин. В многочисленных буфетах «Струкачей» всегда было в продаже свежее жигулевское пиво, газированная вода, пирожки.

Несмотря на то, что до 1956 года вход в парк был платным и билет стоил всего два рубля, здесь всегда было много посетителей, особенно в дни проведения красочных карнавалов. Но лишь в 1993 году этому историческому месту было официально возвращено его первоначальное название – Струковский сад (рис. 18, 19).

   

Валерий ЕРОФЕЕВ.


Просмотров: 7876



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности