Самара постсоветская
Самара постсоветская
Начиная с 1992 года, Самара, как и вся Россия, снова встала на рельсы капиталистической экономики
Экономический кризис, поразивший Россию в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, привел к существенному падению уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, которое в общей сложности длилось более десяти лет. Негативные экономические процессы во многом оказались углубленными по причине непродуманной приватизации, размытости законодательно-налоговой базы, разгула преступности и общей ситуации социально-политической нестабильности, охватившей всю страну (рис. 1-6).
По оценкам экономистов и по ряду основных показателей, страна начала понемногу выбираться из кризиса лишь во второй половине 90-х годов. Страну накрыла волна «дикой капитализации», когда финансовые преступления стали почти что нормой. История о финансовой пирамиде МММ – яркое тому подтверждение (рис. 7).
Все это целиком относилось и к экономике Самарской области. В частности, при формировании доходной части консолидированного и областного бюджета на 1997 год учитывались основные прогнозные показатели социально-экономического развития Самарской области, предполагаемые изменения налогового законодательства, реализация мер, направленных на увеличение собираемости налоговых платежей, рост потребительских и оптовых цен, рост фонда оплаты труда. В целом доходы самарского областного бюджета за 1997 год с учетом 199,9 млрд. рублей, поступивших из федерального бюджета (здесь и далее указаны цифры в неденоминированных рублях – В.Е.) составили 4100,8 млрд. рублей, что на 57,3 процента больше, чем в 1996 году. Доходы консолидированного бюджета 1997 года оказались равными 9676,7 млрд. рублей, что на 19,7 процента больше аналогичного показателя предыдущего года. Исполнение областного бюджета по доходам в 1997 году составило 106,5 процента, консолидированного – 107,7 процента.
В структуре финансовых поступлений в консолидированный бюджет за 1997 год поступления деньгами составили 62,5 процента, безденежные зачеты – 37,5 процента. Денежные поступления в областной бюджет тогда составили 67 процентов, а остальные 33 процента пришлись на векселя и взаимозачеты. Выполнение годового плана по сбору налогов и других обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет 1997 года составило 104,9 процента.
По налогу на добавленную стоимость выполнение назначений на 188,7 процента было обеспечено за счет увеличения налогооблагаемой базы в 1,7 раза против уровня 1996 года, что обусловлено ростом объема товарооборота и ростом цен. Другим фактором увеличения поступления НДС в 1997 году явилось проведение взаимозачетов, в том числе и в счет погашения недоимки прошлых дет (доля безденежных зачетов по НДС в консолидированный бюджет составила 46 процентов). Выполнение назначений по акцизам в 1997 году на 117,9 процента было обусловлено увеличением ставок самих акцизов и повышением цен на алкогольную продукцию. Погашение недоимки прошлых лет позволило в 1997 году увеличить поступление платы за использование недр на 148,4 процента.
Выполнение плана на 200 процентов по поступлениям от приватизации и от продажи имущества и акций, находящихся в государственной областной собственности, произошло в связи с продажей на федеральном уровне с зачислением доли Самарской области пакета акций АО «Связьинвест», РАО «ЕЭС России» и других предприятий по цене, значительно выше предполагаемой. Наряду с этим отмена транспортного налога в соответствии с Указом Президента Российской Федерации с 15 ноября 1997 года привела к недополучению 27,2 процента от планируемых поступлений этого налога в доходную часть бюджета.
Необходимо отметить, что значительный рост налоговых поступлений в 1997 году в бюджет Самарской области по сравнению с 1996 годом оказался обусловлен не только увеличением налогооблагаемой базы, но и в значительной степени повышением уровня платежной дисциплины при расчетах с бюджетом наиболее значительных производств области вследствие повышения требовательности по уплате налогов.
Так, если крупнейшими предприятиями области (АО «АвтоВАЗ», ОАО «Самаранефтегаз», ГП «Куйбышевская железная дорога», и некоторые другие) (рис. 8, 9, 10)
в 1996 году в бюджеты всех уровней было внесено 28 процентов от поступающих доходов бюджета области, то в 1997 году ими был внесен уже 41 процент всех налоговых средств, в том числе 25,4 процента поступлений в консолидированный бюджет.
В структуре доходов областного бюджета в 1997 году произошли изменения, связанные с тем, что подоходный налог с физических лиц в размере 10 процентов, ранее зачисляемых в федеральный бюджет, с 1 января 1997 года начал поступать в областной бюджет. Доля данного налога в общей сумме налоговых поступлений составила 4,9 процента. Одновременно на 1,8 процента по сравнению с 1996 годом возросла и доля подоходного налога с физических лиц, поступающая в консолидированный бюджет. Она составила 25,2 процента от общей суммы налоговых поступлений. В 1997 году продолжала расти доля налога на добавленную стоимость в общей сумме налоговых доходов бюджета. Так, в областном бюджете 1996 года его доля была равна 19,9 процента, а в 1997 году – 29,5 процента; в консолидированном бюджете эти доли достигали соответственно 15,7 и 20,2 процента.
В то же время в 1997 году в Самарской области уменьшилась доля поступившего в бюджет налога на прибыль. Если в 1996 году она составляла 46,4 процента в областном бюджете, и 24,3 процента – в консолидированном, то в 1997 году доля этого налога снизилась соответственно до 30 и 18 процентов. Это снижение тогда было вызвано не только ростом доли других налогов, но и уменьшением налогооблагаемой базы, которое во многом оказалось обусловлено значительными налоговыми льготами, представляемыми предприятиями и организациями по законодательству. Сказалось также и стремление предприятий уменьшить налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем зачастую несоответствующего действительности увеличения затрат, списываемых на себестоимость.
Но, несмотря на то, что доходная часть бюджета Самарской области в 1997 году была выполнена в основном за счет налоговых доходов, следует отметить рост на 11,6 процента доходов от продажи имущества. В 1996 году доля этих доходов в общей сумме неналоговых поступлений Самарской области составляла 18 процентов, а в 1997 году она составляла уже 29,6 процента.
В 1998 году экономику России поразил очередной кризис – так называемый дефолт, который был связан с отказом государства платить по многим видам финансовых обязательств и ценных бумаг. Однако уже в конце 1999 года российская экономика в целом преодолела последствия этого коллапса, и даже более того – по ряду направлений даже превзошла показатели докризисного периода.
В 2000 году в Самарской области произошел рост промышленного производства практически во всех сферах, за исключением нефтепереработки и деревообработки. Наиболее значительное продвижение произошло в цветной металлургии (140 процентов), в химии и нефтехимии (120 процентов), в промышленности стройматериалов (114 процентов), в легкой и пищевой промышленности (соответственно 118 и 120 процентов). Что касается автомобильной отрасли, то АО «АвтоВАЗ» в 2000 году имело довольно скромный прирост производства – всего 5 процентов. В то же время машиностроение области без учета продукции АвтоВАЗа в том же году увеличило объем производства почти на 23 процента, в первую очередь за счет выпуска продукции, необходимой тольяттинскому автогиганту, а также за счет развития инвестиционного спроса.
В аграрно-промышленной сфере Самарской области прирост количества произведенной продукции составил лишь 2 процента, причем в растениеводстве по сравнению с предыдущим годом было зафиксировано увеличение объема производства на 8 процентов, а в животноводстве – снижение на 4 процента. Тогда в области было собрано 1,7 млн. тонн зерна – на 21 процент больше, чем в 1999 году.
Эти позитивные результаты в производственной сфере сказались и на финансовом состоянии Самарской области. Был зафиксирован значительный рост прибыли и снижение темпов прироста кредиторской и дебиторской задолженности предприятий области. Второе обстоятельство в 2000 году произошло впервые за минувшие 15 лет, и по сути оно тогда означало наступление долгого процесса свертывания неплатежей, являющихся очень острой проблемой не только для экономики нашего региона, но и всей Российской Федерации.
Улучшение финансового состояния Самарской области не могло не сказаться и на состоянии ее бюджетной системы. В течение 2000 года сумма налоговых платежей в бюджеты всех уровней у нас превысила 30 млрд. рублей, что в 1,5 раза перекрыло сборы 1999 года. При этом доля поступлений в федеральный бюджет с территории Самарской области увеличилась в 2,5 раза и составила 53 процента. Но в то же время все еще оставалась значительной сумма задолженности предприятий области в бюджеты всех уровней. На 1 октября 2000 года она составляла почти 17,3 млрд. рублей, из которых 55 процентов приходились на долги перед федеральным бюджетом, а остальные 45 процентов – перед областным бюджетом. Из них 47,3 процента составляли отсроченные платежи, и 52,7 процента – собственно недоимка. К концу 2000 года недоимка возросла еще на 20 процентов, а отсроченные платежи – на 25 процентов.
Экономисты не исключают, что налог с продаж, и, возможно, некоторые другие факторы в 2000 году способствовали сокрытию облагаемого и регистрируемого товарооборота, тем более, что объем платных услуг населению в сопоставимых ценах у нас тогда рос таким же темпами, что и во всей остальной России, а сбережения населения во вкладах и в ценных бумагах в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличились в 1,6 раза.
Региону лучше быть меньше, да лучше
В постсоветское время некоторыми общественными деятелями, высокопоставленными чиновниками и депутатами различных уровней не раз высказывались предложения об укрупнении российских регионов. Конечно же, в ряде случаев объединение двух или нескольких субъектов федерации действительно оправдано, как, это произошло, например, в случае с Пермской областью и Коми-Пермяцким округом, или с Таймырским и Эвенкийским округами и Красноярским краем, которые в советское время в административном отношении составляли единое целое.
Однако порой новоявленные реформаторы в своих предложениях идут дальше: они, в частности, уже рекомендуют объединить ряд регионов, находящихся в пределах Европейской части России. Между тем они забывают, что в истории нашей страны такие «укрупнения-разукрупнения» происходили уже не раз, и почти все такие мероприятия пришлись на советские годы. Ни к чему положительному в плане управления это так и не привело, зато после таких реформ всегда существенно возрастали расходы на содержание чиновничьего аппарата, в первую очередь транспортные…
Считается, что крепость Самара была основана в мае 1586 года у места впадения реки Самары в Волгу. Затем в течение XVII века она обрастала посадом и торгово-ремесленными слободами, и в 1688 году Самара вошла в ранг городов России с подотчетностью казанскому воеводе. Так продолжалось до 1708 года, когда Петр I впервые разделил всю Российскую империю на 8 губерний. Город Самара в административном отношении остался в подчинении Казани, и потому казанский губернатор имел право вершить здесь все финансовые, полицейские и судебные дела.
В течение XVIII века Самара неоднократно меняла свою административную подчиненность. Если с 1708 года, как уже было сказано, она значилась уездным городом Казанской губернии, то в 1717 году Самару перевели в Астраханскую губернию, а в 1718 году – во вновь учрежденную Симбирскую провинцию Казанской губернии. При образовании в 1744 году Оренбургской губернии в нее была включена и Самара, к тому моменту потерявшая статус уездного города. Два десятка лет она административно подчинялась Ставрополю, а с 1764 года – Сызрани. Лишь в 1780 году по указу Екатерины II вновь был образован Самарский уезд Симбирского наместничества, в котором тогда в общей сложности было 13 уездов. Исполнительная власть с того времени у нас стала формироваться дворянским собранием, а охрана порядка и спокойствия возлагалась на городничего.
Известно, что в 1780 году на территории Самарского уезда насчитывалось 127 селений, в которых проживало 17 тысяч человек. Самара же представляла собой типичный провинциальный городишко, где шла тихая и размеренная жизнь. Без особых событий в таком виде наш город прожил почти 70 лет. Однако к середине XIX века Самаре стала одним из основных поставщиков заволжского хлеба для всей России, а впоследствии – и для Европы. К этому времени уровень ее экономики далеко перешагнул масштабы уездного центра, и город настоятельно требовал изменения своего административного статуса. Именно поэтому вполне естественным выглядел указ императора Николая I от 6 декабря 1850 года, согласно которому Самара становилась центром вновь образуемой губернии, одной из самых крупных в Европейской части страны (площадь - 123.341 квадратных километров, население - 1.304.230 человек) (рис. 11).
В нее вошли семь уездов: Самарский, Ставропольский, Бузулукский, Бугульминский, Бугурусланский, Николаевский и Новоузенский.
Эта административная структура Самарской губернии, как и всех прочих прилегающих к ней регионов, сохранялась вплоть до 1919 года. Изменения происходили только в волостном делении: если в 1900 их было 304, то в 1916 – 329. Зато почти сразу же после провозглашения в России советской власти начался процесс перекраивания административной карты страны, который в сильнейшей степени затронул и территорию Самарской губернии.
Начались эти преобразования с того, что в апреле 1919 года Ставропольский уезд был разделен на два – Ставропольский и Мелекесский. Затем в течение того же года от Самарской губернии несколько раз «отрезали» значительные куски ее территории. Так, в марте к Башкирии отошла часть Бузулукского уезда, в апреле южные волости Новоузенского и Пугачевского уездов вошли в состав вновь образованной Трудовой коммуны немцев Поволжья, а в августе к Саратовской губернии присоединили оставшуюся часть Новоузенского уезда. Затем в мае 1920 года к Татарии отошел почти весь Бугульминский уезд. А приобретать новые территории Самарская губерния начала только в октябре 1921 года, когда из Сызранского уезда Симбирской губернии к нам присоединили Рождественскую волость. В итоге к началу 1923 года в Самарскую губернию входили Балаковский, Бугурусланский, Бузулукский, Мелекесский, Пугачевский, Самарский и Ставропольский уезды.
В течение последующих пяти лет административные преобразования происходили только внутри нашего региона, где шло постепенное укрупнение уездов. В феврале 1924 года по решению ВЦИК СССР и в связи с сокращением населения город Ставрополь был переименован в село. Соответственно Ставропольский уезд тогда ликвидировали, а его территория оказалась разделенной между Самарским и Мелекесским уездами. В мае того же года был упразднен Балаковский уезд, территория которого перешла в подчинение городу Пугачеву. А в сентябре 1925 года из Симбирской в Самарскую губернию была передана Сосново-Солонецкая волость Сызранского уезда, и, таким образом, вся Самарская Лука вплоть до села Переволоки перешла в подчинение нашему городу. А в августе 1927 года рабочий поселок Троцк получил статус города и был переименован в Чапаевск (рис. 12).
С весны 1928 года в СССР проводилась самая крупная в истории страны административно-территориальная реформа. Началом ее считается 14 мая 1928 года, когда ВЦИК принял постановление об укрупнении европейских губерний и их переименовании. В числе прочих на карте СССР с указанного дня появилась и Средне-Волжская область с центром в Самаре, в состав которой вошли Пензенская, Самарская, Ульяновская и Оренбургская губернии. Одновременно был объявлен переход от губернского, уездного и волостного административного деления территории СССР на областное, окружное и районное. С 16 июля 1928 года произошло разделение Средне-Волжской области на 9 округов: Мордовский (23 района), Самарский (10 районов), Бугурусланский (12 районов), Бузулукский (7 районов), Пензенский (14 районов), Сызранский (8 районов), Ульяновский (15 районов), Оренбургский (15 районов) и Кузнецкий (12 районов).
К этому моменту в Средне-Волжской области насчитывалось 116 районов. Однако 21 января 1929 года Бузулукский округ был упразднен, а все его районы, кроме одного, вошли в Самарский округ. В том же году переименования и изменения продолжились. Решением правительства 20 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край (рис. 13),
а с 29 июля 1930 года по постановлению ВЦИКа и СНК СССР в стране было вовсе упразднено окружное административное деление как ошибочное. По этой причине после 1 октября того же года все полномочия бывших окружных советов были переданы районным исполнительным комитетам.
Такие же значительные по размерам территориальные образования в те годы были созданы на всей территории СССР. Их возникновение, как и в наши дни, объяснялось стремлением центральных властей уменьшить численность бюрократического управленческого аппарата на местах и тем самым снизить затраты государства на их содержание. Однако уже в первый год существования этих «административных монстров» стало очевидно, что управленческие расходы в областях и районах не только не уменьшились, но, наоборот, весьма заметно выросли.
В первую очередь это было связано с плохой управляемостью столь громадных территориальных образований, с увеличением числа низовых административных структур (округов, районов и сельсоветов), но больше всего – с резко возросшими тратами на разъезды чиновников, не считая командировочных расходов различных заводских, сельских и общественных представителей. Судите сами: Средне-Волжский край, например, вытянулся в длину почти на 600 километров, и, стало быть, любая поездка на совещание из отдаленных районов в Самару (особенно коллективная) оборачивалась для государства внушительными денежными суммами. Что же касается рядовых граждан, то для них визит в областной центр за какой-нибудь справкой или другим важным документом теперь становился серьезным испытанием не только для нервов (надо ведь было на 2-3 дня отпрашиваться с работы), но и для кошелька…
Неудивительно, что уже с середины 30-х годов в стране пошла постепенная обратная реорганизация структуры краевого административного деления. В Средне-Волжском крае она началась с постановления ВЦИК от 10 декабря 1934 года, согласно которому из его состава выделилась Оренбургская область. Еще одним постановлением ВЦИК от 20 декабря 1934 года была образована Мордовская АССР (рис. 14).
После смерти В.В. Куйбышева и переименования Самары в соответствии с постановлением ВЦИК от 27 января 1935 года Средне–Волжский край превратился в Куйбышевский край, а с принятием Конституции СССР от 5 декабря 1936 года он стал именоваться Куйбышевской областью. В октябре 1937 года разделение продолжилось: тогда в состав вновь образованной Тамбовской области вошли 23 района тогдашней Куйбышевской области. В феврале 1939 года из нашего региона выделилась Пензенская область, а в январе 1943 года на основе ее западных районов решением правительства была образована самостоятельная Ульяновская область (рис. 15).
После этого границы Куйбышевской (Самарской) области больше не менялись.
Тем не менее за минувшие полвека процедуре «укрупнения-разукрупнения» не раз подвергалась внутренняя административная структура нашего региона. Во многом это было связано с хозяйственным использованием территории области. Сначала по причине бурного роста нефтедобычи и нефтепереработки в январе 1944 года рабочий поселок Кинель получил статус города, в январе 1946 года село Ставрополь было преобразовано в город районного подчинения, а в июле того же года село Отважное стало рабочим поселком того же названия. В конце 1949 года, когда первые отряды приступили к развертыванию строительства Куйбышевской ГЭС, поселок Отважный был переименован в Жигулевск.
В дальнейшем укрупнения и преобразования продолжились. Так, в связи с ростом объема газо- и нефтедобычи поселок Похвистнево в 1947 году был переименован в город районного подчинения, а в 1950 году село Зольное стало рабочим поселком. В феврале 1952 года рабочие поселки Жигулевск и Новокуйбышевск получили статус городов, а в 1956 году на карте Куйбышевской области появилось еще два новых города - Октябрьск и Отрадный. Одновременно в течение 1954-1960 годов происходило укрупнение сельских районов области. Если в 1945 году их было 36, в 1954 году - 33, то в 1960 году в Куйбышевской области осталось лишь 13 сельских районов.
В течение последующих четырех с лишним лет становилось все более и более очевидным, что при проведении районной административной реформы была повторена та же самая серьезная ошибка, которая была допущена в 1928 году в масштабах всего СССР. Очень большие по площади районы оказались крайне громоздкими образованиями, которыми было неудобно управлять из единого центра. Поэтому почти сразу же после освобождения со своего поста Н.С. Хрущева, который был сторонником слияния низовых территориальных структур, по всей стране начался процесс разукрупнения сельских районов. Уже в 1965 году в нашей области вместо 13 их стало 23, а в 1965 году – уже 25. А следующие административно-территориальные преобразования в Самарской губернии произошли только в 90-х годах, когда на ее карте возникли два новых района – Елховский и Камышлинский (рис. 16).
На этом «укрупнение-разукрупнение» внешней и внутренней структуры нашего региона пока вроде бы завершилось. Однако и в нынешнее время, как мы видим, административный зуд у новоявленных реформаторов силен по-прежнему. Как и много лет назад, они опять стремятся произвести хоть какие-нибудь административно-территориальные преобразования, оправдывая все это «укреплением вертикали власти». Но при этом такие реформаторы напрочь забывают известную мудрость насчет изобретателей велосипеда. В связи с этим хочется им посоветовать: если они и впрямь задумают снова перекроить карту нашей многострадальной страны, пусть перед этим обратятся к урокам прошлого. Из них всегда можно почерпнуть немало поучительного.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 4270