Самарская областная библиотека
В середине XIX столетия, когда Самара уже стала центром одной из крупнейших российских губерний, в ней, по официальным данным, проживало 19753 человека, имелись аптека и больница, но не было ни одного учреждения культуры – ни театра, ни музея, ни тем более библиотеки, или хотя бы книжного магазина. Уровень грамотности населения в городе оставался крайне низким. В выборных органах власти тон задавали представители купечества, которые в большинстве своем считали, что образование и культура для торгового дела не нужны (рис. 1, 2, 3, 4).
«От книг одна крамола и вольномыслие»
О культуре и быте здешних обывателей в начале XIXвека достаточно откровенно высказался Иван Алексеевич Второв (рис. 5),
уездный судья, прогрессивный для своего времени человек: «Самарское общество хоть кого могло привести в отчаяние. Карты, попойки всех родов - вечерние и утренние, званые и незваные, сопровождающиеся всякими безобразиями, и нередко - драками, при отсутствии других развлечений, как театра и даже танцевальных вечеров, составляли обычное времяпрепровождение тогдашних самарцев… Везде только одно удовольствие - пить и играть в карты».
В Самаре до 1851 года не выпускалось ни одной местной газеты, не говоря уже о собственном книгоиздании. Все немногочисленные книги, вышедшие в свет до 1851 года, в которых в той или иной степени упоминалась Самара и Самарский уезд, были напечатаны за пределами нашего края. При этом нельзя сказать, что немногочисленные образованные люди нашего города ничего не предпринимали для создания в городе учреждений культуры и вообще для поднятия уровня грамотности населения.
В Самаре неоднократно пытались открыть собственную типографию. В 1835 году городничий С.В. Сеченов даже обращался ко всем гражданам, и в первую очередь к купечеству, как к наиболее состоятельной части населения, с предложением собрать средства на городскую типографию, чтобы выпускать местные печатные издания. Однако самарские деловые люди, посоветовавшись между собой, решили денег не давать, потому что «никакой пользы торговому делу от газет и книг иметь не можно, а будет от них одна только крамола и вольномыслие».
Что касается специализированной книжной торговли в Самаре, то даже в середине XIX века она почти полностью отсутствовала. Если в январе 1851 года в новом губернском центре насчитывалось 375 лавок, в том числе свыше 60 винных, то среди них тогда не было ни одной, где торговали бы книгами, печатной и писчебумажной продукцией. Объяснялась такая ситуация очень просто: в то время свыше 97 процентов населения Самарской губернии составляли крестьяне, которые почти поголовно были неграмотными. А у купечества и вообще у торгового люда Самары грамотность и вовсе была не в чести: здесь куда больше ценилось умение правильно считать деньги, чем читать книги и тем более газеты. Понятно, что с таким уровнем грамотности населения и его отношением к чтению об открытии книжных лавок, и тем более - газетных киосков, в Самаре в те годы никто и не помышлял.
Только второй самарский губернатор Константин Карлович Грот (рис. 6)
с его истинной немецкой культурой предпринял первые практические шаги для создания в нашем городе публичной библиотеки. Вопрос о ее необходимости возник в 1854 году, когда отставной штабс-ротмистр Иван Нефедов передал в дар городу около 200 своих личных томов. Тогда же губернатор поручил городской управе подыскать для общественной библиотеки подходящее помещение, но чиновники, как это часто бывает, дело успешно заволокитили. На протяжении многих лет подаренные книги хранились в помещении дворянского собрания, пока губернатор, уставший ждать от чиновников исполнения порученной задачи, лично не предпринял первые по-настоящему весомые шаги по созданию Самарской общественной библиотеки.
При содействии губернатора
В январе 1859 году по распоряжению Грота при редакции газеты «Губернские ведомости» был оборудован кабинет для чтения периодических изданий, для которого по всему городу стали собирать необходимую литературу. На основе этих поступлений ровно через год, 1 января 1860 года (по новому стилю 13 января), начала свою работу Самарская общественная (публичная) библиотека. В момент открытия ее фонд составил более 800 томов на русском языке, значительное число иностранных книг, а также номера нескольких столичных газет и журналов.
Что касается книгопечатания, то техническая возможность для этого в Самарской губернской типографии из-за многочисленных проволочек и задержек появилась только в 1863 году, при губернаторе Н.А. Замятнине (рис. 7).
С того времени в течение многих лет здесь выпускались ежегодные «Памятные календари Самарской губернии». Главным их предназначением считались публикации о работе губернской и городской управ, и в первую очередь сведения о кадровых назначениях, произошедших за минувший год. Еще в этих изданиях указывались адреса официальных присутственных мест и некоторых предприятий Самары и уездных центров, а также печатался другой справочный материал о Самарской губернии.
Одним из первых крупных заказчиков губернской типографии в изготовлении книжной продукции с самого начала стала Самарская епархия, которая печатала здесь для широкой продажи населения «Жития святых», сборники молитв и псалмов, а также сокращенные популярные издания Библии. Главную священную книги христианства в ее полном варианте работники типографии смогли освоить для печати только через несколько лет - после того, как был полностью набран и выверен ее текст, изготовлены литогравюры ее иллюстраций, а затем получено благословение на печать от высшего руководства епархии.
Кроме Библии, одной из первых книг, выпущенной в 1870 году Самарской губернской типографией, стала «Метеорология города Самары». Ее в течение десяти лет готовил к изданию врач Юлий Богданович Укке (рис. 8),
немец по национальности, который работал в нашем городе более 30 лет, начиная с 1852 года, и с того времени собрал огромный материал о климате Самарской губернии и о различных погодных явлениях. Затем в 1873 году здесь же была выпущена книга известного самарского врача Нестора Васильевича Постникова (рис. 9)
«О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм». А в 1877 году там же была издана книга Петра Владимировича Алабина (рис. 10)
«Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк». Это был первый фундаментальный труд по истории Самары. Затем в сентябре 1890 года в Самаре вышла из печати книга П.В. Алабина «Несколько старинных документов, относящихся к истории города Самары и Самарского края».
В числе других капитальных работ, посвященных нашему городу и изданных этой типографией в 70-х годах XIXвека, следует также назвать весьма объемистый по тем временам труд «О здоровье населения г. Самары», подготовленный врачом земской больницы Вениамином Осиповичем Португаловым (рис. 11).
Уже вскоре после ее опубликования автор приступил к работе над второй, которая получила название «Санитарный очерк г. Самары» и вышла в свет в 1888 году.
Для становления нашей первой публичной библиотеки в те годы очень много сделал известный в городе общественный деятель, а впоследствии - городской голова
. Алабин и сам был незаурядным литератором, написал несколько книг, и при его участии открылись библиотеки в Вятке и в болгарской столице Софии. А в Самаре Петр Владимирович, будучи управляющим городской библиотекой, которая располагалась на улице Саратовской (рис. 12),
многократно умножил ее фонды, а затем основал при ней первый в городе публичный музей. Когда Алабин в 1884 году стал городским головой, библиотеку возглавила Юлия Богомолова, которая бессменно занимала этот пост вплоть до 1921 года.
Среди многочисленных дарителей книг для библиотеки можно назвать губернатора
а, завещавшего ей все свое книжное собрание, предпринимателя-либерала Кирилла Сибирякова, учителя гимназии Петра Панафидина, самарского дворянина-библиофила Александра Путилова, графа и одновременно историка Георгия Милорадовича, а также многих других. Известен также факт, что перед своим отъездом из Самары 57 книг библиотеке подарила семья Ульяновых, члены которой регулярно пользовались ее фондами.
А затем в городе появились и книготорговые заведения, при которых обычно имелись и частные библиотеки. Пионером этого дела стал германский подданный Фердинанд Грау, который 20 января 1870 года открыл первый «настоящий» книжный магазин на улице Дворянской (ныне улица Куйбышева) (рис. 13).
В своем магазине он организовал «комнату для чтения», где желающие за небольшую плату могли ознакомиться с любой книгой, взятой из торгового зала. А с ноября 1878 года в магазине Грау книги можно было не только читать на месте, но и на некоторое время взять домой. К этой услуге прибегали многие читатели, особенно школяры и курсистки, поскольку платить за чтение для них оказывалась существенно дешевле, нежели покупать книгу в постоянное пользование.
Еще один книжный магазин в Самаре на улице Панской вскоре был организован отставным поручиком А.Н. Сперанским в октябре 1874 года. Но наиболее значительным событием в деле книготорговли стало открытие 5 августа 1875 года еще одной книжной лавки там же, на улице Панской. Его владельцем был второй гильдии купец И.Г. Головкин, родственник другого самарского купца – П.И. Головкина, бывшего коробейника, который в середине XIXстолетия пришел в Самару пешком из глухой отдаленной деревни. В 1872 году у Павла Ивановича родился сын Константин (рис. 14),
который затем стал первым автомобилистом Самары, а также известным художником, археологом и краеведом. В начале ХХ века К.П. Головкин унаследовал магазины от родственников, однако торговать в них он стал не посудой, обоями и прочими хозяйственными товарами, а книгами, писчебумажными изделиями и произведениями искусства. Вплоть до революционных событий 1917 года магазины Головкина считались лучшими в Самаре в сфере книжной торговли.
Запрещенные книги
В трудные годы революционных потрясений и гражданской войны происходил мучительный процесс реорганизации Самарской публичной библиотеки. Представители новой власти решительным образом изымали из общего доступа все издания, посвященные русским монархам и членам их семей, капиталистам и частному предпринимательству, а также труды лидеров «идеологических вредных» партий и течений. В лучшем случае эти книги отправлялись в спецхраны, в худшем – уничтожались. Но в те же годы сюда, в государственное хранилище, передавались тысячи томов из национализированных частных библиотек, благодаря чему удалось спасти от гибели уникальные издания. А после ликвидации Самарского университета в здешние фонды целиком попало и его богатейшее книжное собрание.
Только после гражданской войны наступил настоящий расцвет библиотечного дела не только в нашей губернии, но и по всей стране. Шла борьба с неграмотностью, а начавшаяся культурная революция никак не могла обойтись без широчайшей библиотечной сети. Эта сеть была создана за счет государства, и в то время она оказывала населению лишь исключительно бесплатные услуги.
Впоследствии статус Самарской библиотеки вырос до губернской (а затем – краевой и областной). Тогда же для нее увеличили финансирование, а в ее структуре были открыты нотный, методический и библиографический отделы, межбиблиотечный абонемент и отдел редких книг. В 1931 году при ней открылся библиотечный техникум. С 1932 года Самарская областная библиотека стала получать платный обязательный экземпляр всех изданий, выходящих в СССР. В 1939 году она переехала в здание только что построенного Дворца культуры на площади Куйбышева (рис. 15, 16).
Но именно на это время пришлась новая волна чистки библиотечных фондов, когда по всей стране и общего доступа изымались книги, сборники и журналы, в которых цензоры находили хотя бы одну фамилию из многочисленных списков «врагов народа». Согласно постановлению СНК СССР, в Куйбышевской областной библиотеке были отправлены в спецхраны или уничтожены более двух тысяч томов «троцкистского и контрреволюционного содержания», в первую очередь труды и статьи Троцкого, Бухарина, Зиновьева, Каменева, Радека, Пятакова и еще сотен других авторов, попавших под каток репрессий. Спецхраны были открыты для широкого читателя лишь в постперестроечное время.
Лицо современности
К началу Великой Отечественной войны Куйбышевская областная библиотека имела свыше 30 тысяч читателей и насчитывала в своих фондах более 900 тысяч книг. В 1941 году часть помещений библиотеки заняли эвакуированный в Куйбышев аппарат ВЦСПС и московский Метростройпроект. Тогда же многие библиотечные работники ушли на фронт, а из оставшихся почти половина была направлена для работы на различные предприятия города. Одновременно библиотека успевала обслуживать аппарат Президиума Верховного Совета СССР, Наркомата иностранных дел и переехавший в наш город дипломатический корпус. Среди ее читателей военного времени можно назвать такие известные личности, как писатель и публицист Илья Эренбург, польская писательница Ванда Василевская, художник Петр Вильямс, композитор Дмитрий Шостакович, чехословацкий посол Зигмунд Фирлингер, а также работники других посольств, находящихся в Куйбышеве.
После окончания войны при нашей библиотеке был организован филиал Государственного фонда литературы, который направлял собранные книги в Смоленскую, Ростовскую, Воронежскую, Курскую области, Краснодарский край и другие регионы страны, освобожденные от оккупации. Всего за годы Великой Отечественной войны из ее фондов было выдано более 3,5 миллионов книг и обслужено свыше миллиона человек. Кроме того, 27 библиотекарей удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Начиная с 30-х годов, государственная политика в сфере культуры была направлена на расширение сети общедоступных библиотек. Они открывались в каждом городском районе, каждом селе или поселке, на промышленных предприятиях, в школах, при больницах, при пионерских лагерях, и так далее (рис. 17-26).
При этом главным методическим центром для них всегда оставалась областная библиотека (рис. 27).
Свое современное лицо Самарская областная универсальная научная библиотека обрела в 1984 году, когда она переехала в специально построенное для нее здание на проспекте Ленина. Сегодня в ее фондах это более 4 миллионов единиц хранения – книги, сборники научных трудов, иностранная литература, периодические издания и так далее. В ее структуре работает свыше 150 сотрудников, которые ежегодно обслуживают свыше 55 тысяч читателей (это около 2 миллионов книговыдач). Ежегодно библиотекой проводится более 500 различных массовых мероприятий (рис. 28, 29, 30).
Сейчас Самарская областная библиотека входит в десятку крупнейших книжных хранилищ Российской Федерации, является общедоступной научной библиотекой универсального профиля, центральным хранилищем краеведческой, отечественной и иностранной литературы Самарской области.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 6163