Аксаков Сергей Тимофеевич
Он родился 20 сентября [1 октября] 1791 года в Уфе в семье Тимофея Степановича Аксакова (1762—1836/1837), служившего прокурором земского суда. Тот происходил из небогатого, хотя и старинного рода, был женат на Марии Николаевне Зубовой (1769—1833) — дочери товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Это была умная и властная женщина, выросшая среди высшего чиновничества и получившая хорошее по тем временам образование.
Начало
Детство Сергея прошло в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково, или Знаменское (ныне село Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области). Большое влияние на развитие мальчика оказал его дед — Степан Михайлович Аксаков, мечтавший о внуке, который продолжит «род Шимона». Современники писали о нём, что Степан Михайлович - «неотёсанный и энергичный помещик-первопроходец, одним из первых организовавший поселение крепостных в башкирских степях». От отца Серёжа унаследовал любовь к природе; он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал Сумарокова и Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи».
В 1799 году мальчик поступил в Казанскую гимназию, но Мария Николаевна, не в силах выдержать расставание с сыном, вскоре забрала его назад; этому способствовало и то обстоятельство, что у впечатлительного Серёжи, оторванного от семьи, стала развиваться падучая болезнь. Возвращение в гимназию состоялось лишь в 1801 году. В 1804 году старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс Казанского университета, и Аксаков оказался одним из его студентов, продолжив учёбу в нём вплоть до 1807 года.
В годы учёбы Аксаков сотрудничал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» (редактор Александр Панаев) и «Журнал наших занятий» (где сам Аксаков был одним из соредакторов). В этих журналах были размещены его первые стихотворные опыты, написанные в сентиментальном стиле. Вскоре, пережив увлечение сентиментализмом, Аксаков познакомился с «Рассуждением о старом и новом слоге российского языка» А.С. Шишкова, став приверженцем его литературно-лингвистической теории, что, однако, практически не отразилось на его собственном литературном стиле. С 1806 года Сергей состоял в «Обществе любителей отечественной словесности» при университете; он также стал организатором студенческого театра, поставившего, в частности, пьесу, одним из соавторов которой был он сам. Впоследствии воспоминания о детских годах, наряду с семейными преданиями, легли в основу автобиографической трилогии Аксакова (рис. 1).
На государственной службе
В 1807 году Сергей Аксаков, окончивший университет в 15 с половиной лет, переехал в Москву, а оттуда в 1808 году — в Санкт-Петербург, поступив на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже он был переведён в Экспедицию о государственных доходах. Аксаков совмещал чиновничью работу с занятиями литературой и декламацией. В попытках усовершенствовать своё декламаторское искусство он близко сошёлся с актёром-трагиком Яковом Шушериным, а также свёл знакомство с Державиным и Шишковым. Всем троим он позже посвятит биографические очерки. В 1811 году Аксаков переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где Шушерин познакомил его с литераторами С.Н. Глинкой, Н.И. Ильиным, Ф.Ф. Кокошкиным, Н.П. Николевым и Н.М. Шатровым. Позже к кругу московских знакомств Аксакова присоединятся писатели Шаховской, Загоскин и Писарев.
Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков покинул Москву, уехав в Оренбургскую губернию. В следующие полтора десятилетия он в основном проводил время в Ново-Аксакове, а позже в выделенной ему отцом деревне Надеждино (ныне Башкортостан), выведенной позже в автобиографической трилогии как Парашино, посещая столицы только наездами.
В 1816 году в Москве Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной (1793-1878) — дочери генерала, прежде служившего под началом Суворова. В этом браке родилось десять детей (рис. 2). После 1821 года семья Аксаковых прожила в Надеждине пять лет. За эти годы будущий литератор побывал во многих районах нынешней Самарской области — Камышлинском, Исаклинском, Сербском, Елховском. Позднее он опишет сёла Байтуган и Неклюдово (Камышлинский район), Красное Поселение (Елховский район), реки Сок и Кондурчу. Согласно его запискам, Аксаков охотился в теперешних Клявлинском, Сергиевском, Шенталинском, Камышлинском, Похвистневском, Кинель-Черкасском, Исаклинском районах. В списке мест своей Аксаков называл многие речки севера современной Самарской области: Сок, Кондурчу, Саврушу, Большой Кинель, Сургут. Неоднократно он бывал и в Самаре, которая в то время была уездным городом.
Но попытки ведения самостоятельного хозяйства не увенчались успехом, и в 1826 году Аксаковы окончательно перебрались в Москву, где Сергей поступил на государственную службу. По рекомендации Шишкова, в то время занимавшего пост министра просвещения, летом 1827 года Аксаков получил должность цензора в Московском цензурном комитете. Но пребывание его на этой должности было недолгим, хотя к своей работе цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так, он приостановил из-за «неблагоприятной политической ситуации» публикацию «Марфы Посадницы» М.П. Погодина, которую сам же ранее разрешил. В 1831 году вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н.И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому Бенкендорфу.
Ещё одно строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И.В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец». Журнал был закрыт. Мнение начальства о деятельности Аксакова становилось всё менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина (псевдоним В.А. Проташинского). А в 1830 году произошло ещё одно событие, имевшее серьёзные последствия для Аксакова. В № 1 «Московского вестника» был анонимно опубликован фельетон «Рекомендация министра», который очень не понравился императору.
В связи с этим московским губернатором было начато расследование, которое длилось более полутора лет. Но только после того, как был арестован цензор, пропустивший фельетон, и опасность нависла над редактором журнала М.П. Погодиным, отказавшимся раскрыть имя анонима, Аксаков добровольно явился в полицию и сам заявил о своём авторстве скандального фельетона. В итоге в феврале 1832 года Аксакова уволили из Цензурного комитета. В III отделении на него было заведено дело, и только благодаря личному заступничеству бывшего его другом князя Шаховского перед шефом III отделения Бенкендорфом Аксаков не был выслан из Москвы.
Литературное творчество
В конце 1830-х годов начался новый период в жизни Аксакова. Он стал, как и мечтал, «свободным человеком», и почти полностью сосредоточился на ведении хозяйственных и семейных дел. После смерти своего отца Тимофея Степановича в 1837 году он унаследовал довольно крупные поместья — несколько тысяч десятин земли и 850 душ крепостных, а в 1843 году приобрёл имение Абрамцево в 50-и верстах от Москвы. В начале 1840-х годов, однако, начало ухудшаться его здоровье — сначала начал слабеть один глаз, затем второй, и, в конце концов, он потерял способность писать самостоятельно, диктуя вместо этого свои сочинения дочери Вере.
В 40-х годах претерпела коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступил к сочинению «Семейной хроники», а в 1845 году загорелся новым замыслом — написать книгу о рыбалке. Работа над книгой, представлявшей собой подборку очерков бывалого рыболова, закончилась в 1846 году, и на следующий год она увидела свет под названием «Записки об уженье». Критики приняли книгу с единодушным одобрением, в 1854 году вышло как «Записки об уженье рыбы» её второе издание, переработанное и существенно дополненное, а ещё через два года — третье прижизненное издание; после смерти — 4-е издание.
Положительные отзывы критиков вдохновили Аксакова в 1849 году начать в продолжение «Записок о рыбалке» новую книгу — на сей раз об охоте. Книга под названием «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» была напечатана после трёхлетней работы в 1852 году. По стилю она напоминала предыдущую — каждая глава представляла собой законченный очерк. Эта книга также быстро стала популярна, весь её тираж был мгновенно распродан. «Записки ружейного охотника» получили восторженные отзывы критиков. Гоголь писал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мёртвых душ» такими же живыми, как его птицы. Ему вторил Тургенев, писавший: «Такой книги ещё у нас не бывало».
Хвалебным был и отзыв Н.Г. Чернышевского:
«Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Г. Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника».
Книги Аксакова о рыбалке и охоте отличал от многочисленных руководств его времени по этим темам высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги являлась по сути очерком — законченным литературным произведением о каком-либо элементе снаряжения, виде рыб или птиц. Эти очерки включали поэтичные описания природы, точные и запоминающиеся описания рыбьих и птичьих повадок. В этих книгах Аксакова читателя уже привлекал характерный стиль повествования — интимный, полный личных воспоминаний, но одновременно лишённый праздных созерцательных восторгов, нарочитой яркости и контрастности, сдержанный и «будничный».
В 1855 году Аксаков опубликовал сборник «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», стилистически завершивший так называемую «Охотничью трилогию». Аксаков, преданный любитель охоты, развивал эту тему и позже, почти до самой смерти. В периодической печати появлялись такие его очерки, как «Пояснительная заметка к «Уряднику сокольничья пути» (1855), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (1856), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» (1858) и другие.
Автобиографическая трилогия
Работу над «Семейной хроникой» Аксаков начал ещё в 1840 году. Но затем внимание писателя постоянно переключалось на книги о рыбалке и охоте, и потому работу над трилогией в полном объёме он возобновил только к 1852 году. Отдельные эпизоды мемуаров Аксакова публиковалась в периодической печати по мере написания. Уже в 1846 году небольшой эпизод был напечатан в «Московском литературном и ученом сборнике». В 1854 году был опубликован первый отрывок «Семейной хроники» в «Москвитянине», за ним в 1856 году последовали четвёртый (в «Русской беседе») и пятый (в «Русском вестнике»). В том же 1856 году под одной обложкой с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли «Воспоминания», в дальнейшем ставшие отдельной, третьей, книгой трилогии.
«Семейная хроника», знакомящая читателя с широкой картиной провинциального помещичьего быта, в своём окончательном виде включила в себя пять «отрывков», первый из которых рассказывает о жизни семьи Багровых (под фамилией которых выведены сами Аксаковы) после переезда из Симбирской губернии в Уфимское наместничество, второй повествует об истории замужества Прасковьи Ивановны Багровой, а в дальнейшем излагается история женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора.
«Детские годы Багрова-внука», в отличие от «Семейной хроники», практически не публиковалась по частям, выйдя в свет целиком в 1858 году; только небольшой отрывок был размещён в периодической печати за год до этого. Хронологически сюжет «Детских лет» заполняет промежуток между событиями «Семейной хроники» и «Воспоминаний», описывая жизнь Аксакова с 1794 по 1801 годы. «Детские годы Багрова-внука», подробно показывающее изменение духовного мира героя по мере взросления, заслужили репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. В качестве приложения Аксаков разместил в книге сказку «Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи». В дальнейшем эта сказка, представляющая собой очередную литературную обработку сюжета о красавице и чудовище, много раз выходила в печать отдельно, став самым издаваемым произведением Аксакова.
Мемуарно-биографическая трилогия Аксакова заняла в истории русской литературы важное место. Она получила восторженный приём и от читателей, и от критиков. Последние отмечали новизну формы составляющих трилогию произведений и их роль в будущем развитии жанровой прозы в России. Аксакова, наряду с Гоголем и Тургеневым, приводил Лев Толстой в одном из вариантов предисловия к «Войне и миру» как иллюстрацию того, что русская художественная мысль находит для себя новые формы, не укладываясь в традиционные рамки романа.
Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 30 апреля [12 мая] 1859 года в Москве и похоронен в подмосковном Симоновом монастыре, но после ликвидации последнего прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище. Ныне могила С.Т. Аксакова и его сына Константина соседствует с могилой Н.В. Гоголя.
В браке Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольге Семёновны Заплатиной родились четыре сына и семь дочерей:
Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; был холост.
Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; был женат на Софье Александровне Шишковой.
Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; был женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).
Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.
Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.
Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету, состоявшую исключительно из винограда и мороженого.
Надежда (1829—1869), была известна исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре. Скончалась в Дрездене от паралича сердца.
Любовь (1830—1867), художница-любительница, была похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.
Мария (1831—1908), жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.
Анна (1831—?), умерла в детстве.
Софья (1834—1885).
Племянник С.Т. Аксакова, Александр Николаевич (1832—1903), получил международную известность в качестве спирита и медиума.
Память об Аксакове
В России существует несколько музеев С.Т. Аксакова. Помимо подмосковного музея-заповедника Абрамцево, память об писателе увековечена в селе Аксаково Оренбургской области, где в 1998 году в заново отстроенном здании усадьбы Аксаковых открылась музейная экспозиция. В Уфе действует дом-музей С.Т. Аксакова. В его честь также назван один из парков Уфы.
В селе Аксаково работает санаторий имени С.Т. Аксакова.
В селе Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан открыт Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино». В состав центра входят Дмитриевский храм и усадебный дом Аксаковых, в котором создан Музей семьи Аксаковых.
В Уфе действует Аксаковский народный дом (1909—1914, крупнейший на Урале, архитектор П.П. Рудавский, достроен в 1928—1935). В здании располагается Башкирский государственный театр оперы и балета.
В Театре имени Пушкина уже много лет идёт спектакль «Аленький цветочек» по произведению С.Т. Аксакова. Постановка включена в Книгу рекордов России как «самый продолжительно идущий детский спектакль».
Именем Сергея Тимофеевича Аксакова в 2012 году назван кратер на Меркурии.
Имя Аксакова присвоено улицам в городах Уфа, Самара, Калининград, Оренбург, Стерлитамак, Белорецк, Кумертау, Нижний Новгород, Иркутск, Мелеуз, Октябрьский и других населённых пунктов. В Самаре улица Аксаковская находится в Железнодорожном районе города.
Подготовлено по материалам Википедии.
Основные издания произведений С.Т. Аксакова
Полное собрание сочинений в 6-ти томах. СПб., изд. Мартынова, 1886.
Полное собрание сочинений в 9-ти вып. СПб., Копейка, 1914.
Полное собрание сочинений в 3-х томах. СПб., изд. Мертц, 1909.
Собрание сочинений. Т. I—VI. М., изд. Карцева, 1895—1896.
Собрание сочинений в 6-ти томах. СПб., Просвещение, 1909—1910.
Собрание сочинений в 4-х томах. М., Гослитиздат, 1955—1956.
Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Правда, 1966.
Собрание сочинений в 3-х томах. М., Художественная литература, 1986.
Литература
Аксакова улица //Синенко С.Г. Уфа старая и новая. — Уфа: ГУП «Государственное республиканское издательство Башкортостан», 2007. — С. 32.
Аксаковские места в Башкирии / Фото: А. Зирах, С. Прокудин-Горский, О. Герман и др. — Уфа: Белая река, 2007. — 17 С.
Галимзянова Г. Аксаковское время / Г. Галимзянова // Ватандаш. − 2007. — № 8. — С. 164—167.
Кошелев В.А. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 35-39.
Лобанов, М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 (2-е изд., 2005). (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Лобанов М.П. Аксаков. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 354 С.: — (Серия «Жизнь замечательных людей»); Вып. 1123 (923).
Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973
Петрова Т. Жизнь кипит в особняке старинном, делая нас лучше, чище и мудрей. - Т. Петрова // Вечерняя Уфа. — 2010. — 5 февр. — С. 11.
Темирова А. Певец семьи и отечества: С.Т. Аксаков /А. Темирова //Родина. — 2005. — № 12. — С. 115—116.
Улица Аксаковская. – В кн.: Липатова А.М. Самарских улиц имена. Самара, ОАО «Самарский дом печати», 2008. С. 9-11. - 288 с., илл. Издание второе, испр. и дополн.
Чудесный волшебник // Узиков Ю. Уфимских улиц имена. — Уфа: Уфимский полиграф комбинат, 2007. — С. 11-12.
Чуркин А.А. Мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова: проблемы поэтики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Спб., 2013.
Durkin A.R. Sergei Aksakov and Russian Pastoral. New Brunswick, 1983.
Salaman E. The Great Confession: from Aksakov and De Quincey to Tolstoy and Proust. London. Allen Lane The Penguin Press, 1973.
Просмотров: 6211