Алейников Пётр Мартынович

Он родился 12 (25) апреля 1914 года в белорусской деревне Кривель в крестьянской семье белорусов-католиков Мартина Марковича Алейника и Марианны Алексеевны. Отец Петра умер рано. Мальчик воспитывался в Могилёвской детской коммуне, а в 1931 году он приехал в Ленинград, где поступил в Техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова (рис. 1).

Ещё будучи студентом, Пётр начал сниматься в эпизодах: фильмы «Встречный», «Крестьяне». А всенародную славу Алейников обрёл после выхода на экраны фильма «Семеро смелых», где он сыграл роль повара Петьки Молибога, в которой в полной мере раскрыл своё лирико-комедийное дарование и редкое обаяние.

На съёмках фильмов «Трактористы» и «Большая жизнь» Алейников познакомился с актёрами Борисом Андреевым и Николаем Крючковым, дружбу с которыми он сохранил на долгие десятилетия, и во многих картинах они будут участвовать вместе.

В военном Куйбышеве летом 1943 года актёр Пётр Алейников, ставший знаменитым в 30-е годы, снимался в фильме «Небо Москвы» у режиссера Юлия Райзмана по одноимённой пьесе Георгия Мдивани. Премьера фильма состоялась 1 июня 1944 года. Он вскоре вышел на всесоюзный экран и был тепло принят зрителями.

Картина Райзмана рассказывает не столько о Москве, сколько о небе — о воздушном пространстве над великой столицей, которое осенью 1941 года доблестно защищают советские истребители. Фильм начинается с того, как в самом начале войны окончивший лётную школу лейтенант Илья Стрельцов, которого играет Пётр Алейников, получает назначение в истребительный авиаполк, охраняющий небо Москвы. В части он встречает медсестру Зою (актриса Нина Мазаева), с которой вырос в одном дворе и в которую давно влюблён (рис. 2).

Во время первого тренировочного полёта лейтенанту Стрельцову удалось сбить немецкий самолёт, за что он получил прозвище «Счастливчик». Но потом лётчика целый месяц не допускали до боевых вылетов. Стрельцов посчитал, что командир эскадрильи незаслуженно к нему придирается, а поводом для этих придирок стало их соперничество по отношению к медсестре Зое. Только в октябре 1941 года лейтенант Стрельцов совершил свой следующий боевой вылет, в котором он сбил один немецкий самолёт, протаранил второй, и при этом был ранен. За воздушный бой ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Петр Алейников был взят на эту роль по принципу типажного несоответствия. Меньше всего он похож на профессорского сына, а больше всего на беспризорника или детдомовца, неуверенного в себе, «не привыкшего» к своему героическому положению. Маленький, худенький, в черной шинели, которая придает ему вид «ремесленника» или в летном комбинезоне, который вообще сообщает его фигуре нечто детское, он мается на земле даже рядом с любимой девушкой и рвется в бой, в небо, где он, забыв обо всем на свете может предаваться чистейшей страсти — азарту боя, которая составляет его единственное предназначение.

После окончания Великой Отечественной войны карьера Алейникова постепенно пошла на спад. Актёр во многом стал заложником своего привычного амплуа: зрители и режиссёры по-прежнему воспринимали его как Савку из «Трактористов» и Ваню Курского из «Большой жизни», хотя время пришло уже совсем другое, и оно требовало других героев, да и сам Алейников становился всё старше и серьёзнее. Будучи актёром разноплановым, он мечтал о драматических ролях, но с годами его приглашали сниматься всё реже. Во многом это было связано с тем, что Алейников начал пить, опять же по причине своей невостребованности. А в 1967 году вышел последний фильм с его участием «Утоление жажды», где он сыграл роль старого рабочего Марютина.

Пётр Мартынович Алейников скончался 9 июня 1965 года в Москве от пневмонии. В последние годы актёр злоупотреблял алкоголем, и потому имел серьёзные проблемы со здоровьем. Во время прощания с Алейниковым в Театре киноактёра, как вспоминают очевидцы, «Борис Андреев упал большим телом на гроб — и громко зарыдал. И горе его (вот что значит энергетика настоящего артиста) сразу всем передалось — и, как всем показалось, в помещении вокруг гроба сразу стало тесно».

Борис Андреев, узнав о намерениях властей похоронить его друга на Ваганьковском кладбище, добился того, чтобы Петру Алейникову было отдано то место на Новодевичьем кладбище, которое было зарезервировано для самого Андреева.

О творчестве Петра Алейникова впоследствии был снят фильм «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (1974).

Пётр Алейников был лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за актёрскую работу» (1968, посмертно). Ещё раньше за исполнение роли Ильина в фильме «Во имя Родины» в апреле 1944 года он был награждён орденом «Знак Почёта».

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

Алейников Пётр Мартынович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].

Ерофеев В.В. Алейников Пётр Мартынович. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Кладо Н. Пётр Алейников. Творческая биография. Фильмография. М.

Нилин А. Станция Переделкино: поверх заборов. Роман частной жизни. — М.: АСТ, 2015.Рассказова Т. Кумир ненашего времени. М.


Просмотров: 1936



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности