Барсова Валерия Владимировна

Барсова – это её творческий псевдоним, по-настоящему певицу звали Калерия Владимировна Владимирова. Она родилась 1 (13) июня 1892 года в Астрахани, в семье типографского служащего. Первоначально пению она обучалась у своей сестры Марии Владимировны Владимировой, певицы (сопрано), солистки Мариинского театра. Впервые на оперную сцену Калерия вышла в 1917 году в Оперном театре Зимина (рис. 1).

В 1919 году она выступала на сцене Театра художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО). В этом же году вместе с Ф.И. Шаляпиным она пела в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини в саду «Эрмитаж». Позже Калерия училась в Астраханском музыкальном училище, а в 1919 году окончила Московскую консерваторию. Уже на следующий год она стала солисткой Большого театра, который затем не покидала более 30 лет.

По воспоминаниям современников, она обладала легким подвижным красивым голосом, филигранной вокальной техникой, выступала и как камерная певица. В её репертуаре насчитывалось до 600 различных произведений композиторов разных эпох и стран: арии из национальных, западноевропейских опер, русская вокальная лирика, сочинения советских композиторов, народные песни (русские, украинские, чешские, английские, шотландские, ирландские, норвежские, испанские, греческие). В 1940 года она была удостоена Сталинской премии 1-й степени.

Когда началась Великая Отечественная война, Валерия Барсова была в числе 500 с лишним певцов, музыкантов, балерин, режиссёров, рабочих сцены и других служащих главного театра страны, приехавших 6 ноября 1941 года в запасную столицу из Москвы. Впоследствии в куйбышевской школе № 81 ими были поставлены и отрепетированы более 16 балетов, симфоний и опер, в том числе и те, в которых участвовала Валерия Барсова.

Из воспоминаний работников Большого театра об эвакуации из Москвы в Куйбышев глубокой осенью 1941 года:

«…Нас разместили в двух обычных школах, разделив классные комнаты перегородками из простынь… В каждом классе жили 18-20 человек. Интерьер их был тоже достаточно традиционен - большой стол посередине, стулья, матрасы… Через две недели после приезда мы начали заниматься: под репетиционный балетный зал было оборудовано фойе городского Дворца культуры с паркетным полом… На занятия и репетиции ходили пешком, по полтора часа, а зима 41-го в Куйбышеве выдалась суровая, с сорокаградусными морозами, а мы - в легкой одежонке, не рассчитанной на такие погоды, да и уезжали из Москвы ненадолго…»

Уже через месяц после эвакуации на сцене Куйбышевского театра оперы и балета прошли первые спектакли с участием артистов ГАБТ, в том числе Валерии Барсовой. А 12 октября 1942 года был дан спектакль «Евгений Онегин», сбор от которого целиком был передан на подарки бойцам РККА. 18 октября для гарнизона Куйбышева прошёл шефский спектакль «Черевички». А в начале 1943 года в премьерном спектакле ГАБТ «Иван Сусанин» Валерия Барсова исполняла партию Антониды (рис. 2, 3).

Кроме того, в военном Куйбышеве она под аккомпанемент баяна пела в эвакогоспиталях, переходя из одной палаты в другую. Помимо госпиталей, артисты ГАБТ давали концерты в авиачастях, в Доме Красной Армии (ОДО), в клубах заводов, в гвардейском училище, и в других коллективах. И лишь в конце 1943 года она вернулась в Москву вместе с остальной труппой Большого театра.

Она была депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва (1938—1946), с 1947 года — депутат Моссовета. В течение 30 лет Барсова была председателем президиума правления в Центральном Доме работников искусств. Занимала руководящие посты в оперной студии Большого театра, в президиуме Всесоюзного общества культурной связи с заграницей.

В 1947 году в Сочи, на улице Черноморской, Барсова построила дачу с намерением открыть здесь оперно-вокальную студию. С 1947 по 1967 годы она часто бывала в этом городе, жила здесь по нескольку месяцев в году, принимала участие в общественной и культурной жизни города-курорта, была членом художественного совета Сочинской филармонии, одновременно занимаясь вокально-педагогической деятельностью. На своей сочинской даче Валерия Владимировна Барсова и скончалась 13 декабря 1967 года. Её похоронили на Центральном Успенском кладбище в Сочи.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

Добрусин В.А. Большой театр в запасной столице. «Волжская коммуна», 22 декабря 2018 года.

Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Мелик-Пашаев А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1976.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. – М. 1984

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года.


Просмотров: 1587



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности