Березовский Борис Абрамович
Полной неожиданностью для всех стало сообщение СМИ о том, что 23 марта 2013 года в графстве Беркшир (Великобритания) скончался самый авторитетный российский олигарх «лихих девяностых» Борис Абрамович Березовский (рис. 1).
В свое время генерал Александр Лебедь высказался о нем так: «Березовский – апофеоз мерзости на государственном уровне: этому представителю небольшой клики, оказавшейся у власти, мало просто воровать – ему надо, чтобы все видели, что он ворует совершенно безнаказанно!»Доктор автоторговых наук
Не только генерал Лебедь, но и многие другие политики, эксперты и публицисты считали Бориса Березовского, вполне закономерным продуктом своего времени – российской эпохи «первичного накопления капитала». Пользуясь откровенно незаконными, а говоря проще – бандитскими методами, он за короткий срок сумел не только нажить многомиллиардное состояние, но и подняться до самых вершин государственной власти. Есть мнение, что добиться больших успехов в этом деле, обойдя множество других претендентов, Березовскому помогли его незаурядные аналитические способности, помноженные на физико-математическое образование.
Он родился 23 января 1946 года в Москве, окончил сначала лесотехнический институт, а позже – еще и мехмат МГУ. С конца 60-х до конца 80-х годов будущий олигарх занимал не слишком значительные должности в ряде закрытых институтов, связанных с системами управления. Но при этом он еще в советское время сумел окончить аспирантуру при МГУ и стать доктором физико-математических наук. А в эпоху перестройки в судьбе успешного на тот момент ученого произошел неожиданный для его коллег вираж: он ушел в большой бизнес, причем почти сразу же сумел достичь в этом деле серьезных вершин. В 1989 году Березовский основал впоследствии ставшее скандально известным АО «ЛогоВАЗ», которое занялось продажей малолитражек Волжского автомобильного завода, пользовавшихся в те годы невероятной популярностью.
Но тут наступили «лихие девяностые», когда руководство фирмы стало работать на рынке автопродаж по новым, криминальным правилам. При этом, по мнению аналитиков, не стоит изображать Бориса Березовского как жертву обстоятельств, когда тольяттинские криминальные группировки якобы насильно навязали «ЛогоВАЗу» сотрудничество с ними. Напротив, факты говорят о том, что незаконные правила игры в этот период создавались самим Березовским. Он активно очищал поле своей деятельности от конкурентов, не брезгуя при этом и услугами бандитов.
Передел рынков сбыта вазовских автомашин закончился вполне закономерно для тех лет. В июне 1994 года в центре Москвы, около только что открывшейся штаб-квартиры «ЛогоВАЗа», рядом с шикарным «Мерседесом», на заднее сиденье которого за минуту до того сел Березовский, взлетел на воздух начиненный взрывчаткой «Опель». Олигарх получил серьезную контузию, но остался жив и отправился на лечение в Швейцарию (рис. 2).
Перед этим он заявил, что знает, кто стоит за организацией взрыва. А в сентябре того же года там же, в центре Москвы, был убит криминальный авторитет Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр (рис. 3). Вслед за его устранением бандитские наезды на «ЛогоВАЗ» прекратились. Но именно после того памятного покушения, по мнению ряда авторов, имя Бориса Березовского стало известно всей стране, причем не всегда в положительном свете.
Миллионы с нейтральной полосы
Примерно в то же время в печать просочились первые сведения о том, что «ЛогоВАЗ», начиная с 1993 года, совместно с «АвтоВАЗтехобслуживанием» сумел провернуть многомиллиардные махинации по фиктивной продаже за границу произведенных в Тольятти малолитражек. Перед этим, еще до своего ухода в большую политику, Березовский смог «пробить» в правительстве льготы по шестимесячной отсрочке платежей заводу на проданные им автомобили.
Зачем же это было нужно? Многие еще помнят, какими в 1993 году были темпы инфляции в нашей стране, и из этого он легко сможет высчитать, сколько же валюты «наварил» Березовский на столь нехитрой операции. Судите сами: если в начале года дилерами отпускались машины потребителю по цене 4300 долларов за штуку, то уже к осени их стоимость возрастала до 7000 «зеленых». А ведь только за один 1993 год «ЛогоВАЗ» получил от завода на реализацию 35 тысяч автомобилей. Неудивительно, что уже в 1994 году торговый оборот этой фирмы составил более 250 миллионов долларов.
Впрочем, уже скоро правоохранители объявили, что они раскрыли еще более заковыристый ход вазовцев - махинации с ложными поставками «Жигулей» за границу России. Представьте себе вот такую торговую операцию. Куда-нибудь в Италию или Францию с документами «ЛогоВАЗа» прибывала на продажу по экспортным, явно невыгодным заводу ценам, целая тысяча «Жигулей». Все это делалось вопреки сведениям торгового агента, побывавшего в этой стране буквально за месяц до указанного события и четко установившего, что на здешнем рынке из-за его пресыщенности и острой конкурентной борьбы больше 200 машин за полгода ни за что не продашь. Как же поступал «ЛогоВАЗ» с остальными восьмьюстами вазовскими малолитражками, так и не нашедших иностранного хозяина? А очень просто: через несколько месяцев, постояв на складе в порту, они возвращались обратно в Россию, но при этом по документам уже значились как дешевые, бывшие в употреблении автомобили. Соответственно и цена в документах на них снижалась до какой-то мелочи, а отсюда возникали ну очень смешные таможенные пошлины.
Конечно же, в России этот товар никто и не собирался продавать по цене, указанной в таможенной декларации. Нет, «жигулята» прямо из порта тут же поступали в одну из вазовских дилерских фирм (читай – «под крышу» одной из тольяттинских преступных группировок), где побывавшие за рубежом «бросовые» машины реализовались уже как полноценные «шестерки», «восьмерки» или «девятки». Дилер же имел от этой операции разницу в ценах от 3 до 5 тысяч долларов за каждый автомобиль, причем не облагаемую налогом или таможенной пошлиной. И главное - все на законном основании!
Более того: в середине 90-х годов при проведении операции «Сбыт за рубежом» фирма «ЛогоВАЗ» даже особо не утруждала себя вывозом вазовской продукции за географическую границу России. «Жигулята» пересекали лишь так называемую таможенную границу в морском порту или на железнодорожной станции, то есть проходили таможенный контроль, но в иную страну не вывозились. Они с полгода хранились на складе на той же станции, на своеобразной «нейтральной полосе», а потом шли через таможенную границу в обратном направлении. При этом товар, естественно, оформлялся как «бывшие в употреблении машины». Вот вам и сотни миллионов долларов, берущиеся прямо-таки «из воздуха».
Всеми проклятый и покинутый
Торговать вазовскими автомобилями растущему олигарху надоело в 1995 году, когда он ушел в большую российскую политику. Сначала Березовский был заместителем председателя совета директоров ЗАО «Общественное российское телевидение», затем – заместителем секретаря Совета Безопасности РФ, чуть позже – исполнительным секретарем СНГ. Но после 1999 года, когда Президент РФ Борис Ельцин перестал оказывать покровительство Березовскому, в отношении олигарха стали одно за другим возбуждаться уголовные дела. Ему припомнили и махинации с вазовскими автомобилями, и неизвестно куда пропавшие деньги «Аэрофлота», и сомнительные земельные сделки, и многое другое. В такой обстановке Борис Березовский в 2000 году посчитал за лучшее скрыться из России, и вскоре получил политическое убежище в Великобритании.
Примерно в это же время произошло еще одно событие, напрямую касающееся беглого олигарха. В 2000 году американский журналист и публицист русского происхождения, представитель журнала «Форбс» в Москве Пол Хлебников выпустил в свет книгу с красноречивым названием «Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России» (рис. 4).
По ряду свидетельств, после презентации этой книги в США Березовский был до крайности взбешен, и заявил, что это дело он так не оставит. Пол Хлебников, хорошо знавший о его методах, уже тогда всем говорил, что это не пустые слова.Как мы теперь знаем, предчувствие публициста не обмануло. Вечером 9 июля 2004 года Хлебников был смертельно ранен выстрелами из автомата при выходе из офиса московского отделения «Форбс». Его повезли в больницу, но по пути Хлебников скончался. По подозрению в этом убийстве арестовали чеченцев Дукузова и Вахаева, которые, однако, были оправданы судом присяжных. Хотя затем оправдательный приговор был отменен, подозреваемые успели скрыться, и с того момента они находятся в международном розыске.
А Борис Березовский в августе 2012 года проиграл в лондонском суде многомесячную тяжбу своему бывшему партнеру по бизнесу Роману Абрамовичу, от которого требовал крупную денежную компенсацию. При этом суд постановил, что Березовский как инициатор процесса должен был оплатить многомиллионные судебные издержки.
В январе 2013 года беглый олигарх получил еще один финансовый удар: гражданская жена Елена Горбунова добилась замораживания его активов. Еще раньше его бывшая официальная жена Галина Бешарова сумела отсудить у Бориса Абрамовича более 200 миллионов фунтов стерлингов. По многим свидетельствам, после этого вчерашнего богача постигло настоящее безденежье. Всеми проклятый и покинутый, он был вынужден начать распродажу своего имущества, в числе которого оказалась известная картина Энди Уорхала «Красный Ленин», раритетный «Роллс-Ройс» выпуска 20-х годов, и некоторые другие ценности. Однако неожиданная смерть олигарха отодвинула новости об этих торгах далеко на задний план.
Поскольку полиция не нашла в доме, где скончался Березовский, никаких следов присутствия посторонних лиц, вначале предполагалось, что это произошло из-за инсульта или остановки сердца. Однако затем около тела обнаружили шарф, а вскрытие выявило на шее покойного характерные следы удушения. Тут же была выдвинута версия о том, что российский эмигрант покончил с собой, не смирившись с непривычным для него безденежьем. Теперь слово за химической и токсикологической экспертизами. Их проведение, как полагают, займет не меньше месяца.
Тем не менее большинство обозревателей считает, что если смерть Березовского 23 марта в графстве Беркшир и была самоубийством, то ее причиной стал не только финансовый упадок недавнего миллиардера, но также его полный моральный крах и как политика, и как человека (рис. 5, 6, 7).
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 4903