Василевская Ванда Львовна
Она родилась 21 января 1905 года в Кракове, а после окончания школы получила образование в здешнем университете. Её отцом был один из лидеров Польской социалистической партии, который воспитывал дочь в духе пролетарского интернационализма (рис. 1, 2).
В 1939 году вся семья Василевских переехала во Львов, незадолго до того присоединённый к Украине, и здесь Ванда приняла советское гражданство. В 1940 году её избрали депутатом Верховного Совета СССР, а перед самым началом Великой Отечественной войны она вступила в ряды ВКП (б). В это же время Василевская начала писать трилогию «Песнь над водами» (1940-51), в которой она обратилась к теме борьбы поляков за национальную независимость. Эти её книги, по отзывам критиков, представляют собой «обвинительный акт против капитализма в Польше».
Уже летом 1941 года, сразу же после начала фашистского вторжения на территорию СССР, Василевская была назначена агитатором Главного политического управления РККА, где вскоре получила звание полковника. Некоторое время она редактировала газету «За Советскую Украину» на украинском языке. Но затем она вынуждена была отступать на восток вместе с Красной Армией, и с врагом Ванда сражалась не винтовкой, а словом, полным красок и одухотворённым возвышенными целями, которое уже вскоре поставило её в ряд крупнейших литераторов сталинской эпохи.
Летом 1942 года специально для работы над антифашистской повестью «Радуга» Василевская получила отпуск и переехала в Куйбышев. Уже осенью её книга вышла в свет в нашем городе сначала на польском, а потом на русском языке в переводе Елены Усиевич. В этой повести писательница рассказала читателям о захваченном фашистами простом украинском селе. Тем самым впервые в советской литературе в художественном повествовании была показана жизнь советских людей в условиях вражеской оккупации, их непомерные душевные и физические испытания, их борьба за жизнь, их вера в победу.
События книги разворачиваются вокруг судьбы трёх женщин. Феодосья Кравчук, в доме которой поселился гестаповец, находится под постоянным фашистским прицелом; в невыносимой душевной пытке, украдкой, она каждый день она добирается до окраины села, где лежит в снегу убитый в бою ее сын. Похоронить его запрещают оккупанты, и она, мать, даже не может защитить своё дитя от вражеского надругательства.
Другим персонажем повести является молоденькая односельчанка, которая в доме Феодосьи Кравчук предается плотским утехам с немецким офицером. И эта девушка не ведает, по молодости ли, по наивности ли, что её вскоре неизбежно настигнет страшная кара. В повести Василевской она неоднократно сравнивается с «хрупким, маленьким зверьком».
И третья женщина — Олёна Костюк. Она пришла в село из партизанского отряда, но фашисты выследили пришелицу и подвергли её, находящуюся на последних днях беременности, нечеловеческим истязаниям на допросах, гоняли босиком по снегу, но в итоге, так ничего от неё и не добившись, расстреляли.
В 1942 году, когда происходят показанные в книге события, Украина ещё не была освобождена от врага, однако писательница свято верила, что не за горами то время, когда фашистов погонят прочь с украинской земли. Вот финальные строчки повести «Радуга»: «Лейтенант Шалов с пригорка глядел на запад. Перед ним расстилалась снежная равнина, украинские степи… И тут Шалов увидел, как по небу ясной и чёткой дорогой, сияющим путём раскинулась радуга, яркая полоса, переливающаяся светом… Красноармейцы уходили к виднеющимся вдали струйкам дыма над сожжённой Леванёвкой… Сжимая в руках винтовки, они шли в украинские степи в крови и пламени, в украинскую землю под немецким ярмом, растоптанную, задушенную, но непобеждённую, борющуюся, несгибаемую».
Повесть «Радуга» впервые была опубликована в патриотическом журнале «Новые виднокренги» («Новые горизонты»), который тогда на польском языке печатался в «запасной столице» и затем нелегально распространялся на территории Польши, оккупированной фашистами. В 1943 году Василевской за эту книгу была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В целом же появление этой повести стало большим событием в литературе тех военных лет. Несмотря на некоторую плакатность общего повествования, по её страницам щедро рассыпаны тонкие психологические наблюдения и мастерски описанные душевные и физические страдания людей.
В 1940-е и последующие годы повесть Ванды Василевской получила огромный читательский успех как в Советском Союзе, так и за его пределами. В 1944 году по её сценарию был создан художественный фильм «Радуга», тоже имевший хорошие отзывы зрителей. Однако впоследствии её повесть оказалась забытой, а следующее её издание состоялось лишь в конце 1960-х годов. Конечно же, оттеснение Ванды Василевской на второй план общественного внимания в советской литературе произошло вследствие процесса десталинизации всего нашего общества в 1950-е – 1960-е годы.
В 1943-1945 годах Ванда Василевская была главным редактором газеты «Советская Польша» и председателем Союза польских патриотов. Казалось, ничто не могло сломить эту необычайно сильную, выносливую, полную решимости женщину. Она была словно бы выкована из особого стойкого металла, была бойцом, причём не только политическим. Будучи талантливым прозаиком и публицистом, она отличалась исключительной коммунистической убеждённостью, а свою творческую деятельность она использовала как средство борьбы за высокие идеалы, за мир, за справедливость, за дружбу всех прогрессивных людей планеты.
После окончания войны Василевская постоянно участвовала в пропагандистских кампаниях, в первую очередь по проблемам разоружения. Тогда же она написала свою вторую повесть «Просто любовь», в которой говорилось о величии советского гуманизма и силе духа советского человека. Являясь членом Всемирного Совета Мира, Василевская посетила много стран, опубликовала книги очерков о Франции («В Париже и вне Парижа», 1949), об Италии («Письма из Рима», 1949), о Китае («В Китае», 1956). В 1958 году вышла её повесть «В неминуемой схватке» (другое название — «В борьбе роковой»), в которой Василевская отдала дань памяти всем погибшим в революционной борьбе польским коммунистам.
Ванда Львовна Василевская скончалась в Киеве 29 июля 1964 года и была похоронена на Байковом кладбище.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Литература
Василевская Ванда. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Гослитиздат, 1954—1955.
Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.
Грознова Н.А. Василевская Ванда Львовна. - Русская литература ХХ века: прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь в 3 томах. Под ред. Н.Н. Скатова. ИРЛИ РАН. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 1: А—Ж. С. 337—339.
Ерофеев В.В. Василевская Ванда Львовна. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.
Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.
Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.
Просмотров: 1475