Вилонов Никифор Ефремович
Он родился 9 февраля 1883 года в городке Моршанске Тамбовской губернии, в рабочей семье. В 1901 году Никифор Вилонов (рис. 1)
окончил в Калуге техническое училище, после чего работал в железнодорожных мастерских. Тогда же он впервые познакомился с марксистским учением и стал участником нелегального кружка, а затем вступил в ряды РСДРП. За принадлежность к этой партии он вскоре подвергся аресту, а в октябре 1903 года его сослали на три года в Сибирь. Из ссылки он бежал в июле 1904 года, после чего приехал в Самару.Впервые в нашем городе Вилонов под псевдонимом «Михаил» отметился на конференции приволжских комитетов РСДРП, нелегально проходившей здесь в сентябре 1904 года. По ее итогам в Самаре была оборудована подпольная типография Восточного бюро РСДРП, в работе которой Михаил принял самое активное участие. Но вскоре типографию выдал провокатор, и она была разгромлена жандармами. Вилонову при этом удалось скрыться, и он был объявлен в розыск. Чтобы избежать ареста, он уехал из Самары в Екатеринбург. Об этом в своих воспоминаниях в сборнике «Красная быль» в 1923 году написал большевик В.Н. Соколов.
В Екатеринбурге в декабре 1904 году Вилонов был избран членом Уральского комитета РСДРП (б), но вскоре в числе его других руководителей был арестован. Его бросили в Николаевские арестантские роты, которые называли «уральским Шлиссельбургом» за особо зверский режим. Вилонов с товарищами пытался бежать, но побег не удался. Об этом эпизоде М. Горький писал позднее в очерке: «Тюремщики избили его и, бросив в карцер, облили нагого, израненного круто посоленной водой. Восемь дней он купался в рассоле, валяясь на грязном холодном асфальте. Этим и было разрушено его могучее здоровье…»
В ходе революционных событий 1905 году «товарищ Михаил» был освобожден из заключения, и в ноябре 1905 года снова приехал в Самару. Здесь он сразу же вошел в состав Самарского комитета РСДРП (б) и стал вести агитационную работу среди железнодорожников, грузчиков, солдат.
Участник тех событий Н.Н. Баранский (впоследствии ученый-географ) вспоминал о Вилонове так: «…Здоровый, рыжий детина с открытым мужественным лицом и зычным голосом, с буйно выбивающейся из-под шапки прядью волос и наганом за поясом — он был великолепен. В качестве оратора на митингах грузчиков Михаил был бесподобен: краткая, сильная речь… простые, ясные директивы и такие же краткие, безоговорочные ответы на все вопросы, которые на него сыпались со всех сторон».
Об одном из таких выступлений в № 223 за ноябрь 1905 года написала «Самарская газета»: «Состоялось собрание безработных грузчиков. Руководил ими представитель Самарского комитета РСДРП (имеется в виду Н.Е. Вилонов – В.Е.). По требованию собрания явился городской голова, который сообщил, что на следующий день городская Дума обсудит вопрос о помощи безработным. Он попросил делегировать на думское заседание представителей безработных грузчиков. Два депутата избраны из рабочих, третьего безработные просили прислать из Самарского комитета РСДРП».
В номере 231 «Самарской газеты» за ноябрь 1905 года мы находим еще одну заметку: «У железнодорожных телеграфистов состоялось собрание по вопросу о профессиональном союзе. Представитель РСДРП [Н.Е. Вилонов] в своей речи указал, что железнодорожный союз, желая объединить в одну организацию пролетариат и буржуазию, и угодить и тем, и другим, не выставляет ни ясной политической программы, ни определенных экономических требований. Собрание решило немедленно же организоваться в профессиональный союз по всей линии железной дороги. Для выработки устава выбрана комиссия».
Под влиянием революционных событий в Москве, на Красной Пресне, в Самаре 26 ноября 1905 года был создан городской Совет рабочих депутатов, председателем которого 6 декабря был избран Н.Е. Вилонов, секретарем – Н.И. Первухин. Сообщение об этом в номере 232 за ноябрь 1905 года напечатала «Самарская газета».
Штабом Совета в разгар тех событий стал Пушкинский народный дом (в советское время – клуб Революции 1905 года) (рис. 2).
Это здание было построено на общественные пожертвования и открыто в декабре 1903 года. Оно предназначалось в первую очередь для культурно-массовых мероприятий и работы творческих организаций. Весной 1905 года скульптор-любитель Владимир Рейтлингер специально для украшения народного дома изготовил бюст Александра Пушкина, который был установлен на фасаде здания.Однако тревожной осенью того же года городские власти были вынуждены прекратить в здании всякую работу творческих объединений. Связано это было с революционными событиями, из-за чего после 18 октября здесь почти постоянно шли митинги различных политических партий, сопровождавшиеся порой не только словесными, но и кулачными схватками. Особенно накалилась здешняя атмосфера в конце ноября 1905 года, когда в помещении Пушкинского народного дома, как уже сказано выше, обосновался Самарский Совет рабочих депутатов. По инициативе его председателя Н.Е. Вилонова на заседании 8 декабря в городе была объявлена всеобщая политическая забастовка, которую намечалось быстро перевести в вооруженные выступления против властей.
В этот день в городе распространялись листовки следующего содержания: «Согласно постановлению Петербургского и Московского Советов рабочих депутатов и Центрального бюро Всероссийского железнодорожного союза объявляется всеобщая политическая забастовка как одно из последних средств для окончательного низвержения царского правительства.
В силу этого постановления всякое железнодорожное движение прекращается. Будут ходить лишь поезда, перевозящие на родину маньчжурскую армию, санитарные поезда и поезда, занятые перевозкой хлеба голодающим крестьянам.
Для заведывания движением этих поездов из железнодорожных служащих и рабочих образованы комиссии, к которым Совет р.д. г. Самары просит товарищей солдат обращаться сор всеми своими заявлениями и оказывать всякое содействие к поддержанию установленного этими комиссиями порядка» (ЦГАСО, коллекция листовок, № 94а).
Чтобы подавить беспорядки в городе, по приказу губернатора Дмитрия Засядко в 8 часов 30 минут вечера 10 декабря Пушкинский народный дом был окружен войсками, полицией и казаками (рис. 3, 4).
Командующий объединенными правительственными силами полковник Баранов потребовал, чтобы собравшиеся в Пушкинском доме сдались и сложили оружие. После его слов с балкона здания были брошены три бомбы, которые, однако, упав в снег, так и не взорвались. Тогда Баранов объявил, что после трехкратного барабанного боя правительственные войска пойдут в атаку. После второй барабанной дроби и недолгих переговоров собравшиеся здесь активисты Совета рабочих депутатов и разных политических партий (всего около 2000 человек) во избежание кровопролития решили сдаться властям без сопротивления (ЦГАСО, Ф-468, оп. 1, д. 564, л.д. 9).Все находившиеся в тот момент в здании были арестованы, но после допросов большинство из них отпустили, и только организаторов беспорядков впоследствии приговорили к каторжным работам. Что же касается Пушкинского народного дома, то он снова был открыт для творческих объединений только летом 1907 года.
А вот Н.Е. Вилонов вечером 10 декабря в другой части города проводил заседание Самарского комитета РСДРП (б). Когда участникам заседания сообщили об осаде Пушкинского народного дома, Вилонов меньше чем за час собрал на железной дороге около 100 рабочих и повел их в наступление с целью освободить осажденных. Однако силы оказались далеко не равными (несколько тысяч солдат, полицейских и казаков против 100 плохо вооруженных рабочих). Оценив обстановку, Вилонов отдал приказ отступить. С помощью товарищей из числа железнодорожников ему во избежание ареста на другой день удалось скрыться из города.
Бывший член Восточного бюро ЦК РСДРП (б) А.А. Остроумов в своих мемуарах писал о нем так: «Вилонов пробыл в Самаре всего лишь два месяца — ноябрь и декабрь 1905 года. Но сделанное им никто из нас не мог бы выполнить и в год. Это был какой-то неистощимый источник энергии: он бездействовал только тогда, когда некого было агитировать, когда все спали…».
В 1906 году «товарищ Михаил» нелегально работал на Урале и в Москве, где снова был арестован. В тюрьме в знак протеста против жестокости надзирателей Вилонов совершил попытку самосожжения. Он был пятым человеком в России, кто пошел на эту крайнюю меру. Его перевели в другую тюрьму, откуда он бежал. В конце 1908 году Вилонову удалось выехать за границу. Он был одним из организаторов партшколы на острове Капри (Италия), где «товарищ Михаил» подружился с А.М. Горьким.
Учитывая заслуги Вилонова перед партией и его неукротимую энергию, В.И. Ленин в январе 1910 года предложил его кандидатуру при выборах в состав ЦК партии. Однако в это же самое время из-за обострения туберкулеза легких Вилонов был вынужден выехать на лечение в Давос, на швейцарский курорт. Встревоженный состоянием его здоровья, В.И. Ленин написал письмо жене Вилонова: «Дорогой товарищ! Благодарю, что известили о положении Михаила. Я сейчас же предпринял шаги для проведения ему субсидии. Необходимо было бы добиться, чтобы Михаил продолжал лечение, оставался пока на курорте до полного выздоровления».
Однако спасти Н.Е. Вилонова врачам не удалось. Он скончался 18 апреля 1910 года в швейцарском Давосе.
«Человеком с Большой буквы» называл его М. Горький. О выносливости и бесстрашии его рассказывали легенды. В.И. Ленин считал, что из таких людей, как Вилонов, рабочий класс «выкует превосходную революционную социал-демократию в России… такие люди, как Михаил, тому порукой».
Решением Самарского горсовета от 8 июля 1926 года бывшая улица Александровская в нашем городе была переименована в улицу Вилоновскую (рис. 5, 6, 7).
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Просмотров: 3924