Вилонов Никифор Ефремович

Он родился 9 февраля 1883 года в городке Моршанске Тамбовской губернии, в рабочей семье. В 1901 году Никифор Вилонов (рис. 1)

окончил в Калуге тех­ническое училище, после чего работал в железно­дорожных мастерских. Тогда же он впервые познакомился с марксистским учением и стал участником нелегального кружка, а затем вступил в ряды РСДРП. За принадлежность к этой партии он вскоре подвергся арес­ту, а в октябре 1903 года его сослали на три года в Сибирь. Из ссылки он бежал в июле 1904 года, после чего приехал в Самару.

Впервые в нашем городе Вилонов под псевдонимом «Михаил» отметился на конференции приволжских комитетов РСДРП, нелегально проходившей здесь в сентябре 1904 года. По ее итогам в Самаре была оборудована подпольная типография Восточного бюро РСДРП, в работе которой Михаил принял самое активное участие. Но вскоре типографию выдал провокатор, и она была разгромлена жандармами. Вилонову при этом удалось скрыться, и он был объявлен в розыск. Чтобы избежать ареста, он уехал из Самары в Екатеринбург. Об этом в своих воспоминаниях в сборнике «Красная быль» в 1923 году написал большевик В.Н. Соколов.

В Екатерин­бурге в декабре 1904 году Вилонов был избран членом Уральского коми­тета РСДРП (б), но вскоре в числе его других руководителей был арестован. Его бросили в Николаевские арестантские роты, ко­торые называли «уральским Шлиссель­бургом» за особо зверский режим. Вилонов с товарищами пытался бе­жать, но побег не удался. Об этом эпизоде М. Горький писал позднее в очерке: «Тюремщики избили его и, бросив в карцер, облили нагого, израненного круто посо­ленной водой. Восемь дней он купался в рассоле, валяясь на грязном холодном асфальте. Этим и было разрушено его могучее здоровье…»

В ходе революционных собы­тий 1905 году «товарищ Михаил» был освобожден из заключения, и в нояб­ре 1905 года снова приехал в Самару. Здесь он сразу же вошел в состав Самарского ко­митета РСДРП (б) и стал вести агитационную работу среди железнодорожников, грузчиков, солдат.

Участник тех событий Н.Н. Ба­ранский (впоследствии ученый-гео­граф) вспоминал о Вилонове так: «…Здо­ровый, рыжий детина с открытым мужественным лицом и зычным голосом, с буйно выбивающейся из-под шапки прядью волос и наганом за поясом — он был великолепен. В качестве оратора на митингах грузчиков Михаил был бесподобен: краткая, сильная речь… простые, ясные директивы и такие же краткие, безоговорочные ответы на все вопросы, которые на него сыпались со всех сторон».

Об одном из таких выступлений в № 223 за ноябрь 1905 года написала «Самарская газета»: «Состоялось собрание безработных грузчиков. Руководил ими представитель Самарского комитета РСДРП (имеется в виду Н.Е. Вилонов – В.Е.). По требованию собрания явился городской голова, который сообщил, что на следующий день городская Дума обсудит вопрос о помощи безработным. Он попросил делегировать на думское заседание представителей безработных грузчиков. Два депутата избраны из рабочих, третьего безработные просили прислать из Самарского комитета РСДРП».

В номере 231 «Самарской газеты» за ноябрь 1905 года мы находим еще одну заметку: «У железнодорожных телеграфистов состоялось собрание по вопросу о профессиональном союзе. Представитель РСДРП [Н.Е. Вилонов] в своей речи указал, что железнодорожный союз, желая объединить в одну организацию пролетариат и буржуазию, и угодить и тем, и другим, не выставляет ни ясной политической программы, ни определенных экономических требований. Собрание решило немедленно же организоваться в профессиональный союз по всей линии железной дороги. Для выработки устава выбрана комиссия».

Под влиянием революционных событий в Москве, на Красной Пресне, в Самаре 26 ноября 1905 года был создан городской Совет рабочих депутатов, председателем которого 6 декаб­ря был избран Н.Е. Вилонов, секретарем – Н.И. Первухин. Сообщение об этом в номере 232 за ноябрь 1905 года напечатала «Самарская газета».

Штабом Совета в разгар тех событий стал Пушкинский народный дом (в советское время – клуб Революции 1905 года) (рис. 2).

Это здание было построено на общественные пожертвования и открыто в декабре 1903 года. Оно предназначалось в первую очередь для культурно-массовых мероприятий и работы творческих организаций. Весной 1905 года скульптор-любитель Владимир Рейтлингер специально для украшения народного дома изготовил бюст Александра Пушкина, который был установлен на фасаде здания.

Однако тревожной осенью того же года городские власти были вынуждены прекратить в здании всякую работу творческих объединений. Связано это было с революционными событиями, из-за чего после 18 октября здесь почти постоянно шли митинги различных политических партий, сопровождавшиеся порой не только словесными, но и кулачными схватками. Особенно накалилась здешняя атмосфера в конце ноября 1905 года, когда в помещении Пушкинского народного дома, как уже сказано выше, обосновался Самарский Совет рабочих депутатов. По инициативе его председателя Н.Е. Вилонова на заседании 8 декабря в городе была объявлена всеобщая политическая забастовка, которую намечалось быстро перевести в вооруженные выступления против властей.

В этот день в городе распространялись листовки следующего содержания: «Согласно постановлению Петербургского и Московского Советов рабочих депутатов и Центрального бюро Всероссийского железнодорожного союза объявляется всеобщая политическая забастовка как одно из последних средств для окончательного низвержения царского правительства.

В силу этого постановления всякое железнодорожное движение прекращается. Будут ходить лишь поезда, перевозящие на родину маньчжурскую армию, санитарные поезда и поезда, занятые перевозкой хлеба голодающим крестьянам.

Для заведывания движением этих поездов из железнодорожных служащих и рабочих образованы комиссии, к которым Совет р.д. г. Самары просит товарищей солдат обращаться сор всеми своими заявлениями и оказывать всякое содействие к поддержанию установленного этими комиссиями порядка» (ЦГАСО, коллекция листовок, № 94а).

Чтобы подавить беспорядки в городе, по приказу губернатора Дмитрия Засядко в 8 часов 30 минут вечера 10 декабря Пушкинский народный дом был окружен войсками, полицией и казаками (рис. 3, 4).

Командующий объединенными правительственными силами полковник Баранов потребовал, чтобы собравшиеся в Пушкинском доме сдались и сложили оружие. После его слов с балкона здания были брошены три бомбы, которые, однако, упав в снег, так и не взорвались. Тогда Баранов объявил, что после трехкратного барабанного боя правительственные войска пойдут в атаку. После второй барабанной дроби и недолгих переговоров собравшиеся здесь активисты Совета рабочих депутатов и разных политических партий (всего около 2000 человек) во избежание кровопролития решили сдаться властям без сопротивления (ЦГАСО, Ф-468, оп. 1, д. 564, л.д. 9).

Все находившиеся в тот момент в здании были арестованы, но после допросов большинство из них отпустили, и только организаторов беспорядков впоследствии приговорили к каторжным работам. Что же касается Пушкинского народного дома, то он снова был открыт для творческих объединений только летом 1907 года.

А вот Н.Е. Вилонов вечером 10 декабря в другой части города проводил заседание Самарского комитета РСДРП (б). Когда участникам заседания сообщили об осаде Пушкинского народного дома, Вилонов меньше чем за час собрал на железной дороге около 100 рабочих и повел их в наступление с целью освободить осажденных. Однако силы оказались далеко не равными (несколько тысяч солдат, полицейских и казаков против 100 плохо вооруженных рабочих). Оценив обстановку, Вилонов отдал приказ отступить. С помощью товарищей из числа железнодорожников ему во избежание ареста на другой день удалось скрыться из города.

Бывший член Восточного бюро ЦК РСДРП (б) А.А. Остро­умов в своих мемуарах писал о нем так: «Вилонов пробыл в Самаре всего лишь два месяца — ноябрь и декабрь 1905 года. Но сделанное им ни­кто из нас не мог бы выполнить и в год. Это был какой-то неистощимый источник энергии: он бездействовал только тогда, когда некого было агитировать, когда все спали…».

В 1906 году «товарищ Михаил» нелегально работал на Урале и в Москве, где снова был арестован. В тюрьме в знак протеста против жесто­кости надзирателей Вилонов совершил попытку самосожжения. Он был пятым человеком в России, кто пошел на эту крайнюю меру. Его перевели в другую тюрьму, откуда он бежал. В конце 1908 году Вилонову удалось выехать за границу. Он был одним из организаторов партшколы на острове Капри (Италия), где «товарищ Михаил» подружился с А.М. Горьким.

Учитывая заслуги Вилонова перед партией и его неукротимую энергию, В.И. Ленин в январе 1910 года пред­ложил его кандидатуру при выборах в состав ЦК пар­тии. Однако в это же самое время из-за обострения туберкулеза легких Вилонов был вынужден выехать на лечение в Давос, на швейцарский курорт. Встревоженный состоянием его здоровья, В.И. Ленин написал письмо жене Вилонова: «Дорогой товарищ! Благодарю, что известили о положении Михаила. Я сейчас же предпринял шаги для проведения ему субсидии. Необхо­димо было бы добиться, чтобы Михаил продолжал лечение, оставался пока на курорте до полного выздоровления».

Однако спасти Н.Е. Вилонова врачам не удалось. Он скончался 18 апреля 1910 года в швейцарском Давосе.

«Человеком с Большой буквы» называл его М. Горький. О выносливости и бесстрашии его рассказывали леген­ды. В.И. Ленин считал, что из таких лю­дей, как Вилонов, рабочий класс «выкует превосходную революционную социал-демократию в России… такие люди, как Михаил, тому порукой».

Решением Самарского горсовета от 8 июля 1926 года бывшая улица Александровская в нашем городе была переименована в улицу Вилоновскую (рис. 5, 6, 7).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 


Просмотров: 3924



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности