Второв Иван Алексеевич

Он по праву считается самой заметной фигурой из числа судей уездной Самары начала XIXвека. Кроме того, Иван Алексеевич Второв (рис. 1)

в то время был одним из наиболее просвещенных людей не только Самарского уезда, но и, без сомнения, всей России. Потомкам он оставил свои ценнейшие воспоминания о Самаре того периода.

В общей сложности Второв прожил в нашем городе более полувека - с 1781 по 1835 год (с перерывами). Специалисты до сих пор считают его не только выдающимся администратором своего времени, но также известным российским, и, самое главное - первым самарским литератором и библиофилом, единственным самарцем, который не раз встречался с А.С. Пушкиным, проведя с великим поэтом много часов в неофициальной обстановке.

Иван Алексеевич Второв родился 1 июня 1772 года в деревне Ласкаревке Бузулукского уезда Оренбургской губернии (ныне Борский район Самарской области), в семье мелкого чиновника, служащего в Оренбурге. После смерти отца в 1779 году мать Второва, имевшая на руках семилетнего сына и двух дочерей, оказались в очень трудном положении. Ивана, к тому времени уже знавшего грамоту, отдали учеником в татарскую школу, а еще два года спустя девятилетнего мальчика мать отвезла в Самару и устроила копиистом во вновь открывшийся уездный суд.

Так началась для Второва его судебная карьера. В казенном учреждении Иван трудился 10 лет, до своего перевода в Симбирск в 1791 году, где его приняли в наместническое правление на должность личного письмоводителя прокурора, в которой он прослужил до 1793 года. В возрасте 21 года Ивану Алексеевичу присвоили чин коллежского регистратора, давший ему личное дворянство. Государственный чин дал возможность Второву в 1795–1797 годах занимать должность уездного стряпчего в Ставрополе (так в то время называлась должность судебного чиновника - ходатая по делам), а с 1797 года - дворянского заседателя Самарского нижнего суда. В 1804 году на губернских дворянских выборах Иван Алексеевич был избран уездным судьей в Самаре, несмотря на его малый чин. В этой должности Второв прослужил 12 лет - до 1816 года.

В 1812–1814 годах, в самое трудное время после Отечественной войны, Второву пришлось исполнять в Самаре три должности сразу: он одновременно был уездным судьей, городничим и уездным предводителем дворянства. При этом его административные способности особенно ярко проявились в 1813–1814 годах, когда в Самару были направлены в ссылку 119 пленных французов, в том числе 18 офицеров. Городничий Второв отвечал за их размещение, охрану и содержание. Гуманно относясь к пленным, Второв требовал того же и от жителей города. Неудивительно, что в день отбытия из Самары в июне 1814 года пленные горячо благодарили самарского городничего за человеческое к ним отношение и сносное содержание.

Большинство историков и краеведов сходятся во мнении, что этот человек был уникальным явлением не только в судебном деле своего времени, но и во всей самарской истории. Ему не довелось окончить не то что высшего, но даже какого-либо среднего учебного заведения, однако путем самообразования и невероятного стремления к знаниям Второв по своему духовному развитию сумел подняться на уровень самых передовых представителей российской культуры своего времени. Уже будучи уездным судьей в Самаре, он стал весьма известным в стране литератором и не раз печатался в столичных журналах.

По свидетельствам современников, Второв был интересен окружающим как редкий в то время пример образованного чиновника, да к тому же еще и литератора, регулярно приезжавшего в столицу из провинции. Неудивительно, что с ним охотно встречались известные поэты, писатели и ученые, другие просвещенные люди, в том числе будущие декабристы. В частности, Второв был знаком с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, А.А. Дельвигом, Н.И. Гнедичем, братьями А.А. и М.А. Бестужевыми, К.Ф. Рылеевым, И.П. Тургеневым, Н.И. Лобачевским и другими известными деятелями науки и культуры того времени. С некоторыми из них самарского литератора долгие годы связывала тесная дружба.

Кое-кто из современников считал, что Иван Алексеевич учился вместе с Василием Андреевичем Жуковским (рис. 2)

в Благородном пансионе при Московском университете. Однако Второв этот слух всегда стремился опровергнуть, и на вопросы честно отвечал, что он познакомился с Жуковским лишь в конце 20-х годов, то есть гораздо позже его учебы в пансионе.

Что же касается Александра Сергеевича Пушкина (рис. 3),

то первая встреча провинциального чиновника и великого русского поэта произошла 26 ноября 1827 года в доме Антона Антоновича Дельвига (рис. 4).

Об этом Второв оставил следующую запись в своем дневнике: «Я пошел уже во 2 часу к барону Дельвигу. У него застал я Ф.В. Булгарина и Александра Сергеевича Пушкина. В беседе их просидел я до 3-х часов. Последнего желал давно видеть, и видел маленькую белоглазую штучку, более мальчика, нежели мужа, и ветреного шалуна по физиономии, но его шутки, рассказы и критика – совершенно пиитические, но мне странно, что он считает дрянью Гнедичеву идиллию «Рыбаки». В 3 часа ушел я, оставя Пушкина у Дельвига». Второв встречался с Пушкиным и позже, а последний раз судьба совершенно случайно свела их 9 сентября 1833 года в Симбирске. Как раз в указанный день поэт проезжал через этот город по пути в Оренбург, где, как известно, он собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки».

Страстный книголюб, Второв был в курсе всего нового в русской литературе, и при этом он сумел собрать в Самаре богатую библиотеку, в которой насчитывалось много редких изданий. Впоследствии его библиотека приобрела большую известность не только в Поволжье, но и за его пределами. В Самаре вокруг Второва объединялись немногочисленные в ту пору представители местной интеллигенции и всего культурного слоя общества, которым он оказывал всяческую поддержку.

Уездная Самара, уже потерявшая в то время значение оборонительного пункта на окраине империи, в начале XIX века прозябала в серости, тупости бытия и всеобщем небрежении. Иван Алексеевич с болью писал об этом в своем дневнике: «Неужели всей империи надобно только стоять во фрунте с ружьем и маршировать? Кровью обливается сердце, видя ужасный разврат и несправедливость гражданского управления. Кто же управляет? Невежи, грабители, эгоисты. На что ни посмотришь, все выдумывают только, как бы отнять у бедных крестьян продукты трудов их. В каком состоянии теперь выборы? Кто теперь судит и рядит? Ежели есть еще у кого-нибудь и сколько-нибудь патриотизма – с какой горестью должен тот видеть, страдать и терпеть. Достоинство только в богатстве…»

Такие люди как Второв, были исключением для Самары. Им тяжело жилось в уездном захолустном городке. Исполняя должность уездного судьи, Второв, будучи человеком честным, тяжело переживал всю мерзость местного чиновного мирка. В своем известном дневнике он часто и с возмущением пишет о многочисленных фактах беззакония в Самаре, о случаях чиновничьего произвола, взяточничества, несправедливого суда. При этом, как свидетельствуют его записки, Второв не только мечтал об устранении пороков существовавшего в то время в России общественного строя, но и по мере своих сил немало делал для реального улучшения жизни в уездной Самаре. Он направлял по инстанциям множество записок, проектов и предложений на тему административного переустройства в России, высказывал свое мнение об улучшении устаревшей машины государственного управления.

Как уже было сказано, в должности уездного судьи Второв находился вплоть до 1816 года, после чего ушел в отставку. С этого момента и до 1834 года Иван Алексеевич служил приставом при самарских соляных магазинах Илецкого соляного направления. Пробыв на государственной службе несколько десятилетий подряд, Второв в 1827 году был награжден орденом Святого Владимира четвертой степени, дававшим право на потомственное дворянство, а при выходе в отставку удостоен чина коллежского асессора.

Иван Алексеевич Второв прожил в Самаре до 3 мая 1835 года, а потом переехал в Казань, не забывая при этом ежегодно навещать наш город. Второв скончался 13 февраля 1844 года, на 72-м году жизни, и был похоронен в Казани. Свою богатейшую библиотеку он завещал Казанскому университету.

В 2002 году, когда исполнилось 230 лет со дня рождения первого самарского литератора, местные ученые и краеведы внесли в администрацию области рекомендации об увековечивании в нашем городе памяти об Иване Алексеевиче Второве. Для этого на здании клуба завода клапанов на улице Григория Засекина (на бывшей Карбюраторной), на том месте, где когда-то стоял дом Второва, предлагали открыть мемориальную доску, а также присвоить его имя одной из улиц в старой части города (рис. 5).

Но по сей день эти предложения ученых остаются без ответа.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

(При подготовке данной публикации использованы материалы книги: Носков А.И. Люди и события культурной жизни старой Самары. Краеведческие поиски и находки. Самара, 2002 год).

 


Просмотров: 4377



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности