Высоцкий Владимир Семенович

Самого знаменитого барда СССР, а также выдающегося поэта и актера того времени, думается, представлять лишний раз не стоит. Вряд ли сейчас найдется в России человек, который никогда не слышал о Владимире Семеновиче Высоцком (рис. 1, 2, 3).

Культурная общественность Самары неспроста гордится тем, что наш город и область в разное время были связаны с этим легендарным человеком.

 

Два визита в Куйбышев

Он родился 25 января 1938 года в Москве. Раннее детство Володя провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126. Во время Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах его вместе с матерью эвакуировали из столицы в село Воронцовка, что в 25 км от города Бузулука Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. При этом по пути в Бузулук семья Высоцких проезжала по железной дороге через Куйбышев, и этого момента трехлетний мальчик, конечно же, не запомнил.

Но два самых примечательных посещения Высоцким нашего города, который в то время назывался Куйбышевом, состоялись через четверть века после военной эвакуации – в мае и в ноябре 1967 года. Оба раза он приезжал к нам по приглашению городского молодежного клуба (ГМК-62).

После прилета в аэропорт Курумоч и знакомства с ребятами из городского молодежного клуба актер устроил в маленьком зале, на втором этаже полиграфического техникума, небольшой концерт «для своих», на котором он спел несколько песен. Зрителей, а точнее организаторов и активистов клуба, на этом выступлении было человек 10-12. Затем все прошли через площадь Куйбышева и по улице Фрунзе в старое здание филармонии. Концерт вел президент ГМК-62 Слава Климов, который и представил певца зрителям. По воспоминаниям фотокорреспондента Владимира Никитича Емеца, который в тот день осуществлял фотосъемку концерта, на вид Владимир Высоцкий был простой, но чувствовалась его энергетика, сила воли и атлетическое телосложение (рис. 4-9).

После своего выступления Владимир Высоцкий и члены правления ГМК-62 отправились пешком на другую концертную площадку – в клуб имени Дзержинского. Это был клуб работников милиции и госбезопасности, здесь же проводились различные культурные мероприятия среди самарских студентов.

«В 19 часов перед входом уже толпились люди и спрашивали лишний билетик. Касса была закрыта, полный аншлаг – люди закончили работу и, получив информацию от друзей и знакомых о дневном выступлении Высоцкого, ринулись к кассам. Цена билета была смехотворная – один рубль. Места в зале не нумеровались», - вспоминает Геннадий Внуков, один из зрителей, который позже описал свои впечатления в книге «О жизни и звездах, о святом и вечном». В милицейском клубе, Высоцкий исполнил 29 песен – на две больше, чем в филармонии.

Второй его концерт в Куйбышеве состоялся 29 ноября 1967 года во Дворце спорта на улице Молодогвардейской. Один из основателей ГМК-62 и организаторов концертов Исай Фишгойт об этом вспоминает так: «Официальное отношение к выступлению Высоцкого было тогда, мягко говоря, неприветливым. Много было противников его песен и концертов. Сложная была обстановка»…»

Тем не менее все проходы Дворца спорта в тот день были заняты. Более того - зрители сидели на ступеньках и за кулисами. В тот день правопорядок обеспечивали усиленные наряды милиции, причем многие сотрудники были поклонниками творчества Высоцкого и с удовольствием шли на дежурство, которые проходили в период проведения концертов.

Концерт состоял из двух отделений по 15 и 16 песен. Перерыв между концертами затянулся, так как менялся зритель в зале, и публика первого концерта столкнулась с идущей ей на встречу. В это время Владимир Высоцкий вышел за кулисы и закурил сигарету, хотя во Дворце спорта курить было категорически запрещено. И произошло это нарушение пожарной безопасности буквально на глазах у старшего инспектора УВД Куйбышева капитана внутренней службы Льва Кулагина.

Вот как он сам вспоминал впоследствии этот случай: «Я как раз дежурил на этом концерте. Тогда я находился за кулисами и не мог покинуть своего поста, поэтому увидеть на сцене автора и исполнителя песен в лицо я, к сожалению не мог. Но, мне все-таки посчастливилось с ним встретиться. Во время антракта за кулисами появился плотный, молодой мужчина, в сером свитере и… с сигареткой. И я сделал ему замечание. Знаете, понятия не имел, что это был Владимир Высоцкий! Но он не обиделся, а спокойно так, без злости и раздражения, сказал: извините. И тут же потушил сигарету».

В дальнейшем в советской прессе началась настоящая травля Владимира Высоцкого. Конечно же, это происходило с подачи властных структур, которые увидели, как популярен Высоцкий и как его песни близки народу. Но содержание этих песен далеко не всегда соответствовало советской идеологии, и потому партийные чиновники решили: Высоцкий опасен для устоев власти. Официальные концерты по всей стране стали отменять один за другим, однако его песни с необыкновенной быстротой распространялись по всему СССР в виде магнитофонных записей, которые любители бардовской песни переписывали с одного аппарата на другой.

Кроме того, поклонники и друзья артиста за последующие годы организовали для него огромное количество нелегальных выступлений. Считается, что в общей сложности Высоцкий дал по всей нашей стране и за рубежом более тысячи песенных концертов, большинство из которых не были разрешены официально.

 

Артиста приказали «не пущать»

После своих выступлений 1967 года Высоцкий в Куйбышев больше не приезжал, хотя такая возможность у него была. Знаменитого барда 70-х много раз приглашали для участия в Грушинском фестивале, но этот визит в итоге так и не состоялся. Устные приглашения о приезде на праздник бардовской песни по просьбе президента Грушинского клуба Бориса Рафаиловича Кейльмана (рис. 10)

ему передавались несколько раз. Однако Высоцкий в то время был фактически запрещенным в Советском Союзе поэтом и исполнителем, поэтому просто так поехать в Куйбышев в конце 70-х годов он не мог.

Но это не значит, что Владимир Семенович отказывался от участия в фестивале. Нет, Кейльману в Куйбышев не раз передавали, что он очень хочет приехать, но сделает это только в том случае, если ему пришлют официальное приглашение от оргкомитета. Но поскольку в конце 70-х годов организационными вопросами на Грушинском фестивале занимался областной комитет ВЛКСМ, то приглашение нужно было подписывать именно здесь.

В начале 1979 года Борис Кейльман попытался получить официальное приглашение для приезда Владимира Высоцкого на фестиваль у тогдашнего первого секретаря обкома комсомола Александра Долганина. Однако к Долганину его не пустили, что называется, даже на порог. Рядовые же сотрудники обкома, узнав о цели визита, в ужасе схватились за голову и говорили, что никто такой бумаги подписывать не будет, потому что Высоцкий – матершинник, диссидент, антисоветчик, и так далее. Но Кейльману все же удалось уговорить кого-то из аппаратчиков, чтобы они хотя бы передали его просьбу Долганину.

На другой день он узнал, что вопрос о приглашении Высоцкого в Куйбышев решали «на самом верху». При этом сотрудники многозначительно показывали пальцем в потолок. В то время этот жест был понятен без слов - ведь над обкомом комсомола тогда располагался обком партии. После этого Кейльману передали слова тогдашнего первого секретаря областного комитета КПСС Евгения Муравьева, который сказал: «Если они хотят, чтобы Грушинский фестиваль в нынешнем году стал последним, тогда пусть приглашают Высоцкого».

Одним словом, Владимиру Семеновичу так и не удалось спеть ни одной своей песни на фестивальной поляне, но это случилось вовсе не из-за каких-то его личных прихотей, а только потому, что его присутствия на песенном празднике откровенно боялись тогдашние партийные власти. Кстати, в 1979 году фестиваль все равно оказался последним перед шестилетним перерывом. А «могильщиками» этого всенародно любимого праздника стали уже упоминавшиеся Александр Долганин и Евгений Муравьев.

Официально же проводить фестиваль в 1980-м году запретили под предлогом открытия в Москве примерно в те же дни Олимпийских игр. Однако это был всего лишь формальный повод для удушения свободного бардовского творчества: ведь в последующие годы никаких Олимпиад уже не было, но тем не менее собираться нам по-прежнему запрещали.

Лишь в 1986 году под предлогом 400-летия Самары-Куйбышева и при активной помощи тогдашнего первого секретаря Куйбышевского горкома КПСС Владимира Ивановича Золотарева (рис. 11)

«Груше» удалось буквально воскреснуть из пепла, словно сказочной птице Феникс. При этом Муравьев, узнав о его стойкой позиции по поводу возрождения песенного праздника, вызвал Золотарева к себе в кабинет и предупредил, что если на фестивале вдруг произойдет что-нибудь чрезвычайное, то первый секретарь горкома положит ему на стол свой партбилет.

Хорошо, что никаких ЧП в том году не случилось. Это позволило сохранить фестиваль на все последующие годы правления Муравьева, а Владимиру Ивановичу Золотареву остаться на посту первого секретаря горкома КПСС.

 

Память о поэте

Владимир Высоцкий за свою жизнь написал более 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях). Считается, что в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен им было написано специально для кинофильмов, но значительная их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла.

Он также снялся почти в 30 художественных фильмах, и при этом во многих из них звучат его песни. Еще чаще Высоцкий пробовался на роли в других фильмах, но его на них не утверждали, и далеко не всегда по творческим причинам. Еще Высоцкий участвовал в озвучивании одного мультфильма — «Волшебник Изумрудного города» (роль Волка).

Владимир Семенович Высоцкий скончался во сне в ночь на 25 июля 1980 года в своей московской квартире, и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В это время проходила Московская Олимпиада, из-за чего прощание с поэтом в Театре на Таганке было затруднено. Тем не менее на траурную церемонию собрались тысячи москвичей и гостей столицы. Ни один советский телеканал не вел съемки с церемонии прощания с Высоцким и с его похорон, а из всех советских газет лишь в «Советской культуре» была помещена краткая информация о его смерти.

Непосредственная причина смерти Высоцкого по сей день остается спорной, так как вскрытия его тела не производилось. По мнению одних авторов, причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда.

В Самаре в последующие годы была увековечена память о Владимире Высоцком. Бывший переулок Специалистов решением городской администрации от 13 января 1998 года был переименован в улицу Высоцкого. Имя великого барда также получил сквер, расположенный на этой улице, а в сквере 23 июля 2000 года установлена памятная стела в честь В.С. Высоцкого (рис. 12-15).

Ее авторы – главный художник Самары Александр Темников и скульптор Иван Мельников.

На стеле из белого мрамора вырезаны портрет и гитара В.С. Высоцкого, а также помещены строчки из его песни:

«Может кто-то когда-то поставит свечу

Мне за голый мой нерв,

на котором кричу,

И веселый манер, на котором шучу…» (рис. 16).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

(При подготовке данной публикации использовались материалы книг Владимира Емеца «Высоцкий в Куйбышеве» и Всеволода Ханчина «Когда я отпою и отыграю»).

 


Просмотров: 4270



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности