Горький Алексей Максимович

Русский и советский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза. Один из самых значительных русских писателей и мыслителей, известный во всём мире (рис. 1).

Настоящее его имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде, который в 1932 году по наиболее известному псевдониму писателя был переименован в город Горький и носил это имя вплоть до 1990 года.

Алексей появился на свет в семье столяра Максима Савватьевича Пешкова (1840—1871), умершего, когда сыну было три года. Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в семье деда по матери, владельца красильной мастерской Василия Каширина, который впоследствии разорился. Поэтому с 11 лет Алексей был вынужден зарабатывать самостоятельно — идти «в люди». Он работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской.

В последующие юношеские и взрослые годы Алексей Пешков много ездил по России, а для того, чтобы прокормиться, устраивался даже на самые непрестижные места. К 24 годам жизни Пешков уже имел опыт работы грузчиком, столяром, красильщиком, хлебопёком, бурлаком, строителем, сторожем и даже нефтяником – некоторое время он трудился на кавказских нефтяных промыслах. Большую часть пути Пешков прошёл пешком, иногда ехал на подводах, на тормозных площадках железнодорожных грузовых вагонов. К тому времени он уже объездил всё Поволжье, побывал на Дону, на Украине, в Крыму и на Кавказе.

К этому же времени относятся и первые литературные опыты будущего писателя. Когда Пешков жил в Тифлисе, он с помощью знакомого журналиста сумел напечатать в газете «Кавказ» рассказ под названием «Макар Чудра» (драма из цыганской жизни). Публикация вышла 12 сентября 1892 года, подписан рассказ был «М. Горький». Этот псевдоним Алексей придумал сам. Впоследствии он говорил знакомым: «Не писать же мне в литературе — Пешков…»

В августе 1894 года Пешков по рекомендации писателя Владимира Короленко написал рассказ «Челкаш» о приключениях босяка-контрабандиста. Рассказ отнёс в журнал «Русское богатство», где он некоторое время пролежал без движения в редакционном портфеле. А в 1895 году Короленко посоветовал Пешкову переехать в Самару, где тот стал профессиональным журналистом.

При этом нужно сказать, что сотрудничество Алексея Максимовича с редакцией либерально-прогрессивной «Самарской газеты» началось ещё до его приезда в наш город. Так, в октябре 1894 года за той же подписью «М. Горький» здесь был напечатан рассказ «Два босяка», а немногим позже - рассказ «Мой спутник». Поэтому Пешков переехал в Самару не только по рекомендации Короленко, но ещё и по личному приглашению редактора издания Николая Петровича Ашешова. Это произошло 22 февраля 1895 года. Сначала молодому сотруднику поручили готовить подборки из иногородних газет и печатать по воскресеньям по одному очерку и рассказу. Но уже в июле Пешкову доверили вести отдел фельетонов под рубрикой «Между прочим», и, кроме того, на страницах «Самарской газеты» в каждом её номере теперь публиковались его статьи, рецензии, заметки, очерки, рассказы, песни, стихи. Молодой автор писал не только под псевдонимом «М. Горький», но также «Иегудиил Хламида», «Пьеро», «Дон Кихот», «Паскарелло» и другими.

При этом «коньком» Алексея Пешкова был, конечно, ежедневный фельетон на местные темы, который требовал от автора особенно пристально всматриваться в действительность. И поэтому молодого приметного парня видели везде. «Высокий, плечистый, слегка сутулый, он неутомимо шагал по пыльным улицам, грязноватым базарным площадям, заходил в трактиры и пивнушки, заглядывал в окна магазинов и раскрытые двери лавчонок, словом, толокся среди пёстрой толпы и нарядной «публики», всюду как бы вглядываясь в «гущу жизни» и прислушиваясь к её гомону и крикам. Встречных, особливо «из господ», удивлял его разношёрстный сборный костюм. Странный парень забирался и в окрестности города, на дачи, переправлялся на «тот бок» Волги, в Рождествено, всюду суя свой острый, с четко вырезанными ноздрями нос… Высоко поднятые брови морщили лоб и придавали широкоскулому, серому, без кровинки, лицу слегка удивлённое выражение». Так вспоминал об Алексее Пешкове самарский поэт, журналист и критик А.А. Смирнов.

На пятом месяце своей работы в «Самарской газете» А.М. Пешков неожиданно оказался её редактором, поскольку из Самары уехал Н.П. Ашешов, покинул редакцию и опытный журналист С.С. Гусев. Пешкову ничего не оставалось, как сесть за редакторский стол. Первое в своей жизни руководство газетой он начал 11 июля 1895 года, и такая его работа продолжилась 82 дня. За это время молодым редактором было подготовлено 63 номера. Пешков усилил внимание газеты к положению городских рабочих и крестьян-бедняков, печатал статьи и заметки о тяжёлом положении простых тружеников на Тимашевском сахарном заводе, обращался к жизни самарских грузчиков и конторщиков, пестравских малоземельных крестьян.

Именно в самарский период впервые были опубликованы такие хорошо нам известные произведения А.М. Горького, как «Песнь о Соколе» (под заголовком «В Черноморье»), «Старуха Изергиль», «Однажды осенью». Ещё в «Самарской газете» в 1895 году вышел его очерк «Бабушка Акулина» — первый набросок к будущей повести «Детство». Всего же за 15 месяцев работы в Самаре он опубликовал около 500 статей, очерков и фельетонов (не считая беллетристики, которую составили более 40 художественных рассказов), а это считалось немыслимой производительностью для тогдашних публицистов в России.

В тот же период в июньском номере журнала «Русское богатство» был наконец-то опубликован рассказ «Челкаш», который принёс своему автору всероссийскую литературную известность.

Здесь же, в Самаре, произошло значительное событие в личной жизни Алексея Пешкова, когда 30 августа 1896 года в Вознесенском соборе он обвенчался с дочерью разорившегося помещика (затем ставшего управляющим), вчерашней гимназисткой, корректором «Самарской газеты» Екатериной Волжиной, которая была младше его на 8 лет. Немало повидавший и уже достаточно к тому времени известный литератор и журналист показался юной работнице корректуры настоящим «полубогом». Потом она вспоминала, что Горький при женитьбе воспринимал её, свою невесту, весьма снисходительно, и долгими ухаживаниями не удостоил.

Летом 1896 года всё более тревожно стала проявлять себя давняя болезнь Горького. Он месяц лежал с бронхитом, перешедшим затем в воспаление лёгких. Позже ему был впервые поставлен диагноз — туберкулёз. После отъезда из Самары писатель лечился в Крыму, и затем долечивался в сопровождении жены на Украине, где в деревне Мануйловке под Полтавой у них 21 июля 1897 года родился первенец — сын Максим.

В 1897 году Горький — автор произведений в журналах «Русская мысль», «Новое слово» и «Северный вестник». Здесь были Опубликованы его рассказы «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. В октябре он начал работу над первым крупным произведением - повестью «Фома Гордеев».

В период Первой русской революции Максим Горький вышел на публику с мятежной песней о близкой революции. Позже ему суждено было отдать свой талант строительству новой жизни и новой культуры.

Окончивший всего два класса церковноприходской школы, Горький самостоятельно учился всю жизнь и был человеком редкой эрудиции. Знание философии, религии, истории, медицины, искусства, археологии, отечественной и зарубежной литературы отмечали у него современники. Среди его знакомых были В.И. Ленин и Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и Ф.И. Шаляпин, И.Е. Репин и В.В. Стасов, Р. Роллан. Горький пять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе (в 1918, 1923, дважды в 1928, и затем в 1933 году), но так ни разу её и не получил

На рубеже XIX и XX веков Горький прославился как автор произведений в революционном духе, лично близкий к социал-демократам и находившийся в оппозиции к царскому режиму. Расцвет творческой биографии писателя был отмечен циклами очерков, автобиографических повестей, пьесами, двумя крупными романами, а также книгами и рассказами в жанре публицистической документалистики.

Однако Горький весьма прохладно воспринял и Февральскую, и Октябрьскую революции 1917 года, и даже написал ряд острых публицистических статей с осуждением большевистской практики первых послереволюционных лет, за что серьёзно критиковался В.И. Лениным и «революционными» литераторами, в частности, Демьяном Бедным. В частности, очерки Горького под общим заголовком «Несвоевременные мысли», содержащие в числе прочего резкое неприятие политики продразвёрстки и военного коммунизма, были полностью опубликованы только в постсоветское время, а при жизни писателя они оказались под запретом партийной цензуры.

Эти и другие причины заставили Горького в 1921 году покинуть Советскую Россию. За рубежом он в общей сложности провёл более 18 лет, включая период его эмиграции до 1917 года. Из этого времени Горький 15 лет жил в Италии, но при этом так и не овладел ни одним иностранным языком. Окончательно он вернулся в Советский Союза только в 1932 году.

Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем: за 1918—1986 годы общий тираж 3556 изданий составил 242.621 млн экземпляров. Если же принимать в расчёт всех русских писателей, то Горький уступает лишь Л.Н. Толстому и А.С. Пушкину. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов: художественные произведения изданы в 1968—1973 годах, публицистика — после 1985 года, но его письма полностью не изданы до сих пор.

В конце мая 1936 года Горький в неважном состоянии вернулся в Москву после отдыха в Тессели (Крым). На следующий день, после посещения могилы сына на Новодевичьем кладбище, он простудился на холодной ветреной погоде и заболел, после чего пролежал в Горках три недели. К этому времени стало ясно, что пациент уже не выздоровеет. Трижды к постели умирающего Горького приезжал Сталин — 8, 10 и 12 июня. В спальне безнадёжно больного, находившегося в сознании, в последние дни жизни с ним попрощались самые близкие люди. Алексей Максимович Горький скончался 18 июня 1936 года в Горках около 11 часов утра. По решению Сталина его тело было кремировано, а прах помещён в урну и замурован в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В советское время именем А.М. Горького, кроме Нижнего Новгорода, было названо множество других населённых пунктов, а также многочисленные объекты культуры, науки, средства транспорта и официальные учреждения.

В Самаре по решению горисполкома от 4 декабря 1928 года бывшая Набережная реки Волги была переименована в улицу Максима Горького. Ныне она проходит по Самарскому и Ленинскому районам.

Использованы материалы Википедии и А.М. Липатовой.

 

Литература

Басинский П.В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005. 451 с. (Серия ЖЗЛ).

Быков Д.Л. Был ли Горький? М.: АСТ. Астрель, 2012. 348 с.

Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. 3-е изд., доп. М.: Художественная литература, 1986. 478 с.

Груздев И.А. Горький. М.: Молодая гвардия, 1958. 383 с. (Серия ЖЗЛ).

Липатова А.М. Улица Максима Горького. – В кн.: Липатова А.М. Самарских улиц имена. Самара, ОАО «Самарский дом печати», 2008. С. 54-55. - 288 с., илл. Издание второе, испр. и дополн.

Максим Горький: Pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890-1910-е гг. (Сборник критики) М: 1997. 902 с.

Максим Горький: pro et contra. Антология. Современный дискурс (Сборник критики). (Составители: О.В. Богданова, В.Т. Захарова, Л.А. Спиридонова, М.Г. Уртминцева). СПб. РХГА, 2018. 880 с.

Максим Горький и Самара. (Сост. Л.А. Финк и В.З. Иванов-Паймен). Куйб. кн. изд-во. Куйбышев, 1968. 432 с.

Максимов П.Х. Воспоминания о Горьком. 3-е, испр. и доп. М.: Советский писатель, 1956.

Спиридонова Л. Настоящий Горький: Мифы и реальность. М: ИМЛИ РАН, 2013. 440 с.

Резников Л.Я. Максим Горький — известный и неизвестный. Петрозаводск, 1996. 301 с.

Шулятиков В.М. О Максиме Горьком. // Курьер. 1901. № 222, 236.


Просмотров: 3644



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности