Данилова Наталья Владимировна
Она родилась в Москве 5 декабря (18 декабря) 1905 года. Когда ей исполнилось 5 лет, её семья переехала в Петербург, где Наташа поступила в хореографическое училище (рис. 1).
Это были годы революционных реформ, когда официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству. Балет в то время называли тепличным буржуазным явлением, обречённым на гибель в новых условиях, а классический танец предлагали заменить спортивной гимнастикой, эксцентрическим и акробатическим танцами.
Куйбышевский период жизни Даниловой начался в 1936 году, когда она вслед за мужем переехала в город на Волге. Поначалу она работала артисткой балета, и тогда же создала первую в Куйбышеве детскую балетную студию. В январе 1939 года Данилова стала балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета. Но сентябре того же года умер её первый муж. В 1940 году она вышла замуж за Александра Павловича Нерославского, который работал в театре артистом балета и помощником балетмейстера.
В первую военную осень молодой балетмейстер Н.В. Данилова с куйбышевской балетной труппой поставила спектакль «Дон Кихот» Л. Минкуса. Эта постановка в конце 1941 года фактически спасла Куйбышевский театр оперы и балета от неизбежного закрытия. Среди первых зрителей спектакля были Д.Д. Шостакович, И.С. Козловский, Н.Д. Шпиллер, О.В. Лепешинская, которые очень тепло отзывались о постановке. Это было самое тревожное время для всё нашей страны, когда проходила масштабная эвакуация в Куйбышев оборонных предприятий из западных регионов СССР, а из Москвы – высших партийных и правительственных структур. В этой труднейшей обстановке судьба культурных учреждений во многом зависела от инициативы самих работников культуры.
Однако в начале 1942 года Данилова переехала в Барнаул, где работала в Концертно-эстрадном бюро и в Краевом драматическом театре балетмейстером–педагогом. Только в мае 1944 года она вернулась обратно в Куйбышев, где продолжила деятельность в театре и во Дворце пионеров.
Летом 1944 года Н.В. Данилову назначили главным балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета. В этой должности она состояла с 1944 по 1967 годы.
Работая в традициях строгого академизма, Н.В. Данилова создала в Куйбышевском театре профессиональную балетную труппу. Благодаря ее деятельности труппа имела интереснейший репертуар, включающий и современные спектакли, и шедевры мировой балетной классики. Над многими балетами как бы повеял освежающий ветер.
В 1960 году она поставила свой самый знаменитый балет «Читра» на музыку великого индийского поэта, философа и композитора Рабиндраната Тагора, написанный специально для Куйбышевского оперного театра. В этой постановке Данилова была полноправным соавтором драматурга и композитора и дала полную свободу своей творческой фантазии режиссёра-постановщика. Самой строгой и объективной судьей балета стала внучка Р. Тагора, известный театральный деятель Индии Нандита Крипалани. Приехав на премьеру «Читры» в Куйбышев, она сказала, что в спектакле «царит подлинный дух поэтического творения Тагора». 1961 году балет «Читра» с успехом прошел на сцене Кремлевского театра. Через три года Данилова осуществила постановку этого балета в Баку.
Балет «Читра» навсегда остался в биографии Куйбышевского театра как яркий творческий взлет танцевального коллектива и его руководителя. В 1962 году Н. Данилова за эту постановку получила звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1970 году удостоена Международной премии имени Джавахарлала Неру.
За свою долгую творческую работу Н.В. Данилова была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.».
Её последние годы жизни прошли в Москве. Наталья Владимировна Данилова умерла 21 июля 1985 года. Тело её кремировали, а урну с прахом захоронили в могиле её матери Надежды Петровны Галат.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Литература
Данилова Наталья Владимировна. - Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Т.1. Самара. Изд-во «Самарский Дом печати». 1993. С. 324-325.
Добрусин В.А. Большой театр в запасной столице. «Волжская коммуна», 22 декабря 2018 года.
Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 стр.
Ерофеев В.В. Данилова Наталья Владимировна. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.
Куйбышевский оперный. Куйбышев. 1981.
Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.
Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.
Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. М. 1984.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.
Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года.
Просмотров: 1580