Дзюбан Николай Андреевич
Он был одним из основателей и первым руководителем Куйбышевской биологической станции Института биологии внутренних вод Академии наук СССР. В июле 1983 года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР Куйбышевская биостанция в Тольятти была преобразована в самостоятельный Институт экологии Волжского бассейна при Академии наук СССР. После этого Н.А. Дзюбан возглавил лабораторию гидробиологического мониторинга Приволжского управления гидрометеорологической службы (УГМС), которая контролировала состояние биологических сообществ на участке Волги от Чебоксар до Волгограда. Еще Николай Андреевич Дзюбан до конца своих дней входил в состав ихтиологической комиссии института и был почетным членом Всесоюзного гидробиологического общества (ВГБО) (рис. 1).
Любовь к природе жила в нем с детства
Он родился 9 августа 1910 года в городе Херсоне. Его отец Андрей Митрофанович тогда служил управляющим в крупном коневодческом поместье неподалеку от Каховки, и принадлежал к старинному казачьему роду. По наследству Андрею Митрофановичу, как старшему из шести братьев, досталась «нормовая» усадьба, переходящая неделимо по мужской линии. Однако он от нее отказался в пользу другого брата, к тому времени уже имевшему семью и детей.
Что же касается Николая, то любознательный мальчишка, хотя и не имел серьезной начальной подготовки, успешно поступил в техникум виноградарства и виноделия и окончил его с отличными оценками. В дальнейшем сады окружали его в течение всей жизни. На домашнем участке Николай Андреевич сумел вырастить самые разные растения - от багульника до многометровой серебристой ели. Впоследствии и территория вокруг биологической станции, директором которой в 1957 году стал Дзюбан, тоже была им превращена в дендрарий, саженцы для которого брали в Ботаническом саду АН СССР.
А после техникума виноградарства жажда знаний привела юношу в Мосрыбвтуз, где под руководством выдающегося советского гидробиолога Надежды Станиславовны Гаевской молодой аспирант в 1939 году подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Питание представителей семейства Cyclopidae» (рачков-циклопов – В.Е.). В этой работе проявился не только его талант экспериментатора, но и умение всесторонне анализировать полученную информацию, выделяя из большого объема разного материала главное. Это стало научным стилем, визитной карточкой Николая Андреевича.
После защиты кандидатской диссертации Дзюбана направили в Херсонский педагогический институт, где он получил звание доцента и стал заведовать кафедрой зоологии. Уже в течение первых лет преподавательской деятельности молодой ученый организовал исследования лиманов и прибрежных зон Черного моря, принимая, несмотря на травму ноги, вместе со студентами участие в экспедициях.
Однако война перечеркнула все его планы и мечты о мирной жизни. Вынужденный остаться вместе с семьей в оккупированном Херсоне, Николай Андреевич принял предложение директора техникума (чеха по национальности) преподавать в нем биологию. Это позволило ему готовить фальшивые справки о зачислении в студенты для молодежи города, тем самым спасая их от угона в Германию. Был случай, когда лишь самообладание и знание немецкого языка спасли Николая Андреевича и его семью от патруля оккупационных властей.
Однако после окончания боевых действий, когда он вернулся в разгромленный немцами Херсонский педагогический институт, сам факт его нахождения во время войны на захваченной фашистами территории долго мешал Николаю Андреевичу в его научной деятельности и продвижению по службе. К тому же его классическое биологическое образование не позволило Николаю Андреевичу поменять свои взгляды в период лысенковщины 40-х – 50-х годов, и потому в 1952 году он был вынужден покинуть педагогический институт. После этого Дзюбан полностью перешел на научно-исследовательскую работу – сначала в Сталинградском отделении ГОСНИТОРХа, а затем в Институте биологии внутренних вод АН СССР в поселке Борок, который в то время возглавлял знаменитый советский полярник Иван Дмитриевич Папанин.
Биостанция в Тольятти
Быстро оценив организаторские способности Н.А. Дзюбана, И.Д. Папанин предложил ему в 1956 году возглавить вновь создаваемую Куйбышевскую биологическую станции в Ставрополе (ныне Тольятти). Следует отметить, что Иван Дмитриевич всегда доверял Н.А. Дзюбану, с пониманием относился к его проблемам, и во многом содействовал созданию биостанции в Тольятти, укреплению ее материальной базы.
С 5 августа 1957 года Н.А. Дзюбан был назначен первым директором Куйбышевской биологической станции Института биологии внутренних вод АН СССР. Создавая с первых колышков это научное учреждение, Николай Андреевич с самого начала мечтал о превращении ее в полноценный академический Институт по изучению Волги, и поэтому большинство проводимых здесь исследований уже тогда носили масштабный характер (рис. 2, 3).
Сотрудники института - М.Я. Кирпиченко, В.Г. Стройкина, И.В. Шаронов, С.М. Ляхов, Н.Н. Гусева, В.М. Чикова, Н.Д. Бородич, Ф.К. Гавлена, Ю.И. Горин, А.И. Елисеев, В.В. Урбан, и многие другие, быстро получили заслуженное признание в гидробиологическом сообществе страны. Полученные на биостанции результаты сразу же заинтересовали многочисленных зарубежных коллег-гидробиологов. Умение Николая Андреевича Дзюбана разбираться в людях проявилось и в подборе хозяйственных сотрудников, которые от заместителя директора по хозчасти В.С. Балькина, капитанов экспедиционных судов и до кочегаров котельной были преданы биостанции, и проработали здесь без перерыва вплоть до своего ухода на пенсию. Первые траловые работы на Волге проведены также по инициативе Николая Андреевича Дзюбана.
В 1971 году на базе Куйбышевской биостанции была проведена первая в истории крупная научная конференция по проблемам Волги, которая так и называлась - «Волга-1». Ее успех еще больше укрепил авторитет и влияние в сфере изучения Волги как Куйбышевской биостанции вообще, так и Н.А. Дзюбана в частности. Как признание его научных заслуг, один из видов волжских рачков-бокоплавов тогда же был назван его именем.
Административная работа сдерживала развитие научного потенциала Н.А. Дзюбана, и потому ряд его исследований так и не получил дальнейшего развития. Диапазон научных интересов Н.А. Дзюбана был широк – от изучения суточных вертикальных миграций зоопланктона и его пространственного распределения по водохранилищу (закон нижнего бьефа) до вопросов инвазии видов и биогенной трансформации водных масс в водохранилищах Волги. А предложенное им районирование Куйбышевского водохранилища остается общепринятым и сегодня.
Гидробиологическая лаборатория
Состояние здоровья не позволяло Н.А. Дзюбану относиться к работе с прежней энергией. В начале 70-х годов он попытался выйти на заслуженный отдых, однако долго заниматься домашними делами ему так и не пришлось. В 1973 года в стране стала создаваться единая сеть гидробиологического мониторинга на базе Государственного комитета по гидрометеорологии. Возглавить гидробиологическую лабораторию, создаваемую в структуре Приволжского УГМС, было предложено Н.А. Дзюбану. Вот так с 1 ноября 1974 года он пришел на работу в это учреждение, став тем самым одним из пионеров биологической диагностики загрязнения водоемов в нашей стране (рис. 4).
На фото слева направо. Сотрудники гидробиологической лаборатории Тольяттинского УГМС. 1977 год. Верхний ряд: А.Л. Саврасов – инженер-микробиолог, С.Л. Кузнецова – инженер-зоопланктонолог, А.Е. Воронова – инженер-токсиколог, Н.А. Еремина – старший техник, Н.Б. Слободчиков – инженер по бентосу. Нижний ряд: Н.А. Шевченко – техник, Л.А. Евсеева – техник, Н.А. Дзюбан – зав. лабораторией, Л.П. Лежнина – рабочая.
В короткий срок Николаем Андреевичем были подобраны для новой организации молодые, инициативные сотрудники. Лабораторию оснастили современным оборудованием, в том числе импортными микроскопами и редким, штучным, специальным оборудованием для гидробиологических исследований. С первых шагов это учреждение было ориентировано на получение самых разнообразных данных для большей репрезентативности оценки процессов, происходящих в водохранилище. В лаборатории были подготовлены специалисты по фитопланктону, зоопланктону, перифитону, зообентосу, микробиологии, продукции и деструкции органического вещества, токсикологии и пигментам хлорофилла. Учитывая общую направленность всех наблюдений и параллельность этих работ с гидрохимическими и гидрологическими наблюдениями, был собран уникальный материал по экологическому состоянию крупнейших водохранилищ Европы.
Уже первый отчет за 1975 год вывел Тольяттинскую лабораторию в ряды лучших в системе отечественного Госкомгидромета, после чего она стала опорной станцией на территории всего Волжского бассейна. Затем был организован филиал этой лаборатории в Самаре, которая стала проводить мониторинг состояния рек – волжских притоков. За все время работы Тольяттинской лаборатории замечаний со стороны методических центров к ней не было. Более того, Н.А. Дзюбан с самого начала своей деятельности принимал активное участие в работе научных конференций, совещаний и симпозиумов, в том числе и международных. Здесь он выступал с докладами о новых методах и методиках гидробиологического мониторинга. К этому приучал он и своих сотрудников, молодых гидробиологов, каждый из которых имел ряд печатных работ, и тоже принимал участие в конференциях самого высокого ранга.
Совместно с сотрудниками Н.А. Дзюбан разработал экспресс-метод определения качества вод по двум ведущим видам зоопланктона, предложил новую систему оценок качества вод по бентосу с учетом изученности водохранилищ, усовершенствовал формулу определения индекса сапробности по зоопланктону. Всегда стремясь к новому, он одним из первых оценил возможности персональных компьютеров, и стал руководить созданием первых программ по гидробиологии для ЭВМ Приволжского УГМС. С присущей ему настойчивостью Николай Андреевич содействовал организации в Тольяттинской обсерватории технического совета, что для организаций этого уровня было не типичным, организовал выпуск сборника работ Тольяттинской гидрометеорологической обсерватории, в котором треть статей написана Н.А. Дзюбаном и его сотрудниками. Полученные лабораторией результаты позволили представить ее деятельность в 1976 году на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР (ВДНХ), и завоевать там серебряную (Дзюбан Н.А.) и две бронзовые медали (Кузнецова С.П., Саврасов А.П.).
Классик науки о Волге
Требуя от сотрудников постоянного повышения своих знаний, Николай Андреевич регулярно проводил в лаборатории коллоквиумы и обсуждения итогов экспедиций, выделял время для работы с литературой. Он автор около 80-ти работ, в том числе трех монографий по гидробиологии Волжских водохранилищ (рис. 5, 6).
Однако здоровье все больше подводило этого очень волевого, твердого, но вместе с тем отзывчивого и веселого человека, и после тяжелой операции он в 1988 году окончательно ушел на заслуженный отдых.
Благодаря упорству и хорошему семейному уходу он относительно быстро восстановился после операции, продолжая принимать активное участие в осуществлении своей мечты – организации на базе Куйбышевской биостанции академического Института экологии Волжского бассейна. После создания такого института в 1983 году Н.А. Дзюбан был введен в состав его ученого совета и сотрудничал с ним до конца своих дней. Николая Андреевича Дзюбана не стало 27 мая 1989 года.
В завершение необходимо отметить, что Н.А. Дзюбан готовил своих последователей не только на работе, но и в семье, которой всегда старался уделить максимальное внимание. Его дети, так же, как и он сам, тоже нашли свой путь в гидробиологии. Обе дочери защитили кандидатские диссертации, а сын Андрей стал доктором биологических наук. Как и его отец, он ныне ведет преподавательскую деятельность, не порывая при этом связи с наукой.
В Институте экологии Волжского бассейна проводятся Дзюбановские чтения – научные конференции, посвященные выдающемуся ученому-гидробиологу. Светлая память о Н.А. Дзюбане навсегда останется в сердцах его друзей, учеников и последователей (рис. 7).
Валерий ЕРОФЕЕВ.
(При подготовке данной публикации использована статья «Памяти учёного Н.А. Дзюбана, организатора лаборатории гидробиологического мониторинга»).
Просмотров: 2858