Дмитриев Иван Иванович
Он считается одним из крупнейших представителей поэзии русского дворянского сентиментализма концы XVIII – начала XIX веков. Литературно-историческое значение его творчества было хорошо определено В.Г. Белинским, который о нем писал: «Русская версификация в стихах Дмитриева сделала значительный шаг вперед: в свое время они считались чрезвычайно гладкими и гармоническими. Вообще стихи Дмитриева гораздо лучше стихов Карамзина. Дмитриева можно назвать сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы: что Карамзин делал в отношении прозы, то Дмитриев делал в отношении к стихотворству» (рис. 1).
Иван Иванович Дмитриев родился 10 [21] сентября 1760 года в селе Богородицком Сызранского уезда, относящегося в то время к Казанской губернии (впоследствии уезд перешел в подчинение Симбирску). Отцом его был Иван Гаврилович Дмитриев (1736—1818), местный состоятельный помещик, а матерью – жена последнего Екатерина Афанасьевна (1737—1813), урожденная Бекетова. Получив домашнее образование, мальчик затем в течение нескольких лет обучался в частном пансионе Ф.Ф. Кабрита в Симбирске.
Восстание Пугачёва, охватившее все Поволжье, вынудило семью Дмитриева переехать в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Здесь в 1774 году мальчик окончил полковую школу, с 1776 года он имел звание унтер-офицера, с 1778 года — сержанта.
У отца Ивана Дмитриева, довольно образованного для того времени человека, была большая библиотека, которая содействовала раннему развитию литературных наклонностей будущего писателя. Первое стихотворение Дмитриева относится к 1777 году. С 1791 года Дмитриев сблизился с Н.М. Карамзиным, приходившимся ему родственником, и стал активным сотрудником его журналов. Так начался период интенсивной творческой деятельности молодого литератора.
Напечатанная в 1792 году сентиментальная песенка Ивана Дмитриева «Стонет сизый голубочек» была тотчас же положена на музыку, и с того времени надолго удержалась в русском песенном репертуаре. Большой успех имели и другие песни Дмитриева — «Всех цветочков боле розу я любил», «Видел славный я дворец», и другие. Эти произведения впоследствии вызвали многочисленные подражания со стороны более молодых авторов. Все песни Дмитриева относили к жанру чувствительного романса.
Особенно «пиитическим», по признанию самого поэта, для него был 1794 год, о чем он писал: «Я провел его посреди моего семейства, в приволжском городе Сызрани». Свою жизнь в Сызрани Дмитриев затем идиллически описал в воспоминаниях.
Вот некоторые из них: «В ясное утро, с первыми лучами солнца, я переезжал… реку Крымзу прямо против монастыря, и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами, голубым небом, кротким сиянием солнца, внешним и внутренним моим спокойствием. Везде давал волю моим мечтам, начиная мою прогулку всегда с готовой в голове работою. Потом спускался на Воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке».
В начале июня 1794 года Дмитриев совершил на парусном судне путешествие по Волге от Сызрани до Сарепты. Во время этого странствия им были написаны ода «К Волге» и сказка «Искатели фортуны». Сызранско-богородицкие впечатления поэта тоже нашли отражение в его стихах.
«Как волжанин, люблю близ вод искать прохлады;
Люблю с угрюмых скал гремящи водопады,
Люблю и озера спокойный, гладкий вид,
Когда его стекло вечерний луч златит…
Открытые поля под золотою нивой!
Какой приятный шум, какая пестрота!
Здесь взрослый, тут старик, с ним рядом красота;
Кто жнет, кто вяжет сноп, кто подбирает класы;
А дети между тем, амуры светловласы,
Украдкой по снопу играючи берут,
Кряхтят под ношею, друг друга его прут,
Валяются, встают, и, усмотри цветочек,
Все врознь к нему летят, как майский ветерочек».
И.И. Дмитриев. Послание к Карамзину.
В 1794 году там же, в Сызрани, Дмитриев создал оду под названием «Глас патриота», сатиру «Чужой толк», поэмы «Ермак» и «Послание к Державину», сказки «Воздушные башни», «Причудница», и еще много, по его выражению, поэтических «мелочей». К «мелочам он относил надписи, мадригалы и прочее. По правильному замечанию племянника Дмитриева, автора мемуаров «Мелочи из запаса моей памяти» М.Д. Дмитриева, все лучшие стихи поэта были написаны именно в Сызрани.
Особенно интересна сатирическое произведение И.И. Дмитриева под названием «Чужой толк», в котором остроумно осмеяны многочисленные в ту эпоху напыщенные одописцы (сочинители хвалебных од, обычно для непосредственного начальства), что, однако, не мешало автору сатиры писать точно такие же льстивые стихи.
Не меньшей известностью пользовались в то время и его сатирические сказки в стихах - в частности, небольшая штучка под заголовком «Модная жена», которую А.С. Пушкин в одном из своих писем к князю П.А. Вяземскому назвал «прелестной сказкой», хотя общая пушкинская оценка поэзии Дмитриева была довольно сурова.
В поэму «Ермак» И.И. Дмитриев впервые в русской литературе ввел элементы драмы. Известно, что это произведение произвело сильное впечатление на молодого поэта А.В. Кольцова. Считается, что непосредственным толчком для творчества Кольцова явились именно стихи И.И. Дмитриева
О дмитревском «Ермаке» В.Г. Белинский писал так: «Стихи этой пьесы для нашего времени и грубы, и шероховаты, и непоэтичны; но для своего времени они были превосходны, и от них веяло духом новизны. Что же касается до манеры и тона пьесы,— это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда не существовало еще этого слова».
В зиму 1794-1795 годов Дмитриев уехал в Петербург, а следующим летом снова вернулся, только не в Сызрань, где во время общегородского пожара сгорел дом его отца, а в село Богородицкое. Поэт посещал окрестные ярмарки, базары, прислушивался к разговорам, присматривался к народным играм, развлечениям, обрядам.
В Богородицком Дмитриев написал оду «Освобождение Москвы» (об изгнании из столицы поляков в начале XVII века), а также много разных мелких стихотворений и басен. Впрочем, большинство его басен тогда были переводными. По сравнению с баснями его русских современников они отличались сжатостью и пластичностью.
Заслуживает внимания стихотворение «Отставной вахмистр» (или «Карикатура»), являющееся одним из первых опытов разработки в русской поэзии «простого» сюжета. В основу стихотворения положено местное происшествие.
Сызранско-богородицкие годы жизни Дмитриева оказались наилучшими в творчестве поэта. В это время четко определились его литературные взгляды как писателя, появилось наибольшее количество его произведений, окончательно упрочилась его литературная слава.
В родные места И.И. Дмитриев приезжал также в 1812—1818 годах, когда он написал «Деревенские элегии». Последний раз поэт посетил Богородицкое ранней осенью 1819 года.
Значительный интерес для литературных исследователей представляют воспоминания Дмитриева «Взгляд на мою жизнь» (закончены в 1825 году), где содержится много ценных фактов из его творческой и бытовой жизни, политических и общественных настроениях того времени. Воспоминания поэта также богаты и краеведческим материалом.
И.И. Дмитриев скончался в глубокой старости в Москве 3 (15) октября 1837 года, и был похоронен там же, на Донском кладбище (рис. 2).
В июне 1837 года проездом из Симбирска в Саратов родину Дмитриева посетил поэт В.А. Жуковский. «Видел места, — писал он, — где Иван Иванович родился, и из окон построенного им самим дома срисовал это место» («Памяти Жуковского и Гоголя», сборник, Санкт-Петербург, 1907 год).
Валерий ЕРОФЕЕВ.
(При подготовке данной публикации были использованы материалы книги: К.А. Селиванов. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство, 1953 год).
Просмотров: 6389