Дмитриев Иван Иванович

Он считается одним из крупнейших пред­ставителей поэзии русского дворянского сентиментализма концы XVIII – начала XIX веков. Литературно-историческое значение его творчества было хорошо определено В.Г. Белинским, который о нем писал: «Русская версификация в стихах Дмитриева сделала значи­тельный шаг вперед: в свое время они считались чрезвычай­но гладкими и гармоническими. Вообще стихи Дмитриева гораздо лучше стихов Карамзина. Дмитриева можно на­звать сотрудником и помощником Карамзина в деле пре­образования русского языка и русской литературы: что Карамзин делал в отношении прозы, то Дмитриев делал в отношении к стихотворству» (рис. 1).

Иван Иванович Дмитриев родился 10 [21] сентября 1760 года в селе Богородицком Сызранского уезда, относящегося в то время к Казанской губернии (впоследствии уезд перешел в подчинение Симбирску). Отцом его был Иван Гаврилович Дмитриев (1736—1818), местный состоятельный помещик, а матерью – жена последнего Екатерина Афанасьевна (1737—1813), урожденная Бекетова. Получив домашнее образование, мальчик затем в течение нескольких лет обучался в частном пансионе Ф.Ф. Кабрита в Симбирске.

Восстание Пугачёва, охватившее все Поволжье, вынудило семью Дмитриева переехать в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Здесь в 1774 году мальчик окончил полковую школу, с 1776 года он имел звание унтер-офицера, с 1778 года — сержанта.

У отца Ивана Дмитриева, довольно образованного для того времени человека, была большая библиотека, которая содействовала ран­нему развитию литературных наклонностей будущего пи­сателя. Первое стихотворение Дмитриева относится к 1777 году. С 1791 года Дмитриев сблизился с Н.М. Карамзиным, приходив­шимся ему родственником, и стал активным сотрудником его журналов. Так начался период интенсивной творческой деятельности молодого литератора.

Напечатанная в 1792 году сентиментальная песенка Ивана Дмитриева «Стонет сизый голубочек» была тотчас же поло­жена на музыку, и с того времени надолго удержалась в русском песенном репертуа­ре. Большой успех имели и другие песни Дмитриева — «Всех цветочков боле розу я любил», «Видел славный я дворец», и другие. Эти произведения впоследствии вызвали многочисленные подражания со стороны более молодых авторов. Все песни Дмитриева относили к жанру чувствительного романса.

Особенно «пиитическим», по признанию самого поэта, для него был 1794 год, о чем он писал: «Я провел его посреди моего семейства, в приволжском городе Сызрани». Свою жизнь в Сызрани Дмитриев затем идиллически описал в воспоминаниях.

Вот некоторые из них: «В ясное утро, с первыми лучами солнца, я переезжал… реку Крымзу прямо против монастыря, и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами, голубым небом, кротким сиянием солнца, внешним и внутренним моим спокойствием. Везде давал волю моим мечтам, начиная мою прогулку всегда с готовой в голове работою. Потом спускался на Воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей про­гулке».

В начале июня 1794 года Дмитриев совершил на парусном судне путешествие по Волге от Сызрани до Сарепты. Во время этого странст­вия им были написаны ода «К Волге» и сказка «Искатели фортуны». Сызранско-богородицкие впечатления поэта тоже нашли отра­жение в его стихах.

«Как волжанин, люблю близ вод искать прохлады;

Люблю с угрюмых скал гремящи водопады,

Люблю и озера спокойный, гладкий вид,

Когда его стекло вечерний луч златит…

Открытые поля под золотою нивой!

Какой приятный шум, какая пестрота!

Здесь взрослый, тут старик, с ним рядом красота;

Кто жнет, кто вяжет сноп, кто подбирает класы;

А дети между тем, амуры светловласы,

Украдкой по снопу играючи берут,

Кряхтят под ношею, друг друга его прут,

Валяются, встают, и, усмотри цветочек,

Все врознь к нему летят, как майский ветерочек».

И.И. Дмитриев. Послание к Карамзину.

В 1794 году там же, в Сызрани, Дмитриев создал оду под названием «Глас патриота», сатиру «Чужой толк», поэмы «Ермак» и «Послание к Державину», сказки «Воздушные башни», «Причудница», и еще много, по его выражению, поэтических «мелочей». К «мелочам он относил надписи, мадригалы и прочее. По правильному замечанию племянника Дмитриева, авто­ра мемуаров «Мелочи из запаса моей памяти» М.Д. Дмит­риева, все лучшие стихи поэта были написаны именно в Сызрани.

Особенно интересна сатирическое произведение И.И. Дмитриева под названием «Чужой толк», в котором остроумно осмеяны многочисленные в ту эпоху напыщенные одописцы (сочинители хвалебных од, обычно для непосредственного начальства), что, однако, не мешало автору са­тиры писать точно такие же льстивые стихи.

Не меньшей известностью пользовались в то время и его сатирические сказки в стихах - в частности, небольшая штучка под заголовком «Модная жена», которую А.С. Пушкин в одном из своих писем к князю П.А. Вяземскому назвал «прелестной сказкой», хотя общая пушкинская оценка поэ­зии Дмитриева была довольно сурова.

В поэму «Ермак» И.И. Дмитриев впервые в русской литерату­ре ввел элементы драмы. Известно, что это произведение произвело сильное впечатление на молодого поэта А.В. Кольцова. Считается, что непосредственным толчком для творчества Коль­цова явились именно стихи И.И. Дмитриева

О дмитревском «Ермаке» В.Г. Белинский писал так: «Стихи этой пьесы для нашего времени и грубы, и шероховаты, и непоэтичны; но для своего времени они были превосходны, и от них веяло духом новизны. Что же касается до манеры и тона пьесы,— это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда не существо­вало еще этого слова».

В зиму 1794-1795 годов Дмитриев уехал в Петербург, а следующим летом снова вернулся, только не в Сыз­рань, где во время общегородского пожара сгорел дом его отца, а в село Богородицкое. Поэт посещал окрестные ярмарки, ба­зары, прислушивался к разговорам, присматривался к на­родным играм, развлечениям, обрядам.

В Богородицком Дмитриев написал оду «Освобождение Москвы» (об изгнании из столицы поляков в начале XVII века), а также много разных мелких стихотворений и басен. Впрочем, боль­шинство его басен тогда были переводными. По сравнению с баснями его русских современников они отлича­лись сжатостью и пластичностью.

Заслуживает внимания стихотворение «Отставной вах­мистр» (или «Карикатура»), являющееся одним из первых опытов разработки в русской поэзии «простого» сюжета. В основу стихотворения положено местное происшествие.

Сызранско-богородицкие годы жизни Дмитриева оказались наилучшими в творчестве поэта. В это время четко определились его литературные взгляды как писателя, по­явилось наибольшее количество его произведений, оконча­тельно упрочилась его литературная слава.

В родные места И.И. Дмитриев приезжал также в 1812—1818 годах, когда он написал «Деревенские элегии». Последний раз поэт посетил Богородицкое ранней осенью 1819 года.

Значительный интерес для литературных исследователей представляют воспоминания Дми­триева «Взгляд на мою жизнь» (закончены в 1825 году), где содержится много ценных фактов из его творческой и бытовой жизни, политических и общественных настроениях того времени. Воспоминания поэта также богаты и краеведческим мате­риалом.

И.И. Дмитриев скончался в глубокой старости в Москве 3 (15) октября 1837 года, и был похоронен там же, на Донском кладбище (рис. 2).

В июне 1837 года проездом из Симбирска в Саратов ро­дину Дмитриева посетил поэт В.А. Жуковский. «Видел места, — писал он, — где Иван Иванович родился, и из окон построенного им самим дома срисовал это место» («Памяти Жуковского и Гоголя», сборник, Санкт-Петербург, 1907 год).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

(При подготовке данной публикации были использованы материалы книги: К.А. Селиванов. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство, 1953 год).


Просмотров: 6389



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности