Замятнин Николай Александрович
После неожиданного перевода в Одессу третьего самарского губернатора А.А. Арцимовича, который был освобожден от этой должности в апреле 1862 года, его место пустовало меньше месяца. Уже 18 мая того же года приказом министра внутренних дел Российской Империи П.А. Валуева четвертым самарским губернатором был назначен 38-летний действительный статский советник Николай Александрович Замятнин, который до этого занимал должность управляющего Тульской губернской палатой государственных имуществ. Уже 7 июля 1862 года новоиспеченный глава региона прибыл в Самару и сразу стал знакомиться с вверенным ему обширным хозяйством (рис. 1).
Николай Александрович Замятнин родился в 1824 году (более точная дата не установлена) в Санкт-Петербурге в семье чиновника среднего класса и достатка. Его отец был юристом по образованию, что помогло Николаю после окончания гимназии в 1843 году поступить в Санкт-Петербургское Императорское училище правоведения – единственное учебное заведение в России того времени, готовившее профессиональных администраторов и юристов. Другим важным преимуществом этого училища было то, что по его окончании выпускники сразу же получали чин IX класса по табели о рангах - титулярного советника (соответствует армейскому званию капитана), в то время как почти все прочие учебные заведения давали своим молодым специалистам только самый низший чин XIV класса – коллежского регистратора.
После окончания училища правоведения и утверждения его в чине титулярного советника Замятнин был вскоре принят на службу в Правительствующий Сенат, хотя и на самую маленькую чиновничью должность. Уже через год он пошел на повышение – был переведен в Смоленск на место губернского стряпчего (так в то время называли судебных исполнителей). Затем Замятнин долгое время работал в Рязани, где дослужился до чина надворного советника (подполковника) и должности товарища председателя судебной уголовной палаты. В этом же городе в 1859 году он был назначен управляющим палатой государственных имуществ и вскоре в чине статского советника (полковника) был переведен на такую же должность в Тулу, где прослужил до начала 1862 года. Именно здесь менее чем за месяц до своего назначения самарским губернатором Н.А. Замятнин был утвержден в чине действительного статского советника (генерал-майора).
Новый руководитель региона прибыл в Самару в непростое время. К тому моменту разговоры о скорой административной реформе в империи уже докатились до самых дальних российских провинций, а еще прошло чуть более года после известного Манифеста Императора Всероссийского Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости. И хотя его предшественник сделал все от него зависящее, чтобы снизить накал протестов крестьян по поводу несправедливого распределения земельных угодий между ними и помещиками, весной и летом 1862 года выступления в селах и деревнях вспыхнули с новой силой. Но если наш третий губернатор А.А. Арцимович вместе с полицией и казаками не раз выезжал лично для усмирения митингующих, то Н.А. Замятнин заниматься такими «мелочами» не считал нужным.
Более того: он ужесточил порядок выдачи желающим участков земель в Николаевском и Новоузенском уездах, который годом раньше ввел Арцимович, из-за чего поток переселенцев в пустующие угодья заметно сократился. Неудивительно, что в 1862 году выступления крестьян и отказы их от работы на барина были зарегистрированы в 400 с лишним помещичьих владениях (почти в 1,5 раза больше, чем в 1861 году). А поскольку Замятнин был сторонником применения жестких мер по отношению к бунтовщикам, более чем в 40 случаях таких выступления закончились силовыми схватками и кулачными боями между мужиками - с одной стороны, и казаками и солдатами – с другой. Всего же в 1862 году за участие в таких беспорядках суды приговорили к различным видам наказания 480 человек, из которых 27 крестьян были биты шпицрутенами, 47 сослано в Сибирь, 51 – в арестантские роты, остальные выпороты розгами и затем отданы под гласный надзор полиции.
Кроме устранения негативных последствий царского манифеста, администрации четвертого губернатора пришлось претворять в жизнь некоторые другие положения широкой административной реформы, инициатором проведения которой в масштабах всей Российской Империи, как известно, был сам Александр II. На время правления Н.А. Замятнина пришлось начало самого, пожалуй, сложного этапа этих грандиозных преобразований – финансового и налогового.
К 60-м годам XIX века все население России, в том числе и самарское, платило в бюджеты различных уровней весьма многочисленные денежные налоги. Сюда входила подушная подать - государственному казначейству, земские и рекрутские подати – в губернскую казну, а также городские сборы, зависящие от дохода налогоплательщика и от размеров его собственности. Для некоторых слоев населения (в первую очередь для крупных собственников) эти платежи порой достигали трети всех доходов, да плюс к тому с них регулярно требовали исполнения бесплатных натуральных повинностей. Так, в мае 1862 года мещанский староста Попов направил в Самарскую городскую думу и новому губернатору послание, в котором писал, что каждую весну во время распутицы по требованию губернской почтовой конторы «в продолжении месяца, а иногда и более, наряжаются для препровождения… почты от 3-х до 10-ти одноконных подвод с проводниками… и повинность эта отправляется исключительно одними мещанами… Чрез это они несут разные лишения, сопряженные с уроном для своего хозяйства».
Конечно же, все эти многочисленные натуральные и денежные повинности, многие из которых не были прописаны в законе, а произвольно назначались чиновниками на местах, вызывали постоянное недовольство властями со стороны населения. Именно на упорядочение налогового и финансового законодательства и был направлен соответствующий указ Александра II, который начал действовать с 1 января 1863 года. С этого времени начались изменения как в деятельности местных финансовых органов, так в их структуре и в выполняемых функциях. В частности, сфера деятельности Самарской губернской казенной палаты с указанного дня была ограничена лишь сбором прямых налогов, а взимание всех видов косвенных налогов перешло к вновь созданному Самаро-Уральскому губернскому акцизному управлению. В дальнейшем в течение 1863 года в Российской империи, в том числе и в нашей губернии было установлено единство всех денежных сберегательных касс, что заметно повысило значение уездных казначейств. Произошло фактическое разделение функций между губернской казенной палатой и уездными казначействами: губернское учреждение превратилась в расходную кассу, а его уездные отделения - в приходные. У казенной палаты также изъяли все контрольные функции, которые были переданы созданной тогда же губернской контрольной палате. Еще в 1863 году в губернии были открыты новые финансовые присутствия: податное, по квартирным налогам и по питейным делам.
Кстати, проведение питейной реформы 1863 года стало одним из самых сложных участков налогово-финансовых преобразований, которые достались на долю губернатора Н.А. Замятнина. Еще со времен Петра I государевы кабаки были одним из главных наполнителей российских бюджетов всех уровней – от федерального до городских и уездных. В середине XIX века питейные заведения либо находились в казенном управлении, либо отдавались на откуп хорошо зарекомендовавшим себя лицам на срок до пяти лет. Однако обе системы имели свои неудобства. Так, казенное управление, по признанию проверяющих, в российских условиях в целом считалось маловыгодным, поскольку работники кабаков практически всегда «употребляли во зло доверие к себе правительства». А при сдаче этих заведений на откуп их арендаторы к моменту внесения платы в казну нередко оказывались несостоятельными, оправдывая это «низким спросом», «большими содержательными расходами», и так далее. На самом же деле, как и в первом случае, вырученные от продажи спиртного казенные средства, арендаторами банально разворовывались (рис. 2-8).
Тем не менее в России в течение многих лет продолжали применять оба метода взимания налогов с государственной монополии на производство и торговлю спиртным, которые с небольшими изменениями продержались вплоть до начала 60-х годов. Лишь с 1 января 1863 года в ходе начатой Александром II финансово-налоговой реформы вместо откупов при сбыте продукции российской винной промышленности стала вводиться система акцизов. Основное отличие нового метода налогообложения от старого состояло в том, что до этого главным источником питейных доходов, поступающих в казну, служили сборы с мест торговли спиртными напитками. А вот при внедрении акцизной системы объектом обложения налогами стали уже не заведения по продаже готового товара, а начальные продукты технологической цепи - выкуриваемые на заводах вино и спирт. Тем самым основное внимание правительства с системы торговли переключилось на винное производство, в которое стали вкладывать казенные средства с целью его модернизации и расширения. Поэтому одним из мероприятий, которое Н.А. Замятнин планировал провести в рамках питейной реформы, были переговоры с купцами о строительстве в губернии новых винокуренных заводов. К сожалению, завершить их наш четвертый губернатор не успел, поскольку уже в сентябре 1863 года был направлен в столицу на повышение.
Тем не менее до своего отъезда Замятнин сумел начать и некоторые другие административные преобразования, которые уже вскоре самым благоприятным образом сказались на хозяйстве губернии. Так, именно при нем в Самаре началось улучшаться положение дел с профилактикой пожаров, потому что по настоянию губернатора 18 декабря 1862 года городская управа наконец-то открыла в городе пожарный комитет, председателем которого стал сам городской голова. В комитет вошли еще трое гласных (депутатов) - по одному от каждого городского сословия, то есть от дворян, купцов и мещан. Комитет сразу же стал проявлять неслыханную для Самары законодательную активность. В частности, именно с его подачи уже в 1863 году в самарскую пожарную команду стали набирать не солдат внутренней стражи, как это было раньше, а вольнонаемных людей.
С целью усиления противопожарной безопасности Замятнин, как и его предшественники, всячески поощрял строительство в городах губернии каменных зданий. Так, к 1863 году каменных домов в Самаре уже было около 400 (за год их число выросло на 50 с лишним). Количество пожарных служащих к этому времени дошло до 60 человек, в их распоряжении было 102 лошади. В правление Замятнина губернская столица была поделена на три района, причем по решению губернатора в каждом из них тогда же началось возведения здания для полицейской части, а при ней – депо для пожарной команды. Правда, это строительство было завершено уже при следующем самарском губернаторе (рис. 9-13).
В целом время руководства Н.А. Замятниным нашей губернией оказалось одним из самых коротких в самарской истории. В 1863 году в Российской Империи в рамках упомянутых выше широких административных преобразований шла активная подготовка очередной реформы, призванной переменить всю систему власти на местах (на «землях»), из-за чего она получила название Земской реформы. В связи с этим в структуре Министерства внутренних дел тогда же создали Земский отдел, на место управляющего которым и был рекомендован самарский губернатор. После всех необходимых согласований министр МВД П.А. Валуев 11 сентября 1863 года подписал приказ о его назначении на новую должность с зарплатой 5000 рублей в год.
В общей же сложности наш четвертый губернатор находился во главе региона 1 год и 4 месяца, так и не успев завершить большинство начатых им административных преобразований. Правда, в дальнейшем это смогли сделать его преемники на ответственном посту.
В дальнейшем Н.А. Замятнин стал одним из главных организаторов и реализаторов Земской реформы 1864 года, за что и был награждён орденом св. Станислава 1-й степени. Значение этой награды сильно возрастает, если учесть, что, по традициям русской чиновничьей системы, он должен был сначала «заработать» орден Св. Владимира 4-й и 3-й степени, и только после этого претендовать на орден Св. Станислава 1-й степени. Этим орденом подтверждается высокая оценка деятельности бывшего самарского губернатора на новом посту. Неудивительно, что в период с 1864 по 1868 годы Николая Александровича постоянно приглашали гостем на ежегодные торжественные обеды 19 февраля в честь освобождения крепостных от неволи.
Николай Александрович Замятнин умер в 1868 году в возрасте 44 лет (более точная дата не установлена), проработав на должности управляющего Земским отделом в течение пяти лет.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Список литературы
150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.
Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. Самара. Самарский Дом печати. 1996. 320 с.
Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.
Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.
Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.
Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.
Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.
Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.
Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.
Пашенный Н.Л.. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты. Мадрид, 1967.
Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.
Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.
Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.
Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.
Просмотров: 2589