Канунников Михаил Яковлевич
Он родился в 1902 году (точные дата и месяц рождения не сохранились) в селе Чурилово, Угличского района, Ярославской губернии, в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, Миша трудился сначала разносчиком молока в Петрограде (1913-1918 годы), а затем рабочим трудовой армии (1918-1921 годы). В 1921 году он вступил в комсомол, затем учился на годичных курсах совпартшколы Рыбинска (рис. 1).
В 1922- 1924 годах Канунников поступил на маслобойный завод Угличского района Ярославской губернии, где работал слесарем, и одновременно возглавлял комсомольскую организацию. В 1924 году он был призван на военную службу, которую проходил на Черноморском флоте, в Севастополе. Во время службы молодой человек окончил школу механиков и получил звание старшины-машиниста, и здесь же 1926 году вступил в ряды ВКП (б). Демобилизовавшись из армии в 1928 году, Михаил работал сначала слесарем на 5-й государственной электростанции, а в 1929 году его избрали секретарем парткома завода им. Володарского в Ленинграде. В 1931-1934 годах Канунников учился на технологическом факультете Ленинградского машиностроительного института, но затем на третьем курсе перевелся в Ленинградский институт восточных языков, и окончил его в 1935 году, получив специальность переводчика английского и японского языков. В 1935- 1938 годах он был слушателем Московского института красной профессуры. Далее его карьера пошла по партийной линии: в 1938 году Канунников стал вторым, а в 1939 году - первым секретарем Кировского обкома и горкома партии.
Своим решением от 20 августа 1940 года ЦК ВКП (б) направил Михаила Яковлевича Канунникова в распоряжение Куйбышевского обкома партии «для использования первым секретарем»1. Решением бюро Куйбышевского обкома ВКП (б) от 21 августа 1940 года Канунников был утвержден в должности первого секретаря Куйбышевского обкома партии2.
В это время главной задачей областной партийной организации стало быстрое исправление всех тех недочетов и ошибок в работе, которые были указаны в решении ЦК ВКП (б) от 16 августа 1940 года «О работе Куйбышевского обкома ВКП (б)», а именно - декларативность руководства, систематическое невыполнение областью планов в сельском хозяйстве и в промышленности. В соответствии с этим решением со своей должности был снят предшественник М.Я. Канунникова – Н.Г. Игнатов, как не справившийся со своими должностными обязанностями.
Времени на раскачку у нового руководителя областной парторганизации не было. Одним из первоочередных вопросов, которым занялся вновь избранный секретарь, был кадровый. Уже 12 сентября он направил в ЦК ВКП (б) на имя Г.М. Маленкова докладную записку, в которой сообщил: «Ознакомившись с работой отдела кадров обкома, считаю, что отдел кадров увлекся выдвижением в партийно-советский аппарат инженерно-технического персонала»3 (рис. 2).
Большое количество лучших инженеров, взятых с производства, да еще и без учета их пригодности к партийной работе, отрицательно сказывалось на производстве и не улучшало партработы. И поскольку большинство кадров утверждалось на уровне ЦК ВКП (б), Канунников в связи с этим просил у ЦК разрешения - вернуть инженеров на производство. Это было полностью обоснованное решение, поскольку в условиях огромного промышленного строительства, которое шло в это время в области, на рабочих местах нужны были грамотные, знающие своё дело инженерно-технические работники.
В области продолжалась консервация строительства Куйбышевского гидроузла, на Безымянке планировалось строительство гидротурбинного и автомобильного заводов (эти проекты не были осуществлены), но самое главное – в начале августа 1940 года было принято секретное постановление правительства о возведении на окраине Куйбышева группы авиационных заводов и вспомогательных производств. На всех перечисленных объектах остро ощущалась нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров.
Нужно было исправить критическое положение в промышленности Куйбышевской области, систематически не выполнявшей планы по многим пунктам. В докладе Канунникова на VII пленуме обкома ВКП (б), проходившем 5-6 марта 1941 года, было отмечено, что из-за неудовлетворительного руководства областного комитета партии промышленностью и транспортом многие предприятия, особенно республиканского и союзного подчинения, из месяца в месяц не выполняли плановые задания. Особо отстающими отраслями выглядели нефтяная промышленность, выполнившая план 1940 года лишь на 61,2%, промышленность стройматериалов - на 64,6%, металлообрабатывающая - на 71,6%4. В связи с такой ситуацией пленум обязал областную парторганизацию существенно перестроить работу по руководству промышленностью и транспортом, устранить штурмовщину и неритмичность в работе предприятий, потребовал в ближайшее время перевести значительное количество инженерно-технических работников, сидящих на должностях в управленческих аппаратах, в сферу реального производства.
Такое пристальное внимание областной парторганизации к нуждам и интересам промышленности и транспорта не замедлило сказаться. Всего лишь в течение 1 и 2 кварталов 1941 года многие ранее отстающие предприятия успешно выполнили производственные планы.
В Куйбышевской области продолжалось большое промышленное строительство: возводились заводы буровых инструментов, стальконструкций, газокомпрессорный, агрегатный, моторный, а также авиационные заводы в Ульяновске и в Куйбышеве, пуск которых в эксплуатацию планировался в первом квартале 1942 года.5. К осени 1941 года намечалась сдача новой трамвайной линии Куйбышев - Безымянка6.
Но все ранее намеченные планы прервала война. Ещё 19-20 июня 1941 года в Куйбышеве прошел последний пленум обкома партии мирного времени, на котором рассматривались вопросы об итогах сева и предстоящей уборке урожая, а также о ходе капитального строительства. Но уже 22 июня 1941 года на обком ВКП (б) и на его первого секретаря навалилось множество новых забот и обязанностей. Обстановка требовала перераспределения партийных кадров, срочной перестройки всего народного хозяйства на военный лад. Особого внимания и сил требовала работа по размещению в Куйбышевской области эвакуированного из прифронтовых областей населения и предприятий, организации госпиталей (рис. 3).
Эвакуированное население и оборонные заводы с запада страны начали прибывать в Куйбышевскую область уже в июле 1941 года. Для размещения огромного количества вновь прибывших людей уплотнялись квартиры и общежития, эвакуированных селили в бараках, использовали помещения школ, спортивных и зрелищных учреждений. Нужно было организовать питание, медицинское и бытовое обслуживание всех приехавших. Для эвакуированных предприятий в срочном порядке строились производственные помещения и жилье для рабочих. Вновь прибывающие в область промышленные предприятия следовало не только разместить, но и в кратчайшие сроки обеспечить их монтаж на новом месте и запуск производства.
М.Я. Канунникову выпало возглавлять областную парторганизацию в течение первых, самых трудных месяцев войны. Начиная с октября 1941 года, к заботам в связи с размещением в Куйбышевской области вывозимых с запада страны оборонных предприятий и их персонала добавились новые задачи – на этот раз связанные с эвакуацией в наш город партийных, советских и правительственных учреждений из Москвы, а также дипломатического и журналистского корпуса. В это время согласно решению Государственного комитета обороны Куйбышев стал запасной столицей СССР, что значительно увеличило число проблем, которые выпали на областную партийную организацию.
А еще на плечи М.Я. Канунникова также легла и организация важнейшего общественно-политического мероприятия, проведенного на площади Куйбышева 7 ноября 1941 года – грандиозного военного парада с участием всех родов войск. На нём присутствовали военные атташе всех дипломатических представительств, которые в это время были размещены в запасной столице. Проведённый парад показал иностранным державам, что у Советского Союза есть очень много сил и возможностей для того, чтобы противостоять фашистской Германии, вероломно напавшей на нашу страну (рис. 4-13).
Оборонные вопросы были основными на каждом заседании бюро обкома партии, а 22 ноября на X пленуме обкома ВКП (б) рассматривался вопрос о задачах парторганизаций области по усилению помощи фронту. На пленуме отмечалось, что все еще недопустимо медленно идет строительство и приспособление площадей, монтаж оборудования и пуск целого ряда эвакуированных предприятий, строительство оборонительного рубежа7. Пленум потребовал от партийных руководителей полностью перестроить всю работу на военный лад, приложить все силы для максимальной помощи фронту8 (рис. 14-16).
После того, как в самом конце 1941 года были завершены все первоочередные строительно-монтажные работы по созданию мощной авиационной базы в Куйбышеве, а эвакуированные на Безымянку заводы №№ 1, 18 и 24 стали выдавать все больше и больше легендарных штурмовиков Ил-2, Михаил Яковлевич Канунников узнал о своём новом назначении. Решением XI объединенного пленума Куйбышевского областного и городского комитетов партии от 9 января 1942 года в связи с переходом на другую работу и выездом из области он был освобожден от обязанностей первого секретаря обкома и горкома9.
С этого дня и по июль 1942 года Канунников возглавлял Ярославский обком партии, затем до 1946 года работал в Управлении кадров ЦК ВКП (б), в 1947-1951 годах был инспектором ЦК ВКП (б). С 1951 по 1961 годы он находился на посту первого секретаря Псковского обкома ВКП (б)/ КПСС, после чего в апреле 1961 года он вышел на заслуженный отдых.
Михаил Яковлевич Канунников скончался 26 августа 1984 года в Москве, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Архивные источники
СОГАСПИ Ф.656. Оп.44. Д.1409. Л.5.
2 Там же. Оп. Д.31. Л.63-64.
3 Там же. Оп.18. Д.2. Л.176.
4 Там же. Оп.5. Д.134. Л.2.
5 Там же. Оп.19. Д.З. Л.38.
6 Там же. Оп.19. Д.З. Л.86.
7 Там же. Оп.5. Д.143. Л.10.
8 Там же. Л.18.
9 Там же. Оп.6. Д.2. Л.1.
При подготовке данной публикации были использованы материалы из книги: Коммунистическая партия в портретах её самарских лидеров. 1917-1991 г.г. Биографический справочник. – Самара: ООО «БМВ и Ко», 2010, 204 стр. с илл.
Просмотров: 3250