Караваева Валентина Ивановна

Дата 11 июня 1943 года разделила всю её жизнь на «до» и «после». В тот день Валентина Караваева, уже известная всей стране актриса кино, была полна радужных надежд (рис. 1).

Она приехала в Куйбышев по приглашению режиссёра Юлия Райзмана, чтобы в качестве главной героини принять участие в съёмках художественного фильма «Небо Москвы». Открытая легковая машина везла Караваеву в гостиницу, и в этот момент случилось непоправимое. Неизвестно, почему водитель отвлёкся от дороги буквально на какую-то долю секунды, но именно это мгновение стоило ему жизни. Машина на полной скорости врезалась в проходящий по улице трамвай, и в результате водитель погиб, а молодой актрисе осколки стекла оставили на лице страшную рану – от уха до подбородка.

 Караваева стойко переносила все процедуры и операции на лице. Но когда через два месяца с неё наконец сняли маску, Валентина едва опять не лишилась сознания. Всё её лицо пересекал длинный шрам, а губы почти не двигались. С таким лицом о кино ей следовало забыть навсегда.

Что касается фильма «Небо Москвы», то он вышел на экраны через год, и в нём в главной роли снялась другая молодая актриса - студентка ВГИКа Нина Мазаева. Это была та самая роль, в которой, по замыслу режиссёра, должна была играть Валентина Караваева.

Она родилась 21 мая 1921 года в городке Вышний Волочёк Тверской губернии. Ещё в 14 лет, увлёкшись кинематографом, Валя решила поступать в театральное училище в Москве, но ей отказали по причине малого возраста. Девушка не отчаялась – и написала письмо лично Сталину с просьбой всё-таки разрешить ей учиться на актрису. Неожиданно для самой себя Валентина получила приглашение в школу «Мосфильма», которую она окончила в 1940 году. И уже вскоре режиссёр Юлий Райзман взял её на главную роль в своем фильме «Машенька», за который вся съёмочная группа получила Сталинскую премию, а Караваева в 21 год стала самым молодым её лауреатом. Она уже рисовала себе большие планы на будущее, но тут случилась трагедия в Куйбышеве…

И всё-так Караваевой затем улыбнулась удача. Знаменитый режиссер Юрий Завадский пригласил её сыграть в театре Моссовета Нину Заречную. Вся Москва ломилась на этот спектакль…

А дальше случилась авантюрная история. Давний поклонник актрисы, Джордж Чапмэн, пресс-атташе английского посольства, сделал ей предложение. В начале 45-го они поженились и уехали в Англию.

Чапмэн был очень богат и оплачивал дорогие операции в лучших клиниках мира. Врачи сделали невозможное: лицо стало более живым, но все равно это была уже не Машенька. А счастья так и не было: ее любовь к профессии и России была сильнее любви к Чапмэну и богатой заграничной жизни.

Караваева стала добиваться разрешения вернуться в СССР. И добилась. В Москве она с огромным трудом она устроилась в Театр киноактера. С конца пятидесятых озвучивала фильмы с участием зарубежных кинозвёзд - Марлен Дитрих, Бэтт Дэвис, Даниэль Дарье. Она считалась лучшей актрисой дубляжа. Это давало деньги, но не спасало от одиночества и невостребованности.

С 1957 года Караваева - актриса киностудии им. М. Горького. В 1957 году она сыграла в эпизодической роли в экранизации повести Николая Атарова «Повесть о первой любви» (режиссёр Василий Левин), но в титрах фильма её фамилия не была указана. Затем в 1964 году Эраст Гарин пригласил Караваеву на съёмки экранизации пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», в которой актриса ярко сыграла острохарактерную роль Эмилии. Последнее появление актрисы на экране состоялось в 1968 году — в эпизоде фильма Моисея Калика «Любить…».

На закате своей жизни актриса вела буквально нищенское существование и почти не выходила из своей квартиры. Иногда ей удавалось поработать на дубляже, что-то платили в Театре киноактёра. Режиссёры не приглашали ее сниматься — и тогда она сама стала снимать кино в собственной квартире. Здесь она сделала сцену, купила киноаппарат и все время играла дома перед этим аппаратом… В этом домашнем кинотеатре она была и режиссёром, и оператором, и актрисой, и единственным зрителем…

Двадцать с лишним лет Караваева играла перед любительской кинокамерой, звук записывала на допотопный катушечный магнитофон. Для роли Нины Заречной в «Чайке» она сделала себе чайку — птицу из проволоки, бумаги и перьев. Одни и те же роли она играла на протяжении двадцати с лишним лет. В 2000 году режиссёр Георгий Параджанов снял документальный 36-минутный фильм «Я — Чайка». Тайна жизни актрисы Караваевой», в котором использовал эти плёнки.

Точная дата смерти не известна, поскольку Валентина Ивановна жила одна, и свидетелей её ухода из жизни не оказалось. Тревогу забили соседи, когда в доме прорвало трубу, а из квартиры Валентины Караваевой никто не вышел. Известно только, что её смерть произошла в конце декабря 1997 года.

Валентина Иванова Караваева была похоронена на Хованском кладбище Москвы (надпись на могиле «Чапмен-Караваева Валентина Ивановна 21.05.1921 — 12.01.1998 гг. Незабвенная Машенька»).

Уже после смерти Валентина Караваева стала прототипом главной героини романа Юрия Буйды «Синяя кровь» (2011), актрисы по имени Ида Змойро. В романе воспроизведены многие подробности её жизни (съёмки в киноленте «Машенька», Сталинская премия, автокатастрофа и шрам, замужество за английским дипломатом, работа в дубляже, самодельные фильмы).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.

Ерофеев В.В. Караваева Валентина Ивановна. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 1532



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности