Катаев Валентин Петрович

Он родился (16 [28] января 1897 года в Одессе, в семье преподавателя епархиального училища. Дед Катаева также был священником. Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и с детства был уверен, что родился писателем. Разграфив школьную тетрадку на две колонки, подобно однотомному собранию сочинений Пушкина, он с места в карьер стал писать полное собрание своих сочинений, придумывая их тут же все подряд: элегии, стансы, эпиграммы, повести, рассказы и романы, однако все они до наших дней не сохранились (рис. 1).

Из-за его участия в Первой мировой войне, затем в Гражданской войне, и необходимости скрывать своё участие в Белом движении образование Катаева ограничилось неоконченным гимназическим (5-я одесская гимназия, 1905—1914 годы). В 1921 году он работал в харьковских газетах вместе с Юрием Олешей. В 1922 году Катаев переехал в Москву, где с 1923 года работал в газете «Гудок», и одновременно сотрудничал со многими другими изданиями.

В 1920-е от журналистики Катаев перешел на литературное творчество. В это время он писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). В эпоху индустриализации он написал роман «Время, вперёд!» (1932; экранизация, 1965). В школьную программу советского времени входила его повесть «Белеет парус одинокий» (1936; экранизация, 1937).

Небольшая по объёму повесть Катаева «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в Театре имени Е.Б. Вахтангова и на других сценах страны. В 1940 году Катаев написал и опубликованы сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик».

Когда началась Великая Отечественная война, семья Катаева отбыла в эвакуацию из Москвы в Куйбышев уже 3 июля 1941 года в составе большого «литературного десанта». Тогда многие считали, что война закончится самое большее месяца через три. Однако уже в октябре немецкие танки оказались на подступах к Москве, и в среде эвакуированных наконец осознали, что война – это надолго.

В начале 1942 года Валентин Катаев сумел побывать на куйбышевских оборонных заводах. Увидев своими глазами, в каких невероятных условиях живут и с каким напряжением трудятся рабочие, среди которых были и вчерашние школьники 12-13 летнего возраста, писатель сел за новую книгу. И уже в 1943 году журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Жена».

Главная героиня повести Нина – инженер-технолог московского завода, эвакуированного в Куйбышев осенью 1941 года. Накануне войны её уже отправляли в Куйбышев в командировку, и здесь она познакомилась с молодым специалистом, который потом стал её мужем и переехал с ней в Москву. С началом войны он ушёл на фронт. И вот здесь, в куйбышевской эвакуации, Нина получила «похоронку» на мужа. Она решила отправиться на фронт, чтобы разыскать его могилу. В повести эти поиски сопровождаются воспоминаниями Нины о счастливой довоенной жизни и о суровых буднях заводских рабочих. В воспоминаниях в числе прочего есть и сцены с премьеры «Седьмой симфонии» Шостаковича в куйбышевском театре оперы и балета, где 5 марта 1942 года Катаев присутствовал лично.

В те же годы в Куйбышеве работало Совинформбюро, в авторский состав которого бюро входила вся эвакуированная из Москвы писательская элита – более 80 человек. Катаев тогда стал военным корреспондентом. Он побывал на фронтах, и по итогам этих поездок написал большое число военных очерков и рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет под названием «Отче наш» тогда же вошёл в русскую литературную классику.

Эвакуированные в Куйбышев писатели, в том числе и знаменитые, активно участвовали в культурной жизни города. Что касается Катаева, то он в августе 1942 года провёл творческий вечер в драмтеатре, на котором читал фрагменты из своих повестей «Белеет парус одинокий», «Я сын трудового народа», «Сон», из очерков «Флаг», «Фронтовые впечатления», «Под Сморгонью», и других.

Без его помощи в Куйбышеве в 1943 году вряд ли вышел бы в свет первый номер литературно-художественного альманаха «Волга». С тех пор альманах выходил регулярно.

В течение всей войны Катаев был военным корреспондентом, побывал на многих фронтах, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет — «Отче наш» — следует по праву отнести к русской литературной классике.

В самом конце войны, в канун Победы, он закончил одну из своих самых «солнечных» повестей — «Сын полка». Её герой — мальчик Ваня Солнцев — с недетской судьбой, но одновременно с чистотой и поэтичностью восприятия мира.

После войны Катаев продолжил свою повесть «Белеет парус одинокий» новыми книгами «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; экранизация, 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря», также экранизированная в виде сериала.

С 1955 по 1961 годы В.П. Катаев работал главным редактором журнала «Юность». В 1974 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Валентин Петрович Катаев скончался 12 апреля 1986 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т.1-2. Тип. ГУВД Самарской области. 2000 г.

Ерофеев В.В. Катаев Валентин Петрович. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 1652



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности