Кирилин Александр Николаевич

Он родился 13 июля 1950 года в селе Черноречье Волжского района Куйбышевской области. Этот населённый пункт и сегодня у всех жителей области ассоциируется с расположенным там военным полигоном. Кто знает, может быть, этот факт как-то подспудно предопределил всю дальнейшую судьбу Александра Николаевича. Его отец служил на полигоне, мать трудилась продавцом в местном магазине. В 1954 году семья переехала в Куйбышев, а именно – в поселок Запанской. Здесь Кирилину суждено было прожить 30 лет. В 14-летнем возрасте он потерял отца. Матери приходилось одной растить сына, но именно благодаря её твёрдому характеру Александр довольно рано выстроил собственную шкалу истинных жизненных ценностей (рис. 1).

В Запанском Кирилин окончил среднюю школу. На тот момент страна уже пережила основной бум после полёта самых первых космонавтов, но желающих пополнить ряды покорителей неба от года к году не становилось меньше. Александр тоже хотел летать, но, к сожалению, не прошел по зрению строгий медицинский отбор и поступил на вечернее отделение самолетостроительного факультета Куйбышевского авиационного института. Тогда же, осенью 1968 года, он пришёл слесарем на завод «Прогресс», в 48-й «Цех подготовки производства, изготовления испытательного оборудования и оснащения».

Здоровые амбиции уже в то время были не чужды юноше. Все операции ему давались легко, осваивались они быстро, и существующие нормы казались Кирилину, мягко говоря, щадящими. Первым серьёзным испытанием, которое он устроил сам себе, было изготовление в течение месяца партии из 100 фильтров высокого давления. Трудился, в прямом смысле, не отлучаясь с рабочего места. Перекуры и разговоры на отвлечённые темы были совершенно не для него. И вскоре фотография 18-летнего Кирилина заняла свое место на молодёжной заводской Доске почёта.

Именно в то время в рамках подготовки производства руководство подбирало инженеров-конструкторов в Отдел проектирования оснащения. Кирилину сделали соответствующее предложение, и он согласился. Из Запанского, с одного конца города на другой, приходилось ездить на работу к 7 часам утра. Подъём – полшестого. После смены на заводе спешил в институт, занятия в основном проходили на улице Физкультурной. Домой возвращался в первом часу ночи. В Отделе оснастки Кирилин проработал вплоть до окончания института в 1973 году. Дипломную работу – проектирование стенда динамической балансировки капсулы - делал там же. Защитился на отлично. Проект получился очень качественный, при его создании дипломник не заглядывал в другие работы и в тему привнёс немало своих собственных наработок.

Далее дипломированный специалист, согласно существующему закону, на год отправился в ряды Советской Армии. Служил в Волгоградской области, в авиационной части на испытательном аэродроме.

После службы он вернулся на старое место, в тот же самый отдел инженером-конструктором. Через год ему предложили должность начальника Бюро инструментального производства, а вскоре направили на Байконур заместителем по производству в цех 316. Тогда только зарождался проект «Энергия-Буран», необходимо было заниматься подготовкой площадей, обеспечивать подготовку производства, изготавливать стапеля.

В тот период, в силу новой должностной специфики, Кирилин проживал на Байконуре, лишь эпизодически наведываясь в Куйбышев. В 1980 году вернулся на завод – получил назначение на должность начальника 48-го цеха, того самого, в котором, собственно, начиналась моя трудовая деятельность. Взаимоотношения в этом коллективе были конструктивными, доброжелательными, а сама работа ему очень нравилась.

Его работу заметил тогдашний директор завода А.А. Чижов, который предложил ему перейти руководителем в 141-й цех трубопроводов. Вскоре всем стало понятно, что решение о назначении Кирилина оказалось верным. С поставленной задачей он справился, наладил должные производственные отношения и вывел цех трубопроводов на заданные показатели в короткий срок.  И так продолжалось до тех пор, пока все требуемые для запланированных на тот период пусков трубопроводы не были отправлены на Байконур, где их уже следовало «дорабатывать по месту».

На полигоне этим процессом тоже пришлось руководить Кирилину. В такие командировки он отправлялся вроде бы на день-два, а задерживался на месяц и более. Приезжал в Куйбышев, и тут же история повторялась. На очередном этапе в его деятельности уже превалировали «Энергия», «Буран», хотя ракетам Р-7 и космическим аппаратам тоже уделялось немало внимания.

Когда главный инженер завода В.Н. Минтюков собрался уходить на пенсию, начался поиск кандидатуры на его место. В итоге «расклад» получился таким: место Минтюкова занял Н.П. Родин, а должность последнего была предложена Кирилину. Таким образом, Александр Николаевич становится заместителем директора завода – начальником специализированного производства завода «Прогресс».

Как известно, 12 апреля 1996 года был подписан эпохальный документ – Указ о слиянии завода «Прогресс» и ЦСКБ, в результате чего появилась новая структура ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». В конце все того же 96-го, а именно 26 декабря, Александр Николаевич назначается исполняющим обязанности директора завода. Период этот все вспоминают как очень непростой. «Де-юре» этот союз состоялся, и, тем не менее, некоторое время завод и ЦСКБ работали каждый в своем режиме. Причин на то – множество, и детально анализировать их в рамках данной главы, наверное, не имеет никакого смысла.

Постепенно проекты, которые в те годы формировались, в частности «Союз-2», начали получать «второе дыхание». Пошло финансирование по ряду основных тем, пошли деньги, в том числе по линии заказчика, постепенно стали наращиваться объемы, увеличиваться загрузка. В 2003 году А.Н. Кирилин становится генеральным директором ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», а пару лет спустя уже можно было рапортовать о достижении возглавляемым им предприятием 100-процентной загрузки. Даже люди, далёкие от ракетно-космической тематики, способны представить, какой это был длительный и тернистый путь.

А.Н. Кирилин - автор более двадцати научных работ. Он имеет учёную степень доктора технических наук, он - член-корреспондент Академии технологических наук РФ, действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Губернской премии в области науки и техники. А.Н. Кирилин имеет Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта, медаль «За трудовую доблесть».

Решением губернатора Самарской области № 78 от 7 апреля 2016 года Александру Николаевичу Кирилину было присвоено звание «Почётный гражданин Самарской области».

Он принадлежит к той категории руководителей, которые, прежде чем стать на предприятии «первым лицом», прошли все должностные ступени. От простого рабочего завода до «генерального». На заводе придерживаются мнения, что именно благодаря Кирилину, не побоявшемуся в труднейшие для всей отрасли девяностые годы встать у руля «Прогресса» и взять на себя ответственность и за людей, и за судьбу самого завода, сегодня возглавляемый им ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» занимает лидирующие позиции.

* * *

В 2019 году правоохранители обвинили А.Н. Кирилина в растрате и злоупотреблении полномочиями. Как впоследствии установил суд, в 2012 году Кирилин подписал с ООО «Союзобщемашимпорт» договор более чем на 11,7 млн. евро. За эти деньги заводу должны были поставить гидравлический пресс. Подрядчик купил оборудование у немецкой фирмы за 7,6 млн евро. Следователи посчитали, что «Прогресс» не должен был переплачивать посреднику. Адвокаты же утверждали, что производитель из Германии не хотел работать с госпредприятием в России напрямую. В результате Кирилина приговорили к восьми с половиной годам колонии и штрафу в 800 тысяч рублей. Позже срок ему снизили до пяти лет. Решение пытается обжаловать прокуратура.

Под суд подпала и дочь Александра Кирилина Светлана. Она работала на «Прогрессе» начальником управления финансами и внешнеэкономической деятельностью. По версии следствия, Кирилина и первый заместитель гендиректора Сергей Тюлевин купили токарно-фрезерный центр по завышенной цене. Также им вменяли открытие кредитной линии на 500 млн. руб. без согласования с Роскосмосом, который финансировал проект «Союз-2», а кроме того, оплатил незаконную командировку Кирилиной в Милан. Суд Кировского района приговорил обоих к девяти годам колонии общего режима.


Просмотров: 678



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности