Киселёв Николай Порфирьевич

Вряд ли кто из самарцев, особенно из старшего поколения, ни разу в жизни не видел исторические кинокадры парада на площади Куйбышева 7 ноября 1941 года. Но мало кому известно, кто именно снял на кинокамеру эти бесценные кадры, благодаря которым той суровой осенью весь мир увидел мощь Красной Армии и её военной техники, благодаря которым в мае 1945 года и стала возможной великая Победа. Сейчас только специалисты знают, что автором той уникальной плёнки был оператор Куйбышевской студии кинохроники Николая Порфирьевич Киселёв (рис. 1).

Он родился 29 ноября 1912 года в Туле, и там же в возрасте 17 лет устроился киномехаником в местный заводской клуб. Впоследствии парень поступил во ВГИК на операторский факультет, который окончил в 1937 году. Вскоре он уже работал на Куйбышевской студии кинохроники. С того времени у Николая Киселёва в трудовой книжке было сделано всего две записи: первая о том, что он пришел сюда работать в 1938 году, и вторая о том, что в 1972 году он со студии кинохроники ушёл на пенсию.

А в начале Великой Отечественной войны Киселёв был уже одним из самых опытных кинооператоров в запасной столице, и потому неудивительно, что именно ему руководство доверило снимать историческое событие – парад на площади Куйбышева. Перед его камерой маршировали бойцы-пехотинцы, пулемётчики, автоматчики и военные моряки, проходили танки, бронемашины и тягачи прожекторного батальона. Затем в небе над площадью пролетели самолёты Ил-2, СБ, ДБ-3, И-16 и другие. И, конечно же, Киселёв запечатлел на плёнку стоящих на трибуне деятелей партии и правительства страны, руководителей Куйбышевской области.

В то время Киселёв снимал всё самое главное, что происходило в Куйбышеве: как на Безымянке разворачивались эвакуированные заводы, как под открытым небом росли цеха и выдавали необходимую для фронта продукцию. На отснятых им кинокадрах мы видим бригады подростков и женщин, знаменитую на всю страну «фронтовую бригаду» Гавриила Извекова. На кинопленке запечатлены сборка легендарного Ил-2, передача фронту самолётов, построенных на собранные средства горожан, колхозников и эвакуированных творческих работников, премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, открытие выставки военных трофеев в Куйбышевском музее революции. Эти уникальные кадры сохранились и часто используются, и это и гордость, и память нашего города, нашей запасной столицы на долгие десятилетия.

Киселёв снимал кинохронику о трудовых буднях в Поволжье вплоть до 1943 года, а затем его направили в действующую армию в качестве фронтового кинооператора. В составе 5-й ударной армии он прошел Белоруссию, Польшу, Правобережную Германию. Снятые им фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «От Вислы до Одера», «Освобождение Варшавы», а также кадры из фильмов режиссера Романа Кармена вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной войны. Советское военное документальное кино неотделимо от имени Николая Киселёва. Он снимал форсирование Одера, подробно запечатлел штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхсканцелярии.

Отвоеванные территории в Берлине тщательно проверялись советскими войсками. Зачистки подвальных помещений также фиксировал киноаппарат Киселёва. Николаю Порфирьевичу принадлежат уникальные кадры, как гитлеровца в пилотке за шкирку вытаскивают из канализационного люка. Эти кадры обошли весь мир. Тогда же, при освобождении простых жителей из бомбоубежища кинооператор случайно встретил немецкую кинозвезду Марику Рекк. Об этом как-то рассказала дочь кинооператора Людмила Николаевна: «Во время взятия Берлина актриса спасалась в бомбоубежище. Она была совсем не такой как на киноэкране - чумазая, закутанная в платок. Отец любезно подал ей руку, актриса в ответ достала из сумочки открытку и дрожащей рукой отдала отцу».

Киселёв был единственным кинооператором из Поволжья, которому доверили снимать подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Потом он часто рассказывал об этих съемках коллегам. Говорил примерно так: «Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945 года в городе Карлхорст. Там были десятки кинооператоров. И наших, и иностранных. Мы загораживали друг другу обзор. Поэтому скандалили, лупили друг друга. Помню, нас успокаивали. Потом, наконец, мы все встали и начали снимать историческое событие. Нельзя было передать наше настроение, ведь это же День победы!»  При этих словах глаза кинооператора наполнялись слезами.

А вот как он рассказывал о водружении знамени над Рейхстагом. «Видели эти кадры? - спрашивал Киселёв коллег. - Тот, кто доберётся – Герой Советского Союза, об этом все хорошо знали. На самом деле многие смельчаки закутывали себя в красное знамя, чтобы водрузить его над рейхстагом. Вы думаете, немецкие снайперы спали в это время? Вы знаете, сколько они положили наших людей с этими знамёнами?»

Поскольку Куйбышевская студия кинохроники тогда стала базой Центральной студии документальных фильмов, то сюда поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов. В 1942 году из Куйбышева были выпущены на экраны хроникальные фильмы «В бой за Родину», «Священная война», «В бой, сыны народа!», «Самолёты идут на фронт», «Нефть фронту», «Хлеб фронту» и другие.

И после окончания войны именно Киселёву доверяли самые ответственные съёмки. Так, он был специальным корреспондентом на строительстве ГЭС у Жигулёвских гор. За ленту «Куйбышевский гидроузел» его наградили дипломом международного кинофестиваля документальных фильмов в ГДР.

Он не расставался с кинокамерой до последних дней жизни. Преподавал в клубе кинолюбителя, работал в киноцентре Куйбышевского политехнического института и воспитал целое поколение молодых операторов Куйбышевской кинохроники.

Николай Порфирьевич Киселёв скончался в Куйбышеве 2 декабря 1987 года.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т.1-2. Тип. ГУВД Самарской области. 2000 г.

Ерофеев В.В. Киселёв Николай Порфирьевич. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 1452



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности