Кржижановский Глеб Максимилианович
Кржижановский Глеб Максимилианович
Этого ученого мы знаем прежде всего как создателя проекта ГОЭЛРО – первого в российской истории плана масштабной электрификации всей нашей страны. При этом сейчас мало кто помнит о других сферах деятельности нашего великого земляка. В частности, у Глеба Максимилиановича Кржижановского был незаурядный поэтический талант, который у него проявился также и в Самаре (рис. 1-3).
Потомок ссыльных
Его отцом был обрусевший поляк Максимилиан Кржижановский, родители которого в свое время были сосланы в Тобольск за участие в польском восстании 1848 года. В 20-летнем возрасте в поисках работы Максимилиан уехал из этого сибирского городка и стал скитаться по России, пока не оказался в Оренбурге, где встретил дочь аптекаря Эльвиру, родители которой были выходцами из Германии. Отец девушки был категорически против их любви, и тогда молодые люди бежали из Оренбурга в Самару, где 24 (по старому стилю 12) января 1872 года у них и родился сын Глеб. И поскольку его родители церковного брака не заключали, то мальчик по документам долгое время числился незаконнорожденным ребенком.
В Самаре Максимилиан и Эльвира наконец-то смогли найти достойную работу. Денег здесь им вполне хватало не только на недорогую квартиру, но даже для того, чтобы делать накопления. Впоследствии эти средства позволило Кржижановским дать сыну неплохое по тем временам образование. В 1879 году мальчик поступил в Самарское реальное училище, где он стал легко постигать все предметы. Уже с 13 лет Глеб сам стал давать платные уроки для неуспевающих гимназистов. С отличием окончив реальное училище в 1889 году, он уехал в Санкт-Петербург, где поступил в технологический институт.
Именно в это время Кржижановский впервые познакомился с русскими марксистами, в том числе и с Владимиром Ульяновым, который уже в то время проявил себя как серьезный знаток этого направления в философии. Окончив институт в 1894 году, и окончательно загоревшись новой теорией, Кржижановский вместе с Ульяновым и еще некоторыми единомышленниками в 1895 году стал одним из организаторов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» - организацией, которая считается предшественницей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (рис. 4, 5).
Кржижановский получил подпольную кличку «Григорий Иванович», под которой он вел нелегальные занятия по марксизму в рабочих кружках. Тогда же он распространял запрещенную литературу, писал листовки, а впоследствии помогал Ленину в подготовке издания газет «Рабочее дело» и «Искра».
Такая активность не прошла даром для молодого инженера, потому что вскоре за участие в революционной деятельности Кржижановский был арестован и сослан на три года в село Тесинское (ныне Тесь) Минусинского округа, что в Красноярском крае.
Прожектёр и богоотступник
После окончания срока ссылки ему разрешили поселиться в Самаре, где Кржижановский в 1902 году поступил на работу инженером в локомотивное депо (впоследствии оно получило его имя). Одновременно по поручению Ленина он руководил самарским подпольным центром по распространению социал-демократической газеты «Искра». Тогда же Кржижановский вошел в организационный комитет по созыву II съезда РСДРП, на котором заочно был избран членом ЦК партии, а затем участвовал в подготовке III съезда РСДРП. Кржижановский активно участвовал в Первой русской революции, став в октябре 1905 года председателем забастовочного комитета Юго-Западных железных дорог с центром в Киеве.
После спада революционной волны в России Кржижановский снова с головой ушел в инженерную и научную деятельность. В 1909 году он написал свою первую серьезную техническую работу «О природе электрического тока», а в 1910 года приехал в Москву, где Кржижановского приняли на должность заведующего городской кабельной электросетью. Затем он руководил строительством электростанций в Подмосковье, а в 1913 году снова вернулся в Самару, где выдвинул идею строительства большой гидроэлектростанции в Жигулевских воротах (рис. 6).
Этот проект вызвал большой переполох в провинциальном городе. О его масштабах много говорит хотя бы такой факт: архиерей Самарский и Ставропольский Симен направил телеграмму в Италию, в город Сорренто, где в то время жил граф Орлов-Давыдов, владелец всех земель Самарской Луки. Текст ее был такой: «…призываю на Вас Божию благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества во главе с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».
Граф счел идею Кржижановского сумасбродной и даже не подумал вернуться в Россию по столь незначительному поводу. Он лишь поручил своему управляющему в Самаре дать категорический отказ на такое строительство. Но в то время графу даже в кошмарном сне не могло присниться, что всего лишь через семь лет после обнародования этого плана, уже при советском правительстве России, будет образована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), а Кржижановского назначат ее председателем.
Проведя углубленные инженерные и экономические расчеты, «прожектер и богоотступник» 23 декабря 1920 года выступил на VIII Всероссийском съезде Советов со своим знаменитым докладом о масштабном и повсеместном внедрении электричества в Советской России, который получил безоговорочное одобрение делегатов. Тогда же приобрело широкую известность ленинское высказывание в отношении проекта ГОЭЛРО: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны» (рис. 7).
В этом проекте весь будущий энергетический комплекс нашей страны Кржижановский представил в качестве единой, постоянно развивающейся системы, в которой объединялись задачи производства, передачи, распределения и использования электрической и тепловой энергии, а также общее руководство всеми энергетическими ресурсами России (с 1923 года – всего СССР). Там самым он стал автором первого в мире научно обоснованного плана масштабного развития энергетического хозяйства целой страны. Уже вскоре на реализацию этого плана правительство Советской России выделило громадные по тем временам средства, что было очень непросто сделать в условиях послевоенной разрухи и голода. Как мы сейчас знаем, строительство тепловых и гидроэлектростанций, внесенных в перечень проекта ГОЛЭРО, в основном было завершено уже к 1930 году.
Немилость вождя
В течение первых десятилетий советской власти Кржижановский сыграл выдающуюся роль в организации социалистического планирования в стране, был первым председателем Госплана СССР (1922–1930), участвовал в составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В 1929-1939 годах он занимал должность вице-президента Академии наук СССР, а затем основал и до конца своей жизни руководил Энергетическим институтом АН СССР. Кржижановский также приложил много усилий для привлечения деятелей науки к разработке важных народно-хозяйственных проблем.
Сейчас мало кто помнит, что Глеб Максимилианович в течение своей жизни проявил себя и как незаурядный литературный деятель. Еще в сибирской ссылке он начал перерабатывать гимны восставших против царского режима поляков, которые ему стали известны от отца. Впоследствии, уже будучи в Самаре, Кржижановский на их основе написал русские тексты, ставшие впоследствии очень известными песнями революционного подполья. В их числе - знаменитая «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»), «Красное знамя», «Слезами залит мир безбрежный», «Беснуйтесь, тираны».
В последующие годы Кржижановский написал также цикл лирических сонетов и революционно-патриотических стихотворений, во многих из которых он вывел образ Ленина. Впрочем, для широкого распространения его произведения не были рекомендованы, поскольку в стихах Кржижановского полностью отсутствовали какие-либо упоминания о «вожде всех народов».
Здесь стоит сказать несколько слов о взаимоотношениях между Сталиным и Кржижановским. По свидетельствам многих современников, они были натянутыми с 1921 года, когда инженер-энергетик поддержал небезызвестное «Письмо Ленина к съезду», откровенно направленное против Сталина. Тем не менее генеральный секретарь ВКП (б) тогда умело скрыл свою неприязнь. Однако известны сталинские слова, произнесенные им уже после смерти Ленина: «Кржижановского надо назначать на самые ответственные участки работы, дать ему собрать аппарат из себе подобных, затем набраться терпения, пока он не напортачит, и выгнать всех его протеже взашей, а Кржижановского перевести на новую работу… Это отменная форма бескровной чистки аппарата».
В печальные годы репрессий Кржижановский, как и многие другие ученые, окончательно впал в немилость высших партийных властей. Известно, что в 1937 году сотрудниками НКВД были перехвачены некоторые его письма, адресованные старым большевикам, в которых он весьма нелестно отзывался о Сталине. Но вождь даже после личного ознакомления с этой перепиской категорически запретил трогать ученого-энергетика, и Кржижановского тогда не арестовали, но тем не менее вся его деятельность была взята под строгий контроль НКВД.
Итогом этой негласной слежки стало его отстранение от руководящей работы в самых крупных и авторитетных научных организациях почти на 15 лет. Вплоть до начала 50-х годов на его прежние работы старались не ссылаться, а имя ученого замалчивалось даже при публикации материалов о развитии волжской гидроэнергетики.
У кремлевской стены
О былых заслугах и о важности научных трудов Кржижановского вновь заговорили только после смерти Сталина, в самый разгар строительства Куйбышевской ГЭС, когда новый лидер страны Никита Хрущев в одном из выступлений назвал его «ближайшим соратником Ленина» и «крупнейшим советским энергетиком». В 1957 году Кржижановскому, как старейшему в СССР теоретику гидростроительства, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вскоре Глеб Максимилианович смог посетить крупнейшую на то время в мире Куйбышевскую ГЭС, которая уже была сдана в эксплуатацию и выдавала народному хозяйству страны миллионы киловатт дешевой электрической энергии (рис. 8-10).
Кржижановский скончался в своей московской квартире 31 марта 1959 года. По решению правительства его прах был захоронен в кремлевской стене на Красной площади, в самом центре советской столицы.
В Самаре память о нашем выдающемся земляке увековечена в двух точках города. На здании бывшего реального училища на улице Алексея Толстого висит мемориальная табличка о том, что здесь учился Г.М. Кржижановский. Кроме того, на улице Неверова поставлена мемориальная стела, напоминающая о том, что Г.М. Кржижановский работал в локомотивном депо, находящемся на этой улице (рис. 11, 12).
А еще среди сотрудников Самарской ГРЭС сохранилась легенда, что старинные часы, висящие на главном щите управления станции, когда-то были подарены В.И. Лениным Г.М. Кржижановскому, а он впоследствии передал их коллективу ГРЭС. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой легенде пока не найдено.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Научные сочинения Г.М. Кржижановского
«О природе электрического тока» — первая научно-техническая работа, 1909;
Доклад об использовании местных видов топлива. Первая печатная работа, 1915 год;
«Основные задачи электрификации России» (1920);
«Хозяйственные проблемы РСФСР и работы государственной общеплановой комиссии (Госплана» (1921);
Сочинения, т. 1—3, М.— Л., 1933—1936;
Избранное, М., 1957;
Великий Ленин, М., 1968. (1971);
«Мыслитель и революционер» (1971);
«Шу-шу. Из воспоминаний о В. И. Ленине» (1967, 1983, 1985, 1986 (на эстонском), 1987 (на армянском), 1987, 1988 9 на таджикском), 1988 (на молдавском), 1989 (на грузинском), 1989 (на туркменском);
«К советской молодежи: Сборник. О В. И. Ленине» (1984, 1985);
"Мыслитель и революционер: Воспоминания о В. И. Ленине (1985, 1987 (на узбекском языке — 2 — и 3-е издание);
«Наш самый лучший друг. Повести о Ленине» (1989);
«Об электрификации. Речь на 8-м Съезде Советов» (1990).
Список литературы
Волга и ее жизнь. Л., Наука, 1978.: 1-348.
Ерофеев В.В. 2004. …И Волга покорилась. – В кн. «Ремесло окаянное». Самара, стр. 156-169.
Ерофеев В.В. 2004, 2005. Места не столь отдаленные. - В газ. «Волжская коммуна», №№ 195, 200, 205, 210, 224, 229, 234, 238 (2004 год), №№ 7, 92, 97, 107, 111, 116, 121, 126, 131, 136, 141 (2005 год).
Ерофеев В.В. 2010. Стройка особого значения. – В газете «Волжская коммуна», 14 августа.
Ерофеев В.В. 2010. Гигант советской энергетики. – В газете «Волжская коммуна», 21 августа.
Ерофеев В.В. 2012. Плотина коммунизма. – В газете «Волжская коммуна», 11 августа.
Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.
Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. 406 с.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. 350 с.
Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. 520 с.
Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 78 с.
Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 622 с.
Симен. 1913. Депеша графу Орлову-Давыдову. – Архив Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. (9.06.1913). Фотокопия КОМК № 6478-всп.
Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.
Просмотров: 7480