Лепешинская Ольга Васильевна

Она родилась 15 (28) сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье украинского происхождения. Сама начала заниматься хореографией, и всё свободное время училась танцевать, по несколько раз в неделю брала уроки у О.В. Некрасовой. В 1933 году Ольга окончила Государственный московский балетный техникум при ГАБТ (ныне Московская академия хореографии) (рис. 1).

В 1933 году Лепешинская дебютировала в Большом театре, в партии Лизы в балете «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля. Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, она с успехом танцевала как классические, так и современные партии, и уже вскоре благодаря своему таланту стала примой его балетной труппы. В 1937 году О.В. Лепешинская была награждена Орденом «Знак Почёта».

Когда началась Великая Отечественная война, Лепешинская сразу пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы её отправили на фронт. Вместо этого ей предложили записаться на курсы медсестер. Артистка была возмущена: как же так, ведь она имеет значок «Ворошиловский стрелок»!

Тем не менее она стала дежурить на крыше во время налётов вражеской авиации, провожала уезжавших на фронт солдат и офицеров. Однажды во время таких проводов вдруг кто-то из слушателей крикнул: «Лепешинская, ты лучше станцуй!» Балерина стала танцевать, и это было лучше всяких речей и призывов к бойцам крепче бить врага и защищать от него родную столицу…

В ноябре 1941 года Лепешинская вместе со всей балетной труппой Большого театра эвакуировалась в Куйбышев. Сохранился выпуск «Союзкиножурнала» № 108 от 24 ноября 1941 года, который был посвящён антифашистскому митингу молодежи, проходившему в клубе имени Ф.Э. Дзержинского. Лепешинская выступила на нём с пламенной речью, в которой говорила, что «суровые условия фронта не страшат работников искусств. И если труден переезд, и если от усталости слипаются веки, и если нет времени для сна, то забываешь об этом, выступая перед бойцами нашей доблестной Красной армии… Радостно сознавать, что в эти трудные, суровые, напряжённые дни наше искусство нужно народу».

Конечно же, она выступала не только на митингах, но и в концертах, и в спектаклях ГАБТа. Вот только некоторые из её выступлений в военном Куйбышеве: 15 декабря 1941 года (сбор от концерта поступил на постройку танковой колонны); 6 апреля 1942 года - концерт, посвящённый 700-летию Ледового побоища; 9 апреля 1942 года - с участием квартета имени ГАБТа; август-сентябрь 1942 года – серия концертов артистов БТ в Сызрани. А 30 декабря 1942 года в запасной столице состоялась премьера балета «Алые паруса» В.М. Юровского, поставленного по одноимённой повести А.С. Грина, где Лепешинская была исполнительницей главной партии Ассоль.

Неоднократно во время войны Лепешинская выступала перед фронтовиками в составе Первой фронтовой бригады Большого театра. Работала она и в тылу: танцевала на сцене Большого, а также давала сольные концерты, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на строительство танковой колонны «Советский артист». Кроме того, в 1942 году Лепешинская была избрана заместителем председателя Антифашистского комитета советской молодежи. За свою работу во имя победы в мае 1945 года балерина получила телеграмму с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В 1951 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР.

За свою творческую деятельность О.В. Лепешинская была четыре раза удостоена Сталинской премии (1941, 1946, 1947 и 1950 годы). О том, что она – любимая балерина Сталина, ей говорили не раз. Тем не менее Лепешинская каждый раз искренне удивлялась, в очередной раз увидев своё имя в числе лауреатов Сталинской премии. Она объясняла это так: «Сталин считал меня как бы продуктом советской эпохи, первой, с его точки зрения, истинно советской балериной, несмотря на моё дворянское происхождение».

Завершив карьеру балерины в 1963 году, Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине, Дрездене, Штутгарте, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Осло и в других городах. В 1997 году она стала профессором ГИТИСа, а до этого более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа. Также она возглавляла с 1973 года оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве, была председателем жюри Первого Московского международного независимого конкурса молодых артистов балета имени С.П. Дягилева (1992), работала обозревателем Центрального телевидения и входила в состав редколлегии «Энциклопедии балета». С 1992 года Лепешинская — президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 года она возглавляла правление Центрального дома работников искусств, входила в правление обществ «СССР — Япония» и «СССР — США».

За свою долгую жизнь О.В. Лепешинская была награждена Орденом Ленина (1971), двумя Орденами Трудового Красного Знамени (1951, 1966), Орденом Октябрьской революции (1986), Орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) и II степени (2006), орденами Албании, Венгрии, Германии, Египта, Румынии, Филиппин, Швеции и Югославии, а также многочисленными медалями.

Ольга Васильевна Лепешинская умерла 20 декабря 2008 года в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась», — рассказывал родственник балерины. О.В. Лепешинская была похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

 

Литература

Добрусин В.А. Большой театр в запасной столице. «Волжская коммуна», 22 декабря 2018 года.

Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.

Ерофеев В.В. Лепешинская Ольга Васильевна. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Замостьянов А. Мирандолина для фронтовиков // Национальная безопасность: журнал. М., 2011. № 7, октябрь.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Мелик-Пашаев А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1976.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. – М. 1984

Солодовников А. Ольга Лепешинская. М.: Искусство, 1983. 240 с. (Солисты балета).

Три дня из жизни балерины. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года.


Просмотров: 992



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности