Лепилов Александр Павлович

Под его руководством в самые тяжёлые для нашей страны военные годы в Куйбышеве был успешно реализован крупнейший в истории города строительный проект. В течение 1940-1945 годов у нас были возведены два самолётостроительных и один моторный завод, свыше 20 других, сопутствующих им предприятий, мощная теплоэлектроцентраль, самая крупная в мире радиостанция, два нефтеперерабатывающих завода (в Куйбышеве и в Сызрани), а также система подходящих к ним нефтепроводов. Кроме того, руководимым им управлением в эти же годы были построены огромные городские районы, которые мы сейчас называем Безымянка, Мехзавод и Красная Глинка. В это время в них получили благоустроенное жильё свыше 200 тысяч человек, причём в каждом районе была создана вся необходимая инфраструктура – дорожная сеть, общественный транспорт, электрические и телефонные линии, тепловые и газовые магистрали, предприятия торговли, общепита и бытового обслуживания, а также сданы сотни других объектов. Фактически всего лишь за пять с небольшим лет к востоку от старой Самары был построен новый город, который уже в 1942 году вошёл в черту областного центра, после чего население Куйбышева возросло вдвое – с 300 до 600 тысяч человек.

Все это было сделано рабочими и служащими Управления Особого Строительства, которое в документах сокращенно именовалось УОС, или Особстрой. Управлением все эти годы руководил старший майор госбезопасности (впоследствии генерал-майор) Александр Павлович Лепилов, имя которого, к сожалению, в истории нашего города оказалось практически забытым (рис. 1).

 

Он родился 20 марта 1895 года в простой крестьянской семье в деревне Селище, ныне относящейся к Корякскому району Ярославской области. Мальчику повезло тем, что он сумел поступить в реальное училище в Костроме и с успехом его окончить. Вскоре после его окончания грянула Первая мировая война, во время которой Лепилов служил сначала рядовым 88-го запасного батальона, а затем в звании младшего унтер-офицер был переведён в 106-й Уфимский полк. В декабре 1916 года он окончил школу прапорщиков в Одессе, а во время революционных событий 1917 года приехал в Петроград, куда к тому времени перебрался его отец.

В 1918 году Лепилов вступил в Красную армию, где его уже вскоре назначили начальником пулемётной команды 1-го Путиловского полка. Здесь он воевал до марта 1919 года, когда получил назначение на должность помощника комбата Сводного отряда курсантов на Северном фронте. В дальнейшем в ходе гражданской войны судьба бросала Лепилова с севера на юг страны, пока в декабре 1920 года его не направили в Военно-инженерную академию РККА, которую Лепилов окончил в сентябре 1923 года. После этого он в 1925 году окончил еще и Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

Благодаря серьёзному по тем временам инженерному образованию А.П. Лепилов в течение последующих 15 лет получал назначения на строительства ряда крупных промышленных объектов СССР. В их числе были Московский электрозавод, автозавод, возводимый по лицензии концерна «Форд», трест «Мосшлакобетон», Московский керамико-плиточный завод, и другие. В мае 1938 года А.П. Лепилов стал управляющим трестом отделочно-строительных материалов, а с июня 1939 года он - заместитель народного комиссара строительных материалов РСФСР.

Именно в это время Лепилов получил приглашение, от которого в те времена не принято было отказываться. По решению Л.П. Берии его 2 сентября 1939 года перевели на работу в органы НКВД, где Лепилов сразу же получил звание майора госбезопасности и должность заместителя начальника ГУЛАГ НКВД СССР. После подписания 28 августа 1940 года решения ГКО СССР о создании Управления Особого Строительства НКВД СССР, которое расположилось близ Куйбышева, на станции Безымянка, Александр Павлович Лепилов был назначен руководителем этой организации с одновременным присвоением ему звания старшего майора госбезопасности.

Впоследствии название его должности не раз менялось, но тем не менее прежней оставалась суть возложенной на руководителя Особстроя громадной организационной работы.

 

Стальные руки-крылья

В течение весны и лета 1940 года гитлеровские войска победоносно промаршировали по всей Европе, и тогда же в нашей стране вполне отчетливо стало ощущаться приближение серьезного военного конфликта с фашистской Германией (рис. 2). В связи с этим высшее руководство СССР приняло решение кардинально укрепить оборонный потенциал советского государства. Упор был сделан на создание в разных регионах страны крупных промышленных узлов, каждый из которых специализировался на изготовлении новейших по тем временам видов вооружений для разных родов войск.

Что же касается городов Среднего Поволжья, то они, согласно решению правительства, должны были стать главной производственной базой СССР по выпуску авиационной техники. В число таких важнейших объектов самолетостроения в 1940 году вошла группа авиационных заводов, а также вспомогательных производств того же направления, местом дислокации которых были определены пригороды Куйбышева (рис. 3).

Вот выдержки из этого документа, который на протяжении многих десятилетий хранился в Государственном архиве Самарской области, но для широкого круга исследователей он был открыт совсем недавно.

«Совершенно секретно.

Постановление № 343-с Комитета обороны СССР.

6 августа 1940 года.

Москва, Кремль.

О строительстве авиационных заводов самолето- и моторостроения.

Комитет обороны при СНК Союза ССР постановляет:

1. Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиационных заводов в районе г. Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках, в том числе:

Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 10000 человеко-часов с запасными частями;

Самолетостроительный завод № 295 на выпуск 2000 одномоторных бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 7500 человеко-часов с запасными частями;

Моторостроительный завод № 337 на выпуск 120000 моторов типа АМ35а-М105 в год, с трудоемкостью на один мотор 1300 человеко-часов.

Все заводы проектируются из расчета двухсменной работы при 8-ми часовом рабочем дне и 7-ми дневной неделе.

2. Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:

самолетостроительный завод № 122 к 31 декабря 1941 г.

самолетостроительный завод № 295 к 1 февраля 1942 г.

моторостроительный завод № 337 к 1 мая 1942 г.

3. Возложить строительство самолетостроительных и моторостроительных заводов на НКВД СССР…

23. Установить план капитальных работ по авиазаводам на 1940 год – 800 миллионов рублей, включая удорожающие факторы.

24. Выделить НКВД для авиационных заводов из резервного фонда СНК СССР 139 миллионов рублей…

Председатель комитета обороны при СНК Союза ССР Ворошилов».

(Центральный Государственный архив Самарской области - ЦГАСО, Р-2064, оп. 2, д. 3).

Авиационному комплексу в Куйбышеве сразу же был придан статус «сверхлимитной стройки НКВД». Это означало, что сфере снабжения материалами и финансирования в нарушение всех догматов плановой экономики эта стройка имела право работать «по факту», то есть без заранее утвержденного плана. Таким образом, осознавая чрезвычайно важное значение куйбышевских предприятий для обороны страны, государство заранее гарантировало покрытие всех расходов Особстроя, какими бы колоссальными они не оказались.

А в самом начале строительных работ упомянутые выше 800 миллионов рублей предусматривалось разместить по объектам следующим образом:

Завод № 122 - 170 млн. рублей;

Завод № 295 - 146 млн. рублей;

Завод № 337 - 181,6 млн. рублей;

Безымянская ТЭЦ - 60,0 млн. рублей;

Куйбышевская ТЭЦ - 6,4 млн. рублей;

Рабочие поселения - 70,0 млн. рублей;

Межрайонные сооружения - 73,0 млн. рублей;

Строительство подсобных предприятий и временных сооружений - 93,0 млн. рублей.

Забегая вперед, следует сказать, что план капиталовложений по группе куйбышевских авиационных заводов по истечении 1941 года оказался перекрытым более чем в два раза.

 

Почтовый ящик № 270

Приказ о создании в системе НКВД СССР особой структуры, которая как раз и должна была реализовать на практике постановление Совнаркома о возведении в Куйбышеве группы авиационных заводов, глава этого ведомства Лаврентий Берия подписал менее чем через месяц после принятия упомянутого выше документа - 28 августа 1940 года. Новая организация получила название «Управление Особого Строительства» (сокращенно УОС, или Особстрой), чем подчеркивалось исключительность выполняемого ею правительственного задания. В системе НКВД СССР Особстрою сразу же присвоили условный литер «Г» и почтовый адрес: город Куйбышев, станция Безымянка, почтовый ящик № 270 (рис. 4). Начальником Особстроя тогда же был назначен заместитель начальника ГУЛАГа НКВД СССР, старший майор госбезопасности Александр Павлович Лепилов (1895-1953) (рис. 5).

Вот приказ о назначении его и других руководителей Особстроя.

«Приказ НКВД СССР № 001016 «Об организации Управления особого строительства НКВД СССР»

28.08.1940

г. Москва

Центральный Комитет ВКП (б) и Правительство Союза ССР поручили Наркомвнуделу СССР выполнить в кратчайшие сроки ответственное задание по строительству авиационных заводов.

Сооружение этих заводов, значительно увеличивающих оборонную мощь Советского Союза, требует от Наркомвнудела исключительно четкой организации работ на этих строительствах и повседневного руководства ими, обеспечивающего безоговорочное выполнение строительно-монтажных работ в указанные Партией и Правительством сроки.

Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК СССР от 6 августа №№ 343/сс и 344/сс,

Приказываю:

1. Для руководства сооружением самолетостроительных заводов № 122 и № 295, моторостроительного завода № 37 — организовать Управление особого строительства НКВД СССР на правах главка, с размещением Управления строительства в районе Безымянки Куйбышевской области.

2. Начальником Управления особого строительства НКВД СССР назначить заместителя начальника ГУЛАГа НКВД СССР — старшего майора гос. безопасности тов. Лепилова А.П. По совместительству.

3. Заместителями начальника Управления особого строительства НКВД СССР назначить:

Первым заместителем — начальника Куйбышевского гидроузла — майора гос. безопасности тов. Чистова П.В. по совместительству.

По производству строительных и монтажных работ и главным инженером строительства авиационных заводов тов. Вальденберг Р.Н.

По техническому и материальному снабжению тов. Усиевича А.А., освободив его от обязанностей заместителя начальника строительства дороги Новгород-Волынский и Львов.

4. Для непосредственного производства строительно-монтажных работ по строительству заводов — организовать на строительных площадках 4 строительных района:

1-й район — строительство самолетных заводов №№ 122 и 295.

2-й район — строительство моторного завода № 37.

3-й район — строительство аэродрома и дорог.

4-й район — строительство жилищного поселка для заводов.

5. Назначить начальниками районов строительства:

1-го района — тов. Кузнецова А.С., освободив его от обязанностей начальника строительства Жигулевского района Куйбышевского гидроузла;

2-го района — старшего лейтенанта гос. безопасности тов. Кренгауз Я.Д., освободив его от обязанностей старшего диспетчера Волгостроя;

3-го района — тов. Борисова Г.М., освободив его от обязанностей заместителя начальника Производственного отдела ГУЖДС НКВД СССР;

4-го района — Честных П.П., освободив его от обязанностей пом. нач. Самарлага НКВД.

6. Утвердить прилагаемые структуру Управления строительством авиационных заводов, штаты Московского отделения строительства и ставки зарплаты.

Начальнику Управления особого строительства НКВД СССР тов. ЛЕПИЛОВУ в декадный срок разработать и представить на утверждение штат Управления строительства.

7. Моим заместителям — комиссару гос. безопасности 3-го ранга тов. Круглову, товарищу Чернышову и начальнику строительства тов. Лепилову немедленно приступить к комплектованию Управления строительства, согласно утвержденной структуры, используя для этого выделяемых Управлением кадров ЦК ВКП (б) 248 специалистов и работников других аппаратов НКВД СССР.

8. Начальнику Управления строительства тов. Лепилову немедленно провести следующие мероприятия:

а) заключить договор с 1-м Государственным проектным трестом НКАП на проектирование авиационных заводов №№ 122, 295 и 377 и получение проектов, смет и рабочих чертежей в сроки, установленные Комитетом Обороны;

б) выдать договорным монтажным организациям заказы на монтаж оборудования и металлоконструкций в объемах и сроки, предусмотренные планом работ;

в) обеспечить реализацию фондов, выделенных Правительством для строительства авиационных заводов. Непосредственную реализацию фондов и отправку грузов строительству производить через конторы технического снабжения ГУЛАГа НКВД СССР, организовав при них особые группы;

г) обеспечить вместе с НКАП представление Госплану СССР к 1 сентября заявки на станки и важнейшее оборудование для авиационных заводов и ТЭЦ.

9. Начальнику ЦФПО НКВД СССР тов. БЕРЕНЗОНУ немедленно оформить финансирование строительства авиазаводов и выделить Управлению строительства авиазаводов 130 миллионов рублей, в том числе:

а) на финансирование строительства в III квартале, на подготовительные мероприятия — 30 млн. руб.

б) в оборотные средства — 40 млн. руб.

в) аванс на заготовку материалов и оборудования в обеспечение работ 1941 года — 60 млн. руб.

10. Моему заместителю тов. Чернышову:

а) снять со строек других Наркоматов и перебросить на строительство авиационных заводов в августе 10.000 заключенных, в сентябре 10.000 и в октябре 5.000, обеспечив полную потребность этого строительства в рабочей силе за счет лагерного контингента ГУЛАГа НКВД;

б) принять меры к обеспечению всего контингента заключенных, работающих на строительстве авиационных заводов, продовольственно-вещевым снабжением в размере установленных норм;

в) срочно демонтировать Дмитриевский завод, — оборудование и лагерников, работающих на заводе, отправить на комплектование механического завода Куйбышевского гидроузла;

г) обеспечить увеличение вывозки Усольлагом леса на сплав в текущую навигацию на 100 тыс. кбм., оформив с Главлесоохраной выделение для этого дополнительного лесосечного фонда Усольлагу в районе реки Камы.

11. Заместителю начальника Отдела железнодорожных и водных перевозок НКВД СССР лейтенанту гос. безопасности тов. Карасёву обеспечить своевременную и срочную перевозку грузов строительства по железнодорожным и водным путям, выделив для этого в Отделе перевозок специальную группу работников.

12. Обязываю товарищей Лепилова, Чистова, Вальденберг, Усиевич и других товарищей, назначенных для работы по строительству авиационных заводов, немедленно приступить к реализации директивы правительства, мобилизуя весь коллектив строительства и помощь Куйбышевского гидроузла на безусловное и в срок окончание строительства заводов, докладывая мне еженедельно о ходе работ.

13. На моего заместителя тов. Чернышова возлагаю обязанность постоянной помощи строительству, организации контроля и систематического наблюдения за строительством.

Нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия.

(Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Ф-9401, оп. 1a, д. 58, л.д. 170–174).

 

Безымянные строители Безымянки

Здесь необходимо учесть, что к тому моменту, когда было решено возвести в Куйбышеве группу авиационных заводов, в нашем регионе уже действовала еще одна, не менее масштабная «стройка коммунизма». Имеются в виду работы по сооружению Куйбышевского гидроузла, которые еще в 1937 году были развернуты в районе поселка Красная Глинка. Но в 1940 году правительству уже было ясно, что сразу две таких грандиозных стройки, расположенные в одном регионе, стране никак не потянуть. В связи с этим Совнарком СССР еще одним постановлением от 11 октября 1940 года законсервировал строительство гидроузла до лучших времен, хотя все основные работы на нем были прекращены еще двумя месяцами раньше.

Что же касается обеспечения важных строительных объектов рабочими руками, то при господствовавшей тогда в нашей стране тоталитарной системе эта проблема решалась просто. При каждой крупной «стройке коммунизма» создавались «места не столь отдаленные», которые и поставляли на площадки дешевую рабочую силу. И если при возведении Куйбышевского гидроузла такую задачу выполнял Самарский исправительно-трудовой лагерь (Самарлаг) с его многочисленными участками, то соответствующее учреждение вскоре было образовано и в структуре Управления Особого Строительства. Это пенитенциарное учреждение получило название «Безымянский исправительно-трудовой лагерь (Безымянлаг), с размещением основных его пунктов в районе железнодорожных станций Безымянка и Кряж в окрестностях Куйбышева.

Отдельные готовые и недостроенные объекты законсервированного Куйбышевского гидроузла в соответствии с постановлением правительства тогда же были переданы вновь созданному Особстрою, а в ведение Безымянлага – сооружения и лагпункты бывшего Самарлага. В приказе наркома НКВД Берия на этот счет предписывалось следующее:

«1. Произвести передачу Управлению Особого Строительства НКВД СССР нижеперечисленных предприятий, хозяйств и материально-имущественных ценностей.

Передаче Управлению Особого Строительства подлежат: 1. Безымянская ТЭЦ и линия электропередач от нее; 2. Куйбышевская ТЭЦ и линия электропередач от нее; 3. Центральный механический завод; 4. Киркомбинат; 5. Куйбышевский ДОК; 6. Строительство жилых домов в г. Куйбышеве; 7. Красноглинская железная дорога (с подъездными путями); 8. Жигулёвская контора нерудных материалов; 9. Жигулёвский ДОК; 10. Жигулёвская лесобиржа; 11. Зубчаниновский участок; 12. Новосемейкинский участок; 13. Торгпит; 14. Совхозы и сельхозы.

Все предприятия передаются с имуществом, ценностями, аппаратом, рабсилой, активами и пассивами».

Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война заставила правительство внести существенные коррективы в планы создания самолетостроительной базы в Куйбышеве. Уже в октябре 1941 года в наш город переехало более 20 одних только предприятий, входящих в наркомат авиационной промышленности СССР (НКАП СССР) и ранее работавших в Москве и в Подмосковье, в городах Прибалтики, Украины и других западных регионах страны.

В итоге на территории, первоначально предназначенной для завода № 122, в октябре 1941 года разместился перевезенный из Москвы самолётостроительный завод № 1 (впоследствии ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс») (рис. 6). Переехавший тогда же из Воронежа завод № 18 (впоследствии – Куйбышевский авиационный завод, а ныне - АО «Авиакор») оказался на участке, ранее предназначенном для предприятия № 295 (рис. 7), а моторный завод № 24 (позднее - МПО имени М.В. Фрунзе, а ныне - АО «Моторостроитель») (рис. 8) - на площадке, отведенной для завода № 337. А еще силами УОС в Куйбышеве в военные годы был построен завод авиационного вооружения № 525 (он же завод «Машстрой», а затем - производственное объединение «Металлист»), агрегатный завод № 35, завод гидроавтоматики № 305, завод аэродромного оборудования № 454, завод самолётных бронекорпусов № 207 (механический завод), призаводской аэродром (ныне - аэродром «Безымянка»), и прочие промышленные объекты.

Уже после начала Великой Отечественной войны Особстрою также было поручено возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект № 15) (рис. 9), Крекинг-завода № 443 неподалеку от железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод) (рис. 10), Куйбышевского нефтехимкомбината близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска), и еще десятки других предприятий. Эти объекты и по сей день являются основой индустриальной мощи всего Самарского региона. Кроме этого, заключенные Безымянлага заложили новые песчаные и гравийные карьеры (рис. 11), а на Безымянке возвели хлебозаводы, которые обеспечивали хлебом не только многочисленных заключённых, но еще и всех вольнонаемных рабочих и служащих.

В свете всего сказанного необходимо еще раз подчеркнуть, что в 1941-1946 годах Особстроем была возведена вся жилая часть Безымянки и ее инфраструктура (рис. 12). Именно благодаря этой секретной организации здесь появилось большинство коммунально-бытовых объектов, в том числе водопровод и канализация, газопроводы, телефонные и телеграфные линии, вся система энергоснабжения, и так далее. А еще силами Управления Особого Строительства в кратчайшие сроки удалось решить тогдашние транспортные проблемы нашего города. В частности, были электрифицированы железные дороги (рис. 13), построены самые первые асфальтированные автотрассы в этой части города, проложена трамвайная линия от улицы Полевой до района строительства авиационных заводов, возведены энергоподстанции и депо для железнодорожного транспорта, построены многие объекты трамвайно-троллейбусного хозяйства (рис. 14), и еще многое другое.

В целом же работа историков по изучению роли Управления Особого Строительства в развитии Самары и в становлении индустриальной мощи Безымянки пока еще только начинается. Но уже сейчас ясно, что эта роль исключительно велика, в связи с чем автор этих строк уже много раз выдвигал в СМИ предложение: открыть в нашем городе памятник под условным названием «Безымянным строителям Безымянки». Думается, эту идею поддержит большинство жителей Самары.

 

Задание Родины выполнили

К концу января 1942 года в пригороде Куйбышева уже действовала первая очередь мощнейшего в СССР авиационно-промышленного комплекса. Лучше всего о вкладе Особстроя и Безымянлага в победу над Германией свидетельствует такая цифра: в течение 1941-1945 годов безымянские авиационные заводы выпустили 66681 самолет, то есть намного больше, чем любые другие аналогичные предприятия за то же время. Главной продукцией, конечно же, был знаменитый самолет Ил-2 – лучший в мире штурмовик середины ХХ века. А еще, согласно официальным отчетам, к январю 1942 года на Безымянке в общей сложности было создано около 1 миллиона квадратных метров производственных и жилых площадей.

Даже в тяжелейших военных условиях Особстрой и Безымянлаг продолжали активное строительство промышленных объектов на территории Куйбышевской области. Так, 16 октября 1942 года, то есть в самый разгар Сталинградской битвы, в Сызрани был введен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод (рис. 15), производящий авиационный бензин из местного сырья. Выше уже говорилось, что его начинали строить еще заключенные Самарлага в 1938 году.

С первой половины 1943 года, после разгрома вермахта под Сталинградом, Особстрой начал возведение завода № 443, или Крекинг-завода, расположенного близ поселка Кряж (впоследствии - Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод) (рис. 16). Его главным сырьем должна была стать нефть, огромные запасы которой тогда же были обнаружены на Самарской Луке, главным образом близ поселков Зольное и Яблоневый овраг (рис. 17). Здешние запасы «черного золота» оказались в сотни раз большими, чем в Сызранском районе, где нефть добывалась еще с конца 30-х годов. Вскоре в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 августа 1943 года в городе Куйбышеве на месте поселков Кряж, Сухая Самарка, Водники и ряда других был образован новый Куйбышевский район.

В это же время силами заключенных Безымянлага началась прокладка нефтепровода «Зольное – Кряж» (рис. 18), который позволил подавать сырье на Крекинг-завод из вновь открытых месторождений. Его первая очередь была сдана в эксплуатацию уже после окончания Великой Отечественной войны - 8 сентября 1945 года. Кроме «простых советских» заключенных, в возведении НПЗ и нефтепровода принимали участие и многочисленные немецкие военнопленные, выжившие в Сталинградском котле (рис. 19).

К началу 1942 года станция Безымянка и образовавшиеся вокруг нее многочисленные жилые поселки официально находились за пределами областного центра, что в определенной степени затрудняло взаимодействие местных органов власти с предприятиями и населением. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 марта 1942 года был образован Кировский район города Куйбышева, в состав которого вошли части территорий пригородного Молотовского района, Зубчаниновского сельсовета и отдельные кварталы областного центра. Самой современной по тем временам и самой красивой в нем стала новая улица Победы, строительство которой продолжилось и после окончания войны (рис. 20).

Однако новый район оказался слишком большим, и оттого опять же неудобным в управлении. Поэтому другим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июля 1942 года в Куйбышеве за счет разукрупнения Кировского района и включения в городскую черту пригородных поселков Мехзавод, Управленческий, Красная Глинка, Южный и Горный было создано еще одно территориальное образование. По имени поселка Красная Глинка новый район областного центра получил название Красноглинского.

Официальное расформирование Управления Особого строительства НКВД СССР и Безымянского лагеря ГУЛАГ НКВД СССР состоялось в 1946 году, когда в Куйбышевской области в основном было завершено строительство всех промышленных предприятий, предусмотренное планами Совнаркома СССР 1940 года. А начавшееся в 1943 году строительство Крекинг-завода было передано вновь образовавшемуся Нефтестройлагу НКВД СССР.

Что касается Александра Павловича Лепилова, то он приказом Л.П. Берии от 20 декабря 1945 года был переведён из Куйбышева в Москву, для работы в центральном аппарате НКВД, где ему была предложена должность начальника Спецстроя Главпромстроя МВД СССР. Однако деятельная натура генерала требовала живого дела, и 20 августа 1946 года он был назначен начальником строительства № 833 МВД СССР (впоследствии № 620 МВД СССР). Оно располагалось в районе подмосковной деревни Ново-Иваньково, где А.П. Лепилов руководил строительством синхроциклотрона и посёлка ученых и специалистов гидротехнической лаборатории АН СССР (с января 1958 года - город Дубна), а также Объединённого института ядерных исследований.

Начальник строительства трагически погиб в автокатастрофе 14 мая 1953 года на трассе Москва-Дубна, где его служебный автомобиль столкнулся с самосвалом, неожиданно выехавшим на встречную полосу. Александр Павлович Лепилов был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (рис. 21).

В течение жизни А.П. Лепилов за свою работу был награждён тремя Орденами Ленина и многими медалями. В 1997 году ему посмертно присвоено звание Почетного гражданина города Дубны.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

А.П. Лепилов. - В кн.: Н.В. Петров, К.В. Скоркин (Под ред. Н.Г. Охотина и А.Б. Рогинского). Кто руководил НКВД. 1934—1941. Справочник. Общ-во «Мемориал» и др. М., «Звенья», 1999. 504 с.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 2005 год. 304 с.

Ерофеев В.В. 2004. «Вклад Особстроя в дело разгрома фашизма огромен…» - В кн. «Ремесло окаянное». Самара, стр. 132-145.

Ерофеев В.В. 2004, 2005. Места не столь отдаленные. - В газ. «Волжская коммуна», №№ 195, 200, 205, 210, 224, 229, 234, 238 (2004 год), №№ 7, 92, 97, 107, 111, 116, 121, 126, 131, 136, 141 (2005 год).

Ерофеев В.В. 2009. Безымянные строители безымянских заводов. – В газете «За решеткой», № 3.

Ерофеев В.В. 2009. Неизвестные строители советской оборонки. – В газете «За решеткой», № 10.

Ерофеев В.В. 2009. Лагерное звено великой Победы. – В газете «За решеткой», № 12.

Ерофеев В.В. 2010. Железнодорожники в лагерных робах. – В газете «За решеткой», № 4.

Ерофеев В.В. 2010. Стройка особого значения. – В газете «Волжская коммуна», 14 августа.

Ерофеев В.В. 2011. Немцы на «Втором Баку». - В газете «За решеткой», № 4.

Ерофеев В.В. 2011. Объект № 15. - В газете «Волжская коммуна», 9 июля.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.

Захарченко А.В., Репинецкий А.И. 2008. Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг. 1940-1946. (Из истории системы лагерей НКВД в Куйбышевской области). Самара, ООО «НТЦ», 552 с.

Кипнис С.Е. Новодевий мемориал. М., 1995.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. 448 с.

Санникова Н.А. 2009. Управление Особого Строительства НКВД СССР Куйбышевской области (1940-1946 г.г.). Исторические источники (Самарский государственный университет, Самарский Центр аналитической истории и исторической информации). Самара, 356 с.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 3105



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности