Марков Яков Владимирович
Он родился 9 сентября 1823 года в селе Матвеевском Пронского уезда Рязанской губернии. В Государственном архиве Рязанской области находится на хранении фонд Рязанского дворянского депутатского собрания, в котором есть дело о дворянстве рода Марковых. В этом деле и сохранилась выписка из метрической книги о рождении Я.В. Маркова (рис. 1).
В 1841 году, после окончания курса частного учебного заведения, он поступил рядовым в егерский Колыванский полк. Постоянно получал повышения в звании. В 1847 году за выслугу лет он был произведён в прапорщики и направлен в Полтавский пехотный полк. Здесь он вскоре получил звание поручика и был назначен командиром роты.
Во время Крымской войны Марков участвовал в боевых действиях на Дунае, в Крыму, защищая Севастополь, где был ранен. Его заслуги отмечены орденами Св. Анны 3-й и 4-й степеней, бронзовой медалью на аннинской ленте в память о войне 1853-1856 годов.
В январе 1857 года отличившегося в боях воина командировали во 2-й Московский кадетский корпус, где он занял вакантную должность штабс-капитана.
Служба в столице для него продолжалась недолго, чуть более года. Новое назначение привело его в город Ставрополь Самарской губернии, где он сначала исполнял обязанности городничего, а затем был утверждён в этой должности. За отлично ревностную службу Марков получил высочайшее вознаграждение - 100 рублей.
Отмена крепостного права, предстоящая реформа земских органов стали причиной перемещения севастопольского ветерана на новую должность - земского исправника в Бугуруслан с производством в сентябре 1863 года в капитаны.
Можно полагать, что и с новыми обязанностями Я.В. Марков справлялся успешно, поскольку был замечен начальником губернии и по его ходатайству назначен в Самару полицмейстером.
И здесь ему сопутствовал успех. Он раскрыл хищение денег в Самарском уездном казначействе, нашёл изготовителей «звонкой фальшивой монеты». За это капитан получил звание майора, орден Св. Станислава 2-й степени за отличную усердную службу, годовое жалование в 700 рублей. В 1868 году Я.В. Марков стал подполковником.
О его профессионализме как полицмейстера лучше всего рассказали события 29 августа 1871 года. В тот день около 12 часов дня в город приехал император Александр II с сыновьями Александром, Владимиром и многочисленной свитой. Программа краткого пребывания гостя была предельно насыщена. С пристани пароходного общества «Кавказ и Меркурий» он проследовал в Кафедральный собор, затем проехал за город, где провёл смотр войскам, посетил строительство нового Кафедрального собора и собственноручно положил камень в его стену, затем осмотрел Алексеевский детский приют, Николаевский сиротский дом, Епархиальное училище девиц духовного звания. После обеда в Дворянском собрании император отбыл из города на пароходе «Александр II».
Повсюду, где был государь, его встречали толпы народа. Поддерживать порядок и спокойствие в местах большого скопления людей было всегда трудно. Но подполковнику Я.В. Маркову и его подчиненным это удалось. И когда император покидал город, он пожаловал самарскому полицмейстеру золотой перстень с изумрудом, осыпанный бриллиантами.
22 сентября 1872 года за 2 5-летнюю службу в офицерском звании Я.В. Марков был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.
Из тех документов, которые хранятся в Государственном архиве Самарской области, можно сделать вывод, что Яков Владимирович очень добросовестно относился к своим обязанностям, заботился о своих подчинённых и пользовался большим уважением сограждан. Сверх жалования полицмейстера и 500 рублей за исполнение обязанностей командира пожарного обоза гласные думы установили ему персональную надбавку в тысячу рублей и выделили 500 рублей на разъезды, так как своих лошадей у него не было. Все его ходатайства, как правило, удовлетворялись без всяких возражений.
Так, в октябре 1871 года он обратил внимание членов городской управы на то, что пожарные при исполнении своих служебных обязанностей нередко получают травмы. При обращении в губернскую земскую больницу им приходится оплачивать медицинские услуги. Он, Марков, полагал, что такие расходы должен взять на себя город. Гласные думы согласились с его доводами и приняли решение оплачивать лечение пожарных из общественных средств.
Пожарное хозяйство города в начале семидесятых годов состояло из десяти больших пожарных машин, четырёх ручных, шести гидропультов, двух десятков бочек. В разных частях города имелось более сорока больших чанов с водой. Штат пожарной команды насчитывал 95 служащих. Яков Владимирович внимательно следил за исправностью вверенного ему имущества. В ноябре 1871 года он поставил в известность городскую думу о том, что пожарные рукава служат уже шесть лет, а ремонтировать их невозможно, поэтому необходимо приобрести двенадцать новых рукавов к пожарным трубам новой конструкции и восемь «гуттаперчатых» рукавов для забора воды. Проявляя завидное единодушие, все гласные проголосовали за удовлетворение заявления Я.В. Маркова. А речь шла о выделении примерно тысячи рублей серебром. Рукава же командир пожарного обоза рекомендовал выписать из Англии.
Летние пожары 1873 года показали, что машинист пожарного обоза плохо знает свое дело. Поэтому Я.В. Марков нашёл специалиста более высокой квалификации, но тот просил за свою работу в пожарном обозе 35 рублей серебром в месяц. И городская управа рекомендовала гласным положить машинисту такое жалование.
Не следует, однако, думать, что любое пожелание полицмейстера исполнялось без промедления и надлежащей проверки. По свидетельству П.В. Алабина, в Самаре были плохие дороги. Состояние спусков к рекам Волга и Самара, в которых пожарные набирали воду, в 1873 году было таково, что телеги пожарных могли остаться без колес, а лошади поломать ноги. Только после заключения городского архитектора о необходимости засыпать все ямы на спусках, управа признала правомерной просьбу полицмейстера.
Пожары в Самаре случались часто, и порой они были опустошительными. При Я.В. Маркове таких бедствий город не знал, а каждый рядовой пожар подполковник воспринимал как собственную беду. С таким отношением к делу здоровье ветерана пошатнулось, и в сентябре 1873 года он подал прошение об отставке.
Городская дума в знак признательности за ревностную службу решила учредить одну стипендию его имени в Николаевском сиротском доме и присвоить Я.В. Маркову звание почётного гражданина. 2 мая 1874 года губернатор уведомил городскую управу, что государь император 19 апреля сего года дал своё соизволение на присвоение бывшему самарскому полицмейстеру полковнику Маркову Якову Владимировичу звания почётного гражданина города Самары.
Источники
ЦГАСО, Ф-170, оп. 1, д. 100, 101.
Там же, Ф-465, оп. 1, д. 1.
Там же, Ф-98, оп. 9, д. 27.
Алабин ПВ. Трехвековая годовщина города Самары. Самара. 1887.
Вехи огненной Самары: от крепости до наших дней. Самара. 2001.
Календарь Самарской губернии на 1872 год. Самара. 1872.
Лящук П.М. Некоторые данные об участии жителей г. Самары и Самарской губернии в обороне Севастополя 1854-1855 г.г. - Краеведческие записки, вып. VIII, Самара, 1996, с. 37-39.
Просмотров: 1089