Милонов Юрий Константинович
Он возглавлял Самарскую городскую и областную организацию РКП (б) в самое трудное время – в годы гражданской войны, во время захвата нашего города чехословаками и комучевцами. Но в 30- годы, как и почти все старые большевики, он был обвинён в троцкистских взглядах и осужден к длительным срокам заключения в колымских лагерях. Однако лишение свободы его не сломило. Получив реабилитацию, Юрий Константинович Милонов, несмотря на годы перенесённых им лишений и страданий, не ушёл на покой, а продолжал активно заниматься общественной работой (рис. 1).
Он родился 20 (8) апреля 1895 года в Нижнем Новгороде в семье банковского клерка. В связи со службой отца семья часто переезжала: Милоновы жили в Архангельске, Москве, Краснодаре, Петербурге и других городах России. В итоге гимназическое обучение, начатое в Санкт-Петербурге, Юрий завершил в Самаре, куда его семья переехала в 1910 году.
Вот как Ю.К. Милонов об этом времени впоследствии писал в автобиографии: «В апреле 1912 года, будучи учеником Самарской первой мужской гимназии, я вступил в партию большевиков, вовлеченный большевиком с 1898 года, делегатом Лондонского съезда, статистиком Самарского губернского земства Яковом Андреевичем Андреевым. До окончания в 1915 году гимназии я сначала занимался в кружке повышенного типа, а затем сам вел рабочие кружки»1.
После окончания гимназии Милонов поступил на юридический факультет Московского университета, о чем писал следующее: «В том же 1915 году, весной, после ареста руководящих работников Самарской партийной организации… я оказался в числе тех, кому пришлось взять на себя руководство»2. В июле того же года Милонов был арестован и после четырехмесячной отсидки в Самарской тюрьме выслан под надзор полиции в Саратов, где служил секретарем больничной кассы рабочих полиграфического производства, секретарем комиссии по сельскохозяйственной переписи Саратовского губернского земства, одновременно продолжая подпольную партийную работу. По этой причине он ещё дважды арестовывался и заключен в Самарскую губернскую тюрьму (рис. 2).
В ноябре 1916 года его в административном порядке сослали в Тургайскую губернию. В ссылке Милонов работал в ссудно-сберегательном товариществе поселка Федоровский Кустанайского уезда, был председателем колонии ссыльных, руководил занятиями политического кружка.
В ходе Февральской революции, в марте 1917 года, Милонов вернулся в Самару из ссылки, и городской партийный комитет РСДРП (б) его сразу же направил на Трубочный завод, где он работал подручным токаря, затем токарем по металлу. Затем была работа в заводском и в губернском комитетах партии. До Октябрьской революции Милонов также состоял секретарем Самарского Совета рабочих депутатов, а на общегородской партийной конференции, состоявшейся 30 июня 1917 года, его большинством голосов избрали делегатом на VI съезд РСДРП (б).
В октябре он стал членом редколлегии газеты «Солдатская правда». «В момент Октябрьского переворота, - писал Милонов в автобиографии, - являлся комиссаром Самарского ревкома на железнодорожном телеграфе»3. После установления в Самаре советской власти Милонова избрали председателем губернского совета фабрично-заводских комитетов, а 21 мая 1918 года комиссаром труда4.
После занятия Самары комучевцами и чехословаками 8 июня 1918 года большая часть членов губкома РКП (б) эвакуировалась в Симбирск. Милонов же остался в городе, и во время четырехмесячной власти учредиловцев находился в подполье, поддерживая письменную связь с губкомом партии. А после освобождения Самары 8 октября 1918 года он сразу же вернулся к исполнению обязанностей комиссара труда, но уже 10 октября на заседании Самарского губкома РКП (б) его отозвали в распоряжение губкома РКП (б), где его избрали председателем комитета, и ещё, временно, по совместительству - редактором газеты «Приволжская правда»5. Кроме партийной и редакторской работы, будучи «одним из лучших марксистов в Самарской организации»6, как его характеризовали товарищи по партии, Милонов вёл большую пропагандистскую и агитационную работу (рис. 3).
В должности председателя Самарского губкома Милонов проработал до июня 1919 года, после чего возглавил Самарский губернский совет профсоюзов7, одновременно являясь членом губисполкома и членом редколлегии газеты «Коммуна». На экстренном заседании пленума губкома 6 мая 1920 года Милонов был избран в члены губкома в связи с необходимостью более тесной связи партийной и профсоюзной работы8. После этого 28 мая на пленуме губкома большинством голосов его избрали в члены президиума9 (рис. 4).
В мае 1920 года на XIII городской конференции РКП (б) по докладу о деятельности губкома партии Ю.К. Милонов выступил с ответным словом от группы работников губпрофсовета, предложив принять резолюцию, в которой отмечалась крайняя медлительность в деле сближения органов власти с массами трудящихся, отсутствие достаточно развернутого и налаженного организационного аппарата. Однако губком партии опротестовал эту резолюцию, считая, что в ней нашли отражения взгляды фракционной группы «рабочей оппозиции», к которой Ю.К. Милонов не просто примыкал, но был активным участником и ее фактическим лидером.
Здесь надо отметить, что фракционные группы «рабочей оппозиции», наряду с троцкистами и группой Бухарина, в РКП (б) сформировались осенью 1920 года в период дискуссии о перестройке работы профсоюзов. Группами был поставлен вопрос об отказе от военных методов руководства, применявшихся в годы гражданской войны, о работе профсоюзов на основе широкой внутрисоюзной демократии. Сторонники «рабочей оппозиции», противопоставляя партийные массы («низы») партийным руководителям («верхам»), требовали немедленного «орабочивания» всех руководящих партийных и советских органов. Несмотря на демократический характер предлагаемых перемен, в РКП (б) в итоге возобладала идея жёсткой централизации партии, которая затем вылилась в диктаторские методы руководства со стороны И.В. Сталина и его окружения. В 30-е годы практически все участники оппозиционных партийных группировок были репрессированы.
Что касается работы Ю.К. Милонова в Самарском губкоме РКП (б), то его 7 июня 1920 года избрали секретарем комитета10, несмотря на трения с другими членами губкома. Постоянно меняющиеся члены президиума, огромный объем бюрократической работы - все свалилось на вновь избранного секретаря. В итоге уже 9 августа на пленуме Милонов попросил откомандировать его «для пропагандистской работы, или дать ему возможность взять на себя в губкоме только принципиальное руководство с уменьшением текущей работы»11. Но его просьба не была удовлетворена (рис. 5).
На XIV Самарской губернской партийной конференции 2-6 сентября 1920 года Ю.К. Милонов выступил с докладом «Об очередных задачах партийного строительства». В резолюции о деятельности губкома, принятой по докладу Милонова, отмечалось, что «партийная жизнь Самарской губернской организации за последнее время находится в состоянии частичного кризиса, который выражается в оторванности партийных организаций от рабочих масс. В непроведении в жизнь большинства планов, проектов и резолюций, направленных к уничтожению этих явлений»12.
После этого президиум губкома на заседании 9 сентября 1920 года избрал на должность секретаря губкома А.А. Казакова, а Милонов продолжал работать в губкоме на правах рядового члена президиума. Он в это время всё ещё оставался на позициях «рабочей оппозиции», несмотря даже на то, что сторонники этой группы ранее получили решительный отпор от большинства членов самарской партийной организации. В дальнейшем Милонов порвал с «рабочей оппозицией».
Являясь членом президиума губкома, он работал в губпрофсовете, выступал за создание сети пролетарских университетов. Милонову была поручена организация Самарского рабоче-крестьянского университета. Не имея помещения, материала и ресурсов, несмотря на все трудности, с которыми приходилось сталкиваться в организационной работе, опытному партийцу все же удалось создать этот университет. В декабре 1920 года Ю.К. Милонов получил от товарищей по партии такую характеристику: «Глубокое понимание задач советского строительства, безграничная преданность делу революции, умение группировать вокруг себя все честное, большой организационно-административный опыт. Но к практической работе в рабоче-крестьянском университете он непригоден из-за теоретических рассуждений»13.
Учтя это мнение, президиум губкома партии в мае 1921 года назначил Милонова ответственным за преподавание общественных наук в Самарском рабоче-крестьянском университете. Его также выбрали и в состав оргбюро по созданию губернской комиссии по изучению истории партии и Октябрьской революции (Истпарт)14. В том же году Милонова избрали делегатом на X съезд партии.
С 10 июля 1921 года Милонов временно исполнял обязанности секретаря губкома партии15. Однако всего через две недели его на заседании президиума губкома освободили от обязанностей секретаря в связи с назначением его в комиссию по переучету членов партии16. Началась чистка рядов губернской партийной организации, в которой Ю.К. Милонов принимал самое активное участие.
После его отзыва в октябре 1921 года в Москву, в распоряжение ЦК РКП (б), Ю.К. Милонов работал учёным секретарем Главполитпросвета, затем заведующим отделом истории профдвижения ВЦСПС. С ноября 1930 по октябрь 1931 года он был директором Государственного исторического музея17. С октября 1931 года Ю.К. Милонов занимался научной деятельностью, являясь заместителем директора института техники коммунистической академии, директором Института красной профессуры техники технической политики, затем заведующим кафедрой истории техники Московского инженерно-строительного института имени В.В. Куйбышева.
В апреле 1938 года Ю.К. Милонов был арестован по обвинению в троцкистских взглядах, после чего осужден Военной коллегией Верховного суда СССР к десяти годам тюремного заключения и пяти годам поражения в правах. С 1939 по 1948 годы он находился в лагерях на Колыме. Однако, даже будучи в местах лишения свободы, Милонов разработал три изобретения оборонного характера, которые в 1943 году были зарегистрированы в Бризе ГУЛАГа НКВД СССР. После освобождения из лагеря в 1948 году он работал в Магадане во Всесоюзном научно-исследовательском институте золота и редких металлов сначала лаборантом, затем инженером и заведующим лабораторией. Позже его перевели в управление местных строительных материалов строительно-монтажного управления «Дальстрой», но здесь он не сработался с руководством, и был вынужден пойти на работу преподавателя математики в 5-10 классах Магаданской вечерней школы18. Только в июне 1956 года Ю.К. Милонов был реабилитирован, в декабре вернулся в Москву и был восстановлен в партии.
С мая 1957 года Ю.К. Милонов - персональный пенсионер союзного значения. Будучи на пенсии, он состоял в активе Музея революции СССР, в обществе «Знание», был членом бюро историко-литературного объединения старых большевиков, возглавлял Куйбышевскую секцию историко-литературного объединения Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, ездил по стране и выступал с воспоминаниями о Ленине, писал книги по истории техники, по истории профсоюзного движения в России. Ему принадлежат такие труды: «Как возникли профессиональные союзы в России», «История строительной техники. Вып. 1-6», «Техника в ее историческом развитии», «Каждый выбирает дорогу сам» (рис. 6).
За свои трудовые достижения Ю.К. Милонов был награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Юрий Константинович Милонов скончался 7 апреля 1980 года в Москве.
Архивные источники
1 СОГАСПИ. Ф.651. Оп. 6. Д.18. Л.180.
2 Там же. Л.180
3 Там же. Л.183.
4 Ф.1. Оп.1. Д.16. Л.7.
5 Ф.1. Оп.1. Д.2. Л.41, 42.
6 Там же. Д.1. Л.18 об.
7 РГАСПИ. Ф.17. Оп.108. Учетная каточка члена КПСС Милонова Ю.К.
8 СОГАСПИ. Ф.1. ОП.1.Д.199. Л.17.
9 Там же. Л. 44.
10 Там же. Л. 87 об.
11 Там же. Л.33.
12 Там же. Д. 197.Л.З-4.
12 Там же. Д.446. Л.249.
12 Там же. Л.332.
12 РГАСПИ. Ф.17. Оп.108. Учетно-партийная картотека.
13 СОГАСПИ. Ф.1. Оп.1. Д.201. Л.172.
14 Там же. Д.446. Л.249.
15 Там же. Л.332.
16 Там же. Л.352.
17 РГАСПИ. Ф.17. Оп.108. Учетно-партийная картотека.
18 СОГАСПИ. Ф.651. Оп.6. Д.18. Л.189.
При подготовке данной публикации были использованы материалы из книги: Коммунистическая партия в портретах её самарских лидеров. 1917-1991 г.г. Биографический справочник. – Самара: ООО «БМВ и Ко», 2010, 204 стр. с илл.
Просмотров: 2607