Минц Александр Львович

Только благодаря этому инженеру в годы Великой Отечественной войны в окрестностях Куйбышева начала свои передачи мощная радиостанция, в то время - крупнейшая в мире. Именно в Куйбышеве легендарный советский диктор Юрий Левитан произносил свои знаменитые слова «Говорит Москва, от Советского информбюро», и эти сводки с фронтов слышали люди на всех пяти континентах планеты. Но если бы не громадный талант доктора технических наук Александра Львовича Минца, который в начале войны был заключенным ГУЛАГа, то вряд ли бы Куйбышевский радиоцентр смог тогда начать свою работу (рис. 1).

 

Только в постсоветское время было рассекречено постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июля 1941 года «О строительстве радиостанции в районе г. Куйбышева». Она должна была вещать на средних волнах и достигать фантастической по тем временам мощности — 1200 кВт. Стройка получила секретное наименование «Объект № 15». Первоначально радиостанцию предполагалось возвести неподалеку от Курска, куда в течение первых месяцев 1941 года даже успели завезти некоторое оборудование. Но сразу же после начала Великой Отечественной войны Совнарком принял упомянутый выше документ о переносе этого строительства далеко на восток, на берега Волги. При этом дата исполнения правительственного решения первоначально была обозначена очень жесткая: радиоголос страны Советов из Куйбышева весь мир должен был услышать не позднее 15 октября того же года.

Однако первые сроки введения объекта № 15 в действие оказались сорванными, и в первую очередь из-за невозможности вывезти уже готовое оборудование с ленинградских заводов Наркомата электропромышленности СССР, поскольку вокруг города на Неве уже замкнулось кольцо блокады. В итоге к середине октября 1941 года куйбышевские радиопередатчики оказались укомплектованными лишь на 30 процентов, на объекте еще не проложили некоторые кабельные сети, не установили трансформаторы и многое другое оборудование ввиду его недопоставки. Строители не завершили в срок и монтаж антенных башен, в основном из-за отсутствия так называемых опорных изоляторов, без которых, по словам специалистов, эти башни – все равно что бесполезная груда металла. И так выглядел перечень лишь самых серьезных недоделок.

Для руководства страны стало совершенно очевидным, что для завершения строительства радиостанции в течение ближайших месяцев нужно будет принимать нестандартные решения, и в первую очередь кадровые. Именно тогда по личному распоряжению Сталина начались срочные поиски специалистов в сфере радиосвязи и радиооборудования для объекта № 15. Большинство из них нашлись в системе ГУЛАГа, куда эти люди попали по пресловутой 58-й статье УК РСФСР.

В итоге к осени 1941 года из разных лагерей Советского Союза на строительство № 15 было переведено более двух десятков техников и инженеров-связистов. В их числе оказался и доктор технических наук Александр Львович Минц, который в 1938 году был осужден на 10 лет заключения в лагерях по обвинению «во вредительстве и подрыве оборонной мощи СССР».

Он родился 27 декабря 1894 года (по новому стилю 8 января 1895 года) в Ростове-на-Дону, в учительской семье, и с детства увлекался химией и авиамоделизмом. В 1913 году Минц окончил с золотой медалью Вторую Ростовскую гимназию Н.П. Степанова, в 1915 году он поступил на физический факультет Донского государственного университета, на следующий год — сразу на второй курс Московского университета, и одновременно - в Народный университет имени Шанявского, где курс физики читал будущий академик П.П. Лазарев.

Минц окончил университет в 1918 году, в самый разгар революционных событий в России. Он записался добровольцем в Красную Армию, и почти сразу же его назначили командиром радиодивизиона Первой конной армии С.М. Будённого. В 1921 году молодого офицера направили на службу в Высшую военную школу связи РККА в Москве, где он был начальником радиофакультета и заведующим радиолабораторией. С 1928 года Минц работал в лабораториях Наркомата электропромышленности СССР, в 1934 году защитил диссертацию и получил учёную степень доктора технических наук (рис. 2, 3).

Однако в 1938 году он был арестован по ложному доносу, обвинён во вредительской деятельности и получил 10 лет заключения в сибирских лагерях. Он рыл котлованы и таскал тяжелую тачку с грунтом вплоть до августа 1941 года, когда в один прекрасный день его вызвали к начальнику лагеря. Здесь приехавший из Москвы полковник объяснил заключенному, что он получает условное освобождение и назначается главным инженером строительства радиостанции оборонного значения. При этом, как сказал чекист, в случае успешного выполнения задания Родины заключенного ожидает полное помилование. В тот же день Минцу выдали новую одежду, хороший паёк и отправили в Куйбышев, в распоряжение Управления Особого Строительства. Так прямо с лагерных нар инженер-радиотехник попал на объект № 15, в судьбе которого ему предстояло сыграть решающую роль.

Всего через неделю после вступления в новую должность под руководством Минца был разработан детальный план размещения на различных заводах страны заказов на недостающее радиооборудование. Но при этом часть аппаратуры, и особенно так называемые опорные изоляторы для антенных башен, главный инженер объекта рекомендовал изготовить в США, поскольку ни на одном из оставшихся вне зоны оккупации советских предприятиях нельзя было получить нужное качество изделий. А без этих изоляторов, по словам Минца, антенное хозяйство – это всё равно, что груда ненужного металла.

В НКВД за такой план, и особенно за комментарии к нему, Минца снова попытались обвинить по 58-й статье, на этот раз - в «восхвалении иностранной техники». Однако ученый стоял на своем, объясняя эту позицию лишь интересами дела. В итоге заказ на необходимое оборудование для объекта № 15 все же был передан одной из американских фирм, но с трехмесячной задержкой и лишь после его утверждения членами ГКО и лично Сталиным.

Первая пробная передача секретной куйбышевской радиостанции на средних волнах состоялась только 29 сентября 1942 года. Сначала в эфир пошла грамзапись песни «У Черного моря» в исполнении Леонида Утесова, а затем в течение четырех часов отсюда передавалась музыка советских композиторов. Однако уровень звучания оказался низким, что объяснялось многочисленными недоделками как на самой радиостанции, так и на трансляционной линии между Куйбышевом и Москвой.

На устранение недоделок Минцу дали два месяца, однако сделать это в срок помешало чрезвычайное происшествие. В середине дня 18 ноября 1942 года в условиях густого тумана в одну из 200-метровых башен группы «А» неожиданно врезался самолет ТБ-3, выполнявший рейс с завода № 19 (город Молотов, ныне Пермь) на куйбышевский завод № 24 (впоследствии производственное объединение имени М.В. Фрунзе). На борту воздушного судна находился груз в виде рубашек для авиационных двигателей (рис. 4).

При ударе о башню на уровне 72-метровой отметки все сооружение обрушилось, а самолет упал на землю и загорелся. Никому из шести членов экипажа спастись не удалось. Государственная комиссия, расследовавшая это ЧП, пришла к выводу, что причиной трагедии стала ошибка пилота, который в условиях тумана снизил машину до недопустимой высоты, хотя сведения о наличии столь высокого сооружения в районе Куйбышева к тому моменту уже были получены всеми авиаотрядами. Вскоре во избежание в дальнейшем подобных случаев все воздушные трассы были перенесены на удаление от объекта № 15 (рис. 5, 6).

На восстановление разрушенной башни-антенны строителям понадобилось почти полтора месяца. В связи с такой задержкой опытная эксплуатация объекта № 15 при половинной мощности основного передатчика (600 квт вместо 1200 квт) на средневолновом диапазоне началась с разрешения ГКО только 22 января 1943 года, после исправления самых серьезных недоделок. Но теперь главной проблемой стал недокомплект мощных радиоламп, которые к тому моменту все еще не поступили из США. Тем не менее в этот раз качество передач было признано вполне приемлемым для вещания в течение нескольких часов в день.

В марте 1943 года в Куйбышев из Свердловска в секретном режиме был переведен наш знаменитый диктор Юрий Левитан (рис. 7). Он читал сводки Совинформбюро в помещении Куйбышевского радиодома, что тогда располагался на улице Красноармейской (рис. 8). Отсюда на антенный комплекс объекта № 15 сигнал передавался по специально проложенному подземному кабелю длиной свыше 30 километров.

Лишь немногие в то время знали, что слова «Говорит Москва» Левитан произносил в эфир, находясь при этом за тысячи километров от столицы. Обратно в московскую студию он смог вернуться только в сентябре 1943 года, после окончания Курской битвы. При этом сведения о пребывании диктора в 1941-1943 года в Свердловске и в Куйбышеве были рассекречены лишь через четверть века после окончания войны.

Однако и после указанных событий на объекте № 15 еще несколько месяцев продолжалось устранение недоделок, а также шли второстепенные работы – строительство жилого поселка, учреждений соцкультбыта, водонапорной башни, асфальтирование улиц и дорог и так далее. Только 31 октября 1943 года государственная комиссия подписала акт об окончательной сдаче объекта № 15 в эксплуатацию (рис. 9-11).

В этом официальном документе о нем было сказано следующее: «Силами нашей отечественной промышленности, строителями, монтажниками и эксплуатационниками в условиях военного времени, несмотря на эвакуацию заводов и блокаду Ленинграда… в короткий срок создан уникальный радиотехнический объект, который по излучаемой мощности, сложности технологического оборудования, разнообразности и разнохарактерности его не имеет себе равных в мире».

А условно-досрочно освобожденный инженер Минц, как ему и обещали, к этому времени получил полное помилование. Уже после окончания войны, в 1946 году, он организовал в Москве радиотехническую лабораторию, впоследствии преобразованную в Радиотехнический институт АН СССР, которые ныне носит его имя (рис. 12). В том же году А.Л. Минца избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР. Одновременно он стал руководителем разработки систем радиоэлектроники для больших советских циклических и линейных ускорителей, в частности — синхрофазотрона в городе Дубне мощностью 10 ГэВ, протонного синхротрона с жёсткой фокусировкой на 7 ГэВ (ИТЭФ), Серпуховского протонного синхротрона У-70 на 70 ГэВ (ИФВЭ) и ряда других. За эти разработки в 1956 году А.Л. Минцу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1958 году А.Л. Минц был избран академиком Академии наук СССР, а в 1961 году предложил новый принцип работы ускорителя — использование автоматического регулирования параметров ускорителя по информации, получаемой от ускоряемого пучка частиц (принцип автокоррекции). К тому времени он уже был лауреатом двух Сталинских и одной Ленинской премии, был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями (рис. 13-15).

Александр Львович Минц скончался 29 декабря 1974 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Ерофеев В.В. 2004. «Вклад Особстроя в дело разгрома фашизма огромен…» - В кн. «Ремесло окаянное». Самара, :132-145.

Ерофеев В.В. 2004, 2005. Места не столь отдаленные. - В газ. «Волжская коммуна», №№ 195, 200, 205, 210, 224, 229, 234, 238 (2004 год), №№ 7, 92, 97, 107, 111, 116, 121, 126, 131, 136, 141 (2005 год).

Ерофеев В.В. 2009. Неизвестные строители советской оборонки. – В газете «За решеткой», № 10.

Ерофеев В.В. 2009. Лагерное звено великой Победы. – В газете «За решеткой», № 12.

Ерофеев В.В. 2010. Стройка особого значения. – В газете «Волжская коммуна», 14 августа.

Ерофеев В.В. 2011. Объект № 15. - В газете «Волжская коммуна», 9 июля.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Минц А.Л. 1976. Избранные труды. Радиотехника и мощное радиостроительство. — М., Наука, 1976. Т. 1. 296 с.

Минц А.Л. 1976. Избранные труды. Радиотехника и мощное радиостроительство. — М., Наука, 1976. Т. 2. 264 с.

Репрессированная техническая интеллигенция. Книга памяти. Самара. Изд-во «НТЦ», 2011 год, 297 с.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Храмов Ю.А. 1983. Минц Александр Львович // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М., Наука, 1983. 400 с.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 3090



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности