Монастырский Пётр Львович

Он посвятил почти восемьдесят лет своей жизни театральному делу. Более сорока из них он был режиссёром и художественным руководителем Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы им. М. Горького. За эти годы театр достиг определенных творческих высот, любовь зрителей к театру была безгранична, а понятие «Театр Монастырского» вошло в жизнь города, стало естественным как для зрителей, так и для профессионалов. Известность театра Монастырского шагнула далеко за пределы Куйбышевской (Самарской) области (рис. 1-3).

Пётр Львович Монастырский родился 17 июля 1915 г. в Одессе, где начал свой творческий путь в 15 лет в самодеятельном коллективе «Синяя блуза». С 1934 года Монастырский стал выступать на профессиональной сцене, работая актёром ТРАМа и ТЮЗа (1934-1935 г.г.). По совету руководителя Одесского ТЮЗа Н.В. Зайцева в 1936 году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа к знаменитым режиссёрам и педагогам В.Г. Сахновскому, Б.Е. Захаве, Н.М. Горчакову и другим, который окончил в 1940 году.

До прихода в Куйбышевский драматический театр П.Л. Монастырский работал в театрах Воронежа, Ярославля, Ворошиловграда, Красноярска и Новосибирска.

Начав работать очередным режиссёром в Куйбышевском драматическом театре имени М. Горького в 1955 году, П.Л. Монастырский поначалу непросто входил в коллектив, однако уже имеющийся 19-летний режиссёрский опыт, талант и профессионализм помогли ему занять лидирующую позицию в театре. После постановки «Дела Артамоновых» по М. Горькому труппа поверила в нового режиссёра, в его умение создать образ спектакля, находить понимание с актёрами в раскрытии и интерпретации человеческих характеров. Уже в 1959 году П.Л. Монастырский занял пост главного режиссёра и директора театра, а в 1967 году – художественного руководителя театра, который при нём стал и академическим, и орденоносным.

За свою творческую жизнь П.Л. Монастырский поставил более 200 спектаклей, из них около 120 на сцене Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы имени М. Горького. Творческая палитра мастера всегда была разнообразна. Обладая удивительной способностью раскрывать талант и творческий потенциал актёров, он ставил и трагедии, и комедии, был приверженцем как классической, так и современной психологической драмы, инсценировал прозу: «Мария Стюарт» Ф. Шиллера – звёздный час народной артистки СССР Веры Ершовой, сыгравшей обеих королев; «Ричард III» У. Шекспира – одно из самых ярких событий отечественного театра тех лет, и рождение одной из театральных легенд – исполнение роли Ричарда народным артистом РСФСР Николаем Засухиным; «Варшавская мелодия» Л. Зорина, в которой блистала народная артистка Узбекской ССР Людмила Грязнова; знаменитый шекспировский «Гамлет», где, вопреки театральной традиции, в заглавной роли вышел не умудрённый жизненным опытом философ, а пылкий юноша – двадцатидвухлетний Юрий Демич; «Золотая карета» Л. Леонова – спектакль, удостоенный Государственной премии РСФСР; «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, где одну из своих лучших ролей сыграла заслуженная артистка РСФСР Наталья Радолицкая, а П. Монастырский был награждён Золотой медалью им. А.Д. Попова за спектакль на военно-патриотическую тему; «Ревизор» Н. Гоголя и «Чайка» А. Чехова – спектакли, за создание которых П.Л. Монастырский стал лауреатом Государственной премии СССР за постановку русской классики и многие другие.

П.Л. Монастырский принадлежит к тому поколению художников, которые строили вокруг своей личности «свой театр», поэтому за годы, что он возглавлял Куйбышевский (а затем и Самарский) академический театр драмы имени М. Горького, действительно была создана блестящая труппа: С. Боголюбова, Л. Грязнова, В. Ершова, Н. Радолицкая, А. Демич, Ю. Демич, Н. Засухин, Н. Кузьмин, М. Лазарев, Н. Михеев, С. Пономарев, О. Свиридов. Вслед за ними пришло новое поколение: О. Шебуева, А. Комракова, А. Коровкина, Е. Лазарева, Е. Орлова, Е. Харитонова, В Борисов, Ю. Ганюшкин, В. Гальченко, С. Кагаков, В. Маркин, С. Меркушев, О. Белов и другие.

Понятие «театр Монастырского» не ограничивается только формированием труппы и репертуара, это еще и постоянное воспитание зрителя. С этим связаны многочисленные формы общения театра со зрителем: театральные конференции, встречи в театральной гостиной, опросы и анкеты, ежегодный внутритеатральный конкурс зрительских симпатий, и многое другое, что помогло создать Куйбышеву-Самаре славу театрального города.

В 1998 году П.Л. Монастырский оставил Самарский театр драмы, но не расстался со сценой, с творчеством. Параллельно с режиссёрской деятельностью П.Л. Монастырский всегда занимался преподавательской работой: в Воронежском и Ярославском театральных училищах, в Красноярском педагогическом институте и Новосибирском университете, в театральной студии при Куйбышевском музыкальном училище, в институте художественного образования Самарского государственного педагогического университета (профессор кафедры режиссуры и мировой художественной культуры).

В 2007 году в возрасте 92 лет П. Монастырский стал главным режиссёром Тольяттинского драматического театра «Колесо» имени Г.Б. Дроздова.

Многие годы он являлся членом правления Куйбышевского отделения Всероссийского театрального общества, а с 1962 по 1964 годы был его председателем, дважды избирался членом президиума ВТО.

Осознавая необходимость анализировать и систематизировать свой творческий и человеческий опыт, П.Л. Монастырский написал целую серию книг о своем театре, о своих актёрах, о спектаклях и репетициях, о тайнах режиссёрского мастерства, о болезненных и драматических перипетиях современной отечественной истории и культуры. Этих книг было более десяти.

П.Л. Монастырский имел различные награды. В их числе: медаль за победу в Великой Отечественной войне, орден «Гриф Поморский» (Польша), орден Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и другие награды. Он являлся Почётным гражданином города Познани (Польша), Почётным гражданином города Самары, Почётным гражданином Самарской области.

Пётр Львович Монастырский скончался в реанимации Самарской больницы имени Н.И. Пирогова 1 июля 2013 года на 98-м году жизни. Похоронен на Городском кладбище на аллее Почётных граждан Самары.

 

Литература

Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина. Самара, 1995. С. 92-93.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Петр Львович Монастырский. Самара, 1985.

Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян. Самара, 2009. С. 17.

Пётр Монастырский: 85 лет со дня рождения и 65 лет творческой и педагогической деятельности. Самара, 2000.

Пётр Монастырский и другие… / Сост. текста О.В. Журчева. Самара: ООО «Офорт», 2005. 100 с.: ил.

Русский драматический театр: энциклопедия / Под общ. ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой. М., 2001. С. 290.

Самарские судьбы: Биограф. энцикл. / Рук. проекта, авт.-сост. В.А. Добрусин; авт.-сост. В.Н. Карасев. Самара: Издат. дом «Агни», 2010. С. 150-151.

Энциклопедический словарь биографий современников «Вся Россия – XXI век». Самарская область. Книга 1. Самара: Издат. дом «Агни», 2002. С. 192-193.


Просмотров: 1866



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности