Мурчисон Родерик Импей

В течение XVIII века Поволжье и Урал перестали быть границами Российского государства. Тогда же под руководством Академии наук были организованы масштабные полевые исследования с целью географического описания обширных пространств и разведки здешних природных ресурсов. В 1737-1743 годах в Поволжье работала первая Оренбургская физическая экспедиция под руководством Ивана Кирилова и Василия Татищева, а в 1767-1773 годах – вторая такая же экспедиция, отряды которой возглавляли Петр Паллас, Иван Лепехин и Иоганн Фальк. Но уже в первой трети XIX века стало очевидным, что хозяйственные нужды и оборонные интересы страны требуют от учёных новых, более подробных геологических изысканий на всей ее территории.

Для проведения таких работ в 1840 году в Россию из Англии был приглашен известный в то время геолог и географ, профессор Родерик Импей Мурчисон (Roderick Impey Murchison). Собирая необходимый для исследований материал, он со своей группой в течение четырех последующих лет объехал практически всю территорию Европейской части нашей страны (рис. 1).

С берегов Туманного Альбиона

Он родился 19 февраля 1792 года в городке Таррадейле (Шотландия). Его отцом был военный хирург Кеннет Мурчисон, в течение многих лет служивший в Индии и умерший в 1796 году. Мальчик окончил среднюю школу в Дареме, затем учился в военном колледже в Грейт Марлоу. В 1808 году он начал службу в армии герцога Веллингтона, а затем принимал участие в ряде сражений под командованием сэра Джона Мура.

В 1815 году, после многолетней военной службы, Мурчисон вышел в отставку и женился на Шарлотте Хьюгонин, дочери генерала. Именно она познакомила супруга с химиком, физиком и геологом Хемфри Дэви, который убедил Мурчисона обратить свою энергию на науку. В итоге он вступил в Лондонское геологическое общество, где вскоре показал себя талантливым учёным.

Его жена также принимала активное участие в этих исследованиях. Так, изучая вместе с нею геологию юга Англии, Мурчисон обратил особое внимание на скалы северо-запада Суссекса, и на этом материале написал свою первую научную работу, представленную обществу в 1825 году. После этого он изучал геологию южной Франции, северной Италии, Тироля и Швейцарии. Некоторое время спустя в сотрудничестве с сэром Адамом Седжвиком он приступил к изучению геологической структуры Альп. Их совместная статья, посвящённая результатам этих исследований, стала классикой среди литературы о геологии ледниковых эпох Европы.

В 1835 году на основе исследования ископаемых остатков на границе Англии и Уэльса Мурчисон выделил самостоятельный период, названный силурийским, а в 1839 году, снова совместно с Седжвиком, он описал новую геологическую систему, которая по месту ее обнаружения в графстве Девоншир получила название девонской. По значимости эти нововведения специалисты сравнивают с открытием крупных островов в географической науке, или новых элементов – в химии.

К тому времени, когда Российская Академия наук решила пригласить Родерика Мурчисона в качестве руководителя экспедиции, он уже снискал себе имя «законодателя в геологической науке». Малоисследованная Россия сулила английскому учёному громадный фронт работы. Начав свое путешествие из российской столицы, его экспедиция по северу страны двигалась в восточном направлении, и к осени достигла Уральских гор. Изучение этой горной системы в итоге принесло ученым крупные открытия в геологической науке. Капитальный труд Родерика Мурчисона, написанный им в соавторстве с Эдвардом Вернейлем и Александром Кейзерлингом, вышел в Лондоне в 1845 году на английском языке под заголовком «The Geology of Russia in Europe and the Ural Mountains» («Геологическое строение Европейской России и хребта Уральского»). Впоследствии эта работа, имевшая важнейшее значение для развития всей геологической науки нашей страны, была переведена и на русский язык.

В период с осени 1840 года и до начала следующей весны англичане объехали почти весь Пермский край и предгорья Урала. Собрав богатую коллекцию здешних горных пород, Мурчисон определил их возраст – около 300 миллионов лет. Эти отложения оказались моложе, чем силурийские и девонские, и ученый решил назвать поименовать новую геологическую систему пермской – по названию губернии, где он сделал это открытие. Под этим именем геологическая эпоха и вошла в научный обиход.

Об этом крае ученый впоследствии писал так: «Уральские горы, составляющие исполинский оплот на рубеже Европы и Азии и постепенно сливающиеся с обеими, тянутся… от Ледовитого океана на севере, до параллели Оренбурга на юге, проходя через 18 градусов широты». Он впервые сделал вывод о том, что российская горная система представляет собой гигантскую складку земной коры, возникшую как раз в пермское время. А продолжением Уральского хребта, по мнению Мурчисона, является «большой остров, Новая Земля, воздымающийся над северным океаном».

 

В Самарском крае

В начале весны 1841 года, отправившись после зимовки на Урале в западном направлении, экспедиционная группа английского ученого пересекла Бугульминско-Белебеевскую возвышенность, и затем по реке Сок вышла на территорию современной Самарской области. К изучению нашего региона экспедиция приступила в середине мая 1841 года в местах, расположенных неподалеку от нынешнего райцентра Клявлино (в написании того времени - Клевлино).

О северной части края Мурчисон оставил следующие заметки: «Между Бугульмою и Самарою простирается слегка волнообразно изогнутая, безлесная, но плодородная страна… Отсюда к западу известняки сильно развиваются, занимая на значительно протяжении всю страну». Но особенно подробно автор капитального труда описал серные озера, источники и курорт в районе поселка Сергиевск, который он характеризует как «заведение, содержащееся по распоряжению правительства» (рис. 2-6).

Маршрут отряда Мурчисона в этой части пролегал практически по тем же самым местам, по которым за 80 лет до него прошла группа второй физической экспедиции под руководством профессора Берлинского университета Петра Палласа. Неудивительно, что в своих записках английский геолог регулярно ссылается на труды своего немецкого коллеги. Например, приближение Сергиевских серных источников экспедиция почувствовала уже на расстоянии полутора верст по характерному запаху сероводорода. Об этом Мурчисон пишет так: «Как и во времена Палласа, обоняние предварило о близости этого целебного ключа, к которому во время лета, когда мы посетили его, стеклось до 1500 больных».

От Сергиевска экспедиция направилась на юг, пересекая на своем пути реки Сок, Кинель и Самару. В течение мая и июня 1841 года Мурчисон и его группа исследовали Общий Сырт (юго-восток современной Самарской области), после чего в середине июля они посетили уездный центр Самару. Согласно записям ученого, наш город в то время являл собой зримый образ типичного российского захолустья. Он был застроен в основном деревянными одноэтажными домами в центре и трущобными кварталами бедноты на окраинах, имел немощеные песчаные улицы, кое-где прикрытые по краям деревянными тротуарами.

Вот что в связи с этим было сказано о Самаре в «Экономическом примечании к планам генерального межевания»: «Купечество оного города производит торг… большей частию разным хлебом, закупая оный в городе и в окрестных селениях, который отправляют для продажи, на расшивах по Волге реке, вниз до Саратова и Астрахани, а вверх до Казани и Нижнего».

 

Следы глубокой древности

В Самаре экспедиция задержалась всего лишь на день, после чего приступила к исследованиям территории Самарской Луки и Жигулевских гор. Здесь Мурчисон сделал очень важное научное открытие: он первым из ученых обнаружил в Жигулевских горах самые древние в Европейской части страны геологические отложения, относящиеся к каменноугольной геологической системе (возраст - более 300 миллионов лет).

Этот вывод английский профессор сделал после тщательного изучения образцов пород, которые выходят на поверхность во многих местах Самарской Луки, в том числе у подножия Молодецкого и Усинского курганов. В слоях морского происхождения он обнаружил окаменевшие раковины фузулин - одноклеточных простейших организмов, обитавших в древних водоемах. Именно на основании такой находки ученый и сделал вывод о наличии в Жигулях обнажений каменноугольной системы (в 1841 году она именовалась просто «угольной»), о чем в своей книге он оставил такие строки: «Заключая описание угольного известняка северной и центральной России, повторим вновь, что мы почитаем фузулиновый известняк самым верхним членом его…» (рис. 7-14).

За время своих четырехлетних исследований на территории России Мурчисон нашел всего несколько точек, где столь же древние геологические слои выходят на поверхность земли, и он подробно перечислил их в своей книге. В частности, о нашем крае на этот счет ученый оставил следующую запись: «Описываемый известняк покрыт в некоторых местах Самарской Луки, особенно вблизи Усолья, туфу подобным агломератам…» И далее: «…фузулины замечены были… по реке Усе, как только лишь описано».

В целом на основе собранных его экспедицией данных ученый дал очень полную и точную характеристику геологического строения Русской равнины. Упомянутый выше капитальный труд Родерика Мурчисона и его соавторов впоследствии имел важнейшее значение для развития всей геологической науки нашей страны.

Книга Мурчисона и его соавторов впервые показала ученому миру основные геологические структуры Русской платформы. Специалисты считают, что все последующие геолого-географические исследования Европейской России, включая и современные, ничего принципиально нового в работу английских исследователей внести уже не смогли.

Конечно же, и после экспедиции англичан в нашей стране продолжались геологические исследования, но теперь Академия наук стала гораздо больше рассчитывать на отечественные силы и кадры, нежели на иностранные. В частности, во второй половине XIX столетия в России продолжались гипсометрические измерения на местности под общим руководством военного топографа Александра Тилло, который, впрочем, в своей работе во многом использовал труды Мурчисона.

Эти и другие исследования впоследствии позволили геологам-теоретикам предсказать существование крупнейших залежей нефти в каменноугольных и девонских отложениях между Уралом и Волгой (так называемое «Второе Баку»). Как известно, разработка здешних месторождений началась в 30-х годах ХХ века.

 

Глава Королевского географического общества

После возвращения в Англию Родерик Мурчисон был избран президентом Королевского географического обществ в Лондоне. Кроме того, в 1855 году его назначили генеральным директором Геологической службы Соединенного королевства (Geological Survey of G. Britain) и директором Лондонского музея практической геологии. Впоследствии к этим постам добавилась также должность директора Королевской горной школы. Мурчисон также создал кафедру геологии и минералогии в Эдинбургском университете. На всех этих постах он оставался до конца своих дней.

За научные заслуги он удостоился многих отличий и почестей. Родерик Мурчисон был действительным членом Петербургской Академии наук, членом Французского института, доктором honoris causa Эдинбургского, Оксфордского и Кембриджского университетов, членом огромного количества научных обществ Европы и Америки. За свои заслуги в 1846 году он был посвящен в рыцарство, а в 1866 году получил баронетство (рис. 15).

Родерик Импей Мурчисон скончался 22 октября 1871 года в Лондоне, пережив всего на два года свою жену, которой он был во многом обязан своей геологической карьерой.

После его смерти геологическое общество учредило фонд Мурчисона и медаль, ежегодно присуждаемую за выдающиеся работы в области геологии. В честь Мурчисона названы вымерший род брюхоногих моллюсков Murchisonia, широко распространенный в девонских и каменноугольных отложениях, и минерал мурчисонит (разновидность ортоклаза).

В честь Родерика Мурчисона названо не менее 15 географических объектов на Земле и кратер на Луне.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

Беспалый В.Г. 1994. Геологическая среда и человек. Состояние раскрытости геологической среды и ее естественная защищенность. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 36-46.

Виноградов А. 1988. Свидетели далёких эпох. – «Волжский комсомолец», 20 марта 1988 года.

Виноградов А. 1991. Находкам – миллионы лет. – «Волжская заря», 16 мая 1991 года.

Виноградов А.В. 1993. Жили в Заволжье аммониты. – «Волжская заря», 27 января 1993 года.

Виноградов А.В. 1995. Природные эталоны. – Газета «Берегиня», № 6 – 1995, июнь.

Войлошников В.Д. 1979. Геология. Методы реконструкции прошлого Земли. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. М., Просвещение, 272 с.

Горбачев А.М. 1981. Общая геология. Учебник для учащихся средних геологических учебных заведений. М., Высшая школа, 351 с.

Ерофеев В.В. 1985. Страницы каменной книги. – В сб. «Зеленый шум». Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :29-47.

Ерофеев В.В. 1990. Открытие подземных кладовых. – В сб. «Самарский краевед». Историко-краеведческий сборник. (Сост. А.Н. Завальный). Куйбышев. Кн. изд-во, стр. 311-338.

Ерофеев В.В. 2005. Тайны жигулевских подземелий. – В газ. «Волжская коммуна», 27 сентября – 7 октября, №№ 182-190.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Самара, изд-во Самарский дом печати. 168 с., цв. вкл.

Захаров А.С. 1971. Рельеф Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во: 1-86.

Захаров А.С. 1986. Каталог памятников природы Куйбышевской области. Куйбышев: 1-77.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара, Кн. изд-во, 1995. 352 с.

Иванов А.М., Поляков К.В. 1960. Геологическое строение Куйбышевской области. Куйбышев. :1-84.

Лебедев Д.М. 1950. География в России петровских времен. М.-Л. Изд-во АН СССР.

Музафаров В.Г. 1979. Основы геологии. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 160 с.

Нечаев А.Н., Замятин Н.Н. 1913. Геологическое исследование северной части Самарской губернии (области реки Сока и Самарской Луки) – Тр. Геол. ком-та, нов. серия, вып.84. СПб.

Обедиентова Г.В. 1953. Происхождение Жигулевской возвышенности и развитие ее рельефа. – Мат-лы по геоморфологии и палеогеографии СССР. М., изд-во АН СССР: 1-247.

Обедиентова Г.В. 1986. Происхождение природы Жигулей. – Известия Всесоюзного географического общества, т.118, вып.1, :49-58.

Обедиентова Г.В. 1988. Из глубины веков. Геологическая история и природа Жигулей. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-216.

Обедиентова Г.В. 1991. О геологических эталонах и стратотипах Самарской Луки. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 2/91. Самара», стр. 30-39.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям российской империи, ч.1. СПб.

Памятники природы Куйбышевской области. / Составители В.И. Матвеев и М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. 160 с.

Природа Куйбышевской области. Куйбышевоблгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Соколов Н.И. 1937. К вопросу о тектонике Самарской Луки. – Бюллетень Московского общ-ва испытателей природы, т.15 (3), :275-293.

Сокровища волжской природы. Заповедные и памятные места Куйбышевской области. Под ред. А.П. Копылова, В.А. Киселева. Куйб. кн. изд-во. 1972. 134 с.

Тезикова Т.В. 1975. Самарская Лука. Краткая физико-географическая характеристика восточной части. В сб. «Краеведческие записки». Выпуск III. Куйбышев, Куйбышевское книжное изд-во, с. 16-38.

Учайкина И.Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 112 с.


Просмотров: 4356



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности