Овчаров Николай Захарович
Он родился в 1914 году в селе Лобадково Даниловского района Сталинградской (ныне Волгоградской) области (рис. 1).
После окончания школы 15-летним пареньком Николай приехал в город Орджоникидзе (ныне Владикавказ), учился и работал на производстве Закавказского горно-химического треста.
В 1932-1933 годах он работал в строительном тресте в Грозном, в 1933-1937 годах учился в авиационном техникуме в Запорожье, и после его окончания был направлен военпредом по найму на завод № 29 в том же городе. В предвоенный год Овчарова перевели в Днепропетровск на завод № 452 на должность начальника бюро цехового контроля (БЦК).
После начала Великой Отечественной войны 10 января 1942 года завод № 452 был эвакуирован в Куйбышев, где вошёл в состав завода № 24 имени М.В. Фрунзе, ранее эвакуированного из Москвы. До 1943 года Овчаров продолжал возглавлять БЦК, а затем его перевели на должность начальника цеха № 6. В 1946-1948 годах он работал в ОКБ заместителем начальника лаборатории, а в 1951-1959 годах снова был начальником цеха № 6. В 1955 году Овчаров без отрыва от производства окончил Куйбышевский авиационный институт, получив диплом инженера-механика.
В конце 50-х годов на машиностроительном заводе имени М.В. Фрунзе в связи с новыми задачами началось разделение производство, для чего был образован его филиал. Солнечным морозным днём в декабре 1958 года на железнодорожную станцию Задельная приехали три человека, направленные сюда с завода имени М.Ф. Фрунзе, чтобы выбрать место для строительства филиала завода и призаводского посёлка. Одним из них был Николай Захарович Овчаров.
Вскоре среди векового соснового леса началась большая стройка. Здесь в кратчайшие сроки нужно было построить уникальный испытательный комплекс для испытания жидкостных реактивных двигателей, в который вошли сложнейшие инженерные сооружения. На выполнение задания потребовалось меньше двух лет. Начиная с августа 1961 года, именно здесь проходили испытания всех серийных двигателей советских космических ракет.
Одновременно шло строительство призаводского поселка. Вначале здесь появились бараки, в которых размещались строительные бригады, позже были воздвигнуты коттеджи, а также отдельный противопожарный пост 29-й ВПЧ. В 1959-1960 годах в поселке были построены первые пять четырёхэтажных жилых домов с видом на Волгу. И в 1960 году по решению Куйбышевского облисполкома этот строящийся поселок получил официальное название Прибрежный. В честь работников моторостроительного завода одна из его улиц была названа улицей Мотористов.
Первым директором филиала завода имени М.В. Фрунзе (впоследствии Винтайский машиностроительный завод) стал Николай Захарович Овчаров. Обычный деревенский парень через много лет стал высоко профессиональным организатором испытаний самой передовой в мире ракетной техники. Его современники отмечали, что он был человеком прекрасной души, высокого профессионализма, патриотом своего дела, но, пожалуй, главная из черт его характера - доброта и чуткое отношение к людям, с которыми он жил и работал.
Николай Захарович Овчаров скончался в 1978 году. За годы трудовой деятельности он был награждён двумя орденами «Знак Почета» (1944, 1957), орденом Октябрьской Революции (1971) и медалями. Его работу в создании не только заводского филиала, но и самого посёлка Прибрежный трудно переоценить. В знак особой признательности его заслуг по ходатайству администрации Винтайского машиностроительного завода решением горисполкома от 3 августа 2005 года бывшая улицы Мотористов в посёлке Прибрежный была переименована в улицу Овчарова. На доме № 12 на этой улице ныне установлена мемориальная доска в память о Николае Захаровиче.
С большим уважением и теплотой вспоминают об Н.З. Овчарове люди, работавшие с ним, под его началом.
В.Н. Пикуль, бывший в течение семи лет техническим руководителем серийного производства ракетных двигателей для лунной программы и более пяти лет проработавший главным инженером Винтайского машиностроительного завода (ВМЗ), отмечает организаторский талант, мужицкую хватку, напористость Овчарова, его умение поддержать новое, стремление к рационализаторству, опору на молодежь: «Энтузиаст. Талантливый человек он был. Вместе с тем сложная личность… Оригинальная…»
А.И. Ильин — ветеран завода, моторист цеха № 6 вспоминает: «Овчаров хорошим был начальником цеха. Понимал рабочих… И рабочие его уважали очень».
Б.И. Губертов — бывший расчетчик цеха № 6, а впоследствии - директор ВМЗ, отмечает авторитет Овчарова, и вспоминает: «Он любил дачу… А на территории завода заложил большой яблоневый сад…»
А первый заместитель Генерального директора ОАО «Моторостроитель» А.П. Анненков так отзывается об Н.З. Овчарове: «Это лучший человек, которого я встречал в своей жизни. Он называл меня сынком…».
А.М. Липатова.
Литература
150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.
Голованов Я.К. 1994. Королев: факты и мифы. М., Наука. :1-800.
Голованов Я.К. 2001. Заметки вашего современника. Т.3. 1983-2000. М., Изд-во «Доброе слово».
Дмитрий Ильич Козлов. Генеральный конструктор. Самара, ООО Художественно-производственное предприятие «ИФА-Пресс». 1999.
Ерофеев В.В. 2006. Генерал космической верфи. – В газ. «Волжская коммуна», 2006 год, №№ 51, 137, 142, 147, 152, 157, 162, 167, 172, 177, 182, 187, 192, 197, 202, 210.
Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Конструктор космической верфи (Самара космическая. Дмитрий Ильич Козлов и его соратники). Самара, изд-во «Офорт», 2007 год. 308 с., цв. вкл. 16 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2009. Конструктор космической верфи (Самара космическая. Дмитрий Ильич Козлов и его соратники). Самара, изд-во «Офорт», 2009 год. 308 с., цв. вкл. 16 с.
Космонавтика. Маленькая энциклопедия. Гл. редактор В.П. Глушко. 2-е изд., доп. М., «Сов. энциклопедия», 1970. : 1-592.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.
Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.
Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.
Первушин А. 2004. Битва за звезды. М., ООО «Издательства АСТ». :1-831.
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. Гл. ред. Ю.Л. Семенов. 1996.
Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.
Тагирова Н.Ф. 2002. Итоги индустриального развития Самарской губернии за сто лет. – В сб. «Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты». Сборник статей и материалов II международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (11-14 июня 2002 года). Под общей ред. Э.А. Куруленко. Самара. (Адм-ция Самарской обл., департамент культуры). :174-182.
Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.
Центральное специализированное конструкторское бюро. Самара, изд-во «Агни». 1999.
Черток Б.Е. 1999. Ракеты и люди. М, Машиностроение.
Просмотров: 1636