Островский Александр Николаевич
Его по праву считают одним из величайших русских драматургов всех времён. Именно благодаря его таланту мы теперь во всех деталях знаем жизнь и быт Москвы середины и конца XIX века, когда в стране и в обществе постепенно разрушался старый, крепостной уклад бытия и зарождался новый, капиталистический. А современные театральные критики считают, что самые лучшие пьесы Александра Николаевича Островского в наши дни по-прежнему остаются актуальными и жизненными потому, что сейчас Россия, как и 150 лет назад, также переживает переходный период в своей истории (рис. 1).
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли в младенчестве).
Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.
Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845 году).
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».
Самара в это время была классическим купеческим городом, но, в отличие от Москвы, гораздо более захолустным. Впервые А.Н. Островский приехал сюда зимой 1848 года. В это время он еще служил в Московском коммерческом суде и в Самару прибыл в качестве «дельца», над чем он и его спутник Е.Н. Эдельсон1 немало смеялись. «Дело» Островского заключалось в поручении одной московской дамы — ликвидировать недоразумения с ее самарскими родственниками.
В Самаре Островский пробыл несколько недель. Жил он в доме родителей Е.Н.. Эдельсона. Как выполнил Островский свое деловое поручение, неизвестно, но по воспоминаниям В.3. Головиной-Ворониной2 мы знаем кое-что о самарской жизни великого драматурга.
Ко времени своего приезда в Самару А. Н. Островский уже начал литературную деятельность. В 1847 году в газете «Московский городской листок» появились его первые произведения: «Несостоятельный должник» (сцены из комедии), «Картины семейного счастья» и «Записки замоскворецкого жителя». Вскоре были напечатаны пьесы «Утро молодого человека» и «Неожиданный случай». Но главным образом Островский в эти годы занимался обработкой начатой комедии «Несостоятельный должник», переименованной в «Банкрота», а затем — в «Свои люди—сочтемся». Москва узнала о ней из чтения самого автора. Читал Островский прекрасно, его приглашали нарасхват, и имя писателя быстро сделалось известным.
О шумном литературном успехе Островского знали, несомненно, и наиболее культурные семьи Самары, к числу которых принадлежала семья Головиных, находившаяся в приятельских отношениях с Эдельсоном.
Вот почему при первом же появлении А. Н. Островского в доме Головиных, куда не замедлил ввести его Эдельсон, писателя попросили «почитать».
Головина-Воронина так описывает чтение комедии Островским:
«Как теперь вижу, как все это происходило. Все сели вокруг стола… Островский развернул рукопись, пригладил ее рукой, поправил правые уголки листиков, чтобы легче было перевертывать, прочитал действующие лица с небольшими комментариями и начал читать своего «Банкрота»… Читал он, как и говорил, несколько в нос, но это сейчас же забывалось, потому что читал он превосходно… Окончив первый акт, он медленно поднял глаза, слегка взглянул на всех, и даже без словесных похвал, которые поднялись около него, увидал, что совершенно покорил своих слушателей; Когда впоследствии он несколько раз читал у нас «Банкрота» при самой разнохарактерной публике,— такова была сила его таланта, а также и мастерского чтения, что он всех без исключения захватывал и порабощал»3.
Головина зарисовала и внешний облик Островского: «Бледный, высокий, тонкий, с большим лбом и совсем прямыми белокурыми волосами… больше молчал и казался очень застенчивым и незанимательным, хотя смотрел на нас как-то не совсем просто».
Дальнейшему сближению А. Н. Островского с Головиными и некоторыми другими самарскими семьями помогла музыка. Драматург очень любил пение и сам обладал недурным голосом.
Головина вспоминает, что Островский «очень недурно пел; я умела аккомпанировать, у нас нашлись знакомые ему романсы, и он никогда не отказывался петь, когда его просили… Мне тогда казалось, что ему больше правятся его успехи как исполнителя некоторых тогдашних романсов, чем как автора»4.
Литературно-музыкальные успехи быстро создали Островскому известность и сделали его любимцем общества.
Когда Островский и Эдельсон уезжали из Самары, то многочисленные знакомые провожали их за Волгу до села Рождествена5.
Островский написал Головиным из Москвы письмо, в котором благодарил их за гостеприимство. Через три года он вспомнил Самару и прислал одной из Головиных экземпляр «Бедной невесты» с надписью: «Надежде Захаровне Ворониной от виновного, но способного к исправлению автора»6.
В конце 40-х годов Самара стала крупным экономическим центром, явно перераставшим рамки уездного города. Носились слухи о создании Самарской губернии. Все больше начинала чувствоваться роль миллионеров купцов-«пшеничников».
Для начинающего драматурга, каким был в это время Островский, несомненное значение имели его встречи с представителями местного купечества, наблюдения над их жизнью. Торговая провинция впервые предстала перед Островским в Самаре.
Второй раз А. Н. Островский попал в Самару летом 1865 года, когда совершал последнее длительное путешествие по Волге.
Островский любил Волгу. С молодых лет он привык проводить лето на ее берегах, в имении отца. В дневниках Островский не раз с восторгом описывал свои впечатления, от которых веет широким волжским простором и глубокой любовью к родному народу.
В 1856 году писатель внимательно изучил Верхнее Поволжье, собрал богатейший материал о жизни и быте волжского трудового люда.
Волга оказала сильное влияние на развитие творческой жизни знаменитого драматурга. Очерк «Волжские бурлаки», пьесы «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода» «Сон на Волге», «Гроза» навеяны Волгой.
Я в темну ночь над Волгой думу думал
И с соловьями речи говорил,—
эти слова героя из пьесы «Воевода» звучат несомненно автобиографически.
Впечатления и мысли, рожденные великой рекой, писатель использовал и во многих других произведениях, например, в комедии «На бойком месте».
Конец 50-х и начало 60-х годов — период большой напряженной творческой работы Островского с неизбежными в то время театральными дрязгами, хлопотами и волнениями, осложненными еще и неустройством личной жизни. Требовался отдых, отвлечение от московской обстановки.
И Островский едет на Волгу.
Путешествие началось в конце мая. Из Нижнего Новгорода с Островским ехали неизменный друг И.Ф. Горбунов7 и С.В. Максимов8. Лето стояло холодное, дождливое, но погода мало смущала путешественников. Веселил неистощимо остроумный Горбунов, много разнообразия вносили интересные попутные встречи. Островский скоро обрел душевное равновесие и не отставал от друзей в веселье, юморе и остроумии. Об этом свидетельствуют письма Островского, в которых нашли отражение дорожные впечатления.
«Плывя от Казани вниз, — писал Островский, — я дивился тому, с какой премудростью устроено все в природе: чем дальше на юг, тем холоднее… Из Симбирска мы вам писали, а из Самары и рады бы написать, да нечего, — город большой, купеческой, жизнь благочестивая, семейная, без удовольствий (нравы жестокие), необразование полное, — кумысные заведения Аннаева и Постникова не процветают, больных мало, — больше всех пьет кумысу здоровый Рассказов9. Труппа артистов под управлением Медведева10 собирается на Сергиевские воды и теперь без дела, т.е. без дела только актеры, а актрисы кое-чем занимаются и довольно усердно, но выгоды имеют малые» (рис. 2-7).
В Самаре Островский пробыл несколько дней, вращаясь в артистической среде, где у него нашлись хорошие знакомые, как Рассказов, Медведев. Их откровенные разговоры о быте и жизни местных актеров, собственные наблюдения дали драматургу новый материал о положении провинциальных артистов, — тема, которая в это время уже серьезно занимала Островского.
Сообщая в шутливой форме дорожные впечатления, писатель вместе с тем остро подмечал общественные язвы и возмущался ими.
Так, он писал: «Слова песни «Под Самарою разбойнички шалят» не совсем справедливы: разбойников теперь нет, нельзя, век прогресса, теперь поборы с судов производятся инженерами водяной коммуникации, а не разбойниками, все-таки шаг вперед; не знаю, выгоднее ли стало судохозяевам, да мало ли чего! Что на них смотреть. Разбойник — мужик необразованной, у него и потребности незначительные, оттого он и брал меньше, а офицер дело другое, он и шампанское пьет и французские перчатки носит»11.
По Волге Островский спустился до Саратова, откуда 8 июня 1865 года выехал обратно вверх по Волге.
«Теперь подъезжаем к Самаре, — сообщал Островский, — вечер восхитительный, хотя и свежо. В Самаре сел на пароход Рассказов».
Впечатления и материалы, собранные Островским во время этой поездки, были использованы им в пьесах «Лес», и «Таланты и поклонники».
В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.
2 (по новому стилю 14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери — 2400 рублей в год (рис. 8, 9).
Впоследствии в семейном некрополе были похоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.
После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
При подготовке данной публикации были использованы материалы книги: К.А. Селиванов. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство, 1953 год.
1 Евгений Николаевич Эдельсон (1824—1868) — критик и переводчик. Островский познакомился с Эдельсоном в 1846 году. Эдельсон много содействовал поездке Островского в Самару.
2 «Мое знакомство с А.Н. Островским», «Исторический вестник», 1911, т. VII.
3 «Исторический вестник», 1911, т. VII, стр. 127—428.
4 «Исторический вестник», 1911, т. VII, стр. 129.
5 Село на правом берегу Волги, против Самары.
6 «Исторический вестник», 1911, т. VII, стр. 130.
7 Иван Федорович Горбунов (1831 —1895) — блестящий рассказчик, актер, автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства. Сын крепостного, он в 50-х годах сблизился и на долгие годы стал другом Островского. Театралы-самарцы очень хорошо знали Горбунова. Последний раз Горбунов был в Самаре в июне 1887 года вместе с писателем В. А. Тихоновым (1857—1914). В день приезда вечером Горбунов пошел в Струковский сад. Не успел показаться, как послышались возгласы: «А ведь это Горбунов! Смотрите, вот Горбунов! Горбунов приехал!» («Исторический вестник», 1889, т. I, стр. 132).
Выступления Горбунова прошли блестяще. Выдающийся мастер театра и автор коротких рассказов пробыл в Самаре более недели.
8 Максимов Сергей Васильевич — беллетрист-этнограф.
9 А. А. Рассказов (1831 —1902) — видный провинциальный антрепренер, впоследствии актер Малого театра. В Самаре Рассказов держал антрепризу несколько сезонов, в частности 1865— 1870 гг.
10 П.М. Медведев (1837—1906) — талантливый актер и известный антрепренер.
11 «Ежегодник императорских театров», 1910, вып. 6, стр. 39-40.
По данным Википедии
Пьесы А.Н. Островского
«Семейная картина» (1847) текст
«Свои люди — сочтёмся» (1849) текст
«Неожиданный случай» (1850) текст
«Утро молодого человека» (1850) текст
«Бедная невеста» (1851) текст
«Не в свои сани не садись» (1852) текст
«Бедность не порок» (1853) текст
«Не так живи, как хочется» (1854) текст
«В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.[14]
«Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е.Н. Васильевой.
«Праздничный сон до обеда» (1857) текст
«Не сошлись характерами» (1858) текст
«Воспитанница» (1859) текст
«Гроза» (1859) текст
«Старый друг лучше новых двух» (1860) текст
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) текст
«Женитьба Бальзаминова» (1861) текст
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866) текст
«Тяжёлые дни» (1863) текст
«Грех да беда на кого не живёт» (1863) текст
«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885) текст
«Шутники» (1864) текст
«На бойком месте» (1865) текст
«Пучина» (1866) текст
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) текст
«Тушино» (1866) текст
«Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С.А. Гедеоновым) (1867) текст
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868) текст
«Горячее сердце» (1869) текст
«Бешеные деньги» (1870) текст
«Лес» (1870) текст
«Не всё коту масленица» (1871) текст
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст 10 декабря 1872 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
«Комик XVII столетия» (1873) текст
«Снегурочка» (1873) текст. В 1881 году состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра
«Поздняя любовь» (1874) текст 22 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
«Трудовой хлеб» (1874) текст 28 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
«Волки и овцы» (1875) текст
«Богатые невесты» (1876) текст 30 ноября 1876 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст 18 ноября 1877 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
«Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым текст
«Последняя жертва» (1878)текст 8 ноября 1878 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля
«Бесприданница» (1878) текст 10 ноября 1878 состоялось первое представление драмы в Малом театре в бенефис Музиля.
«Добрый барин» (1879)
«Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
«Сердце не камень» (1880) текст
«Невольницы» (1881) текст
«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф.А. Бурдина.
«Без вины виноватые» (1881—1883) текст
«Таланты и поклонники» (1882) текст
«Красавец мужчина» (1883) текст
«Не от мира сего» (1885) текст
Экранизации произведений А.Н. Островского
1911 — Василиса Мелентьева
1911 — На бойком месте (фильм, 1911)
1916 — Без вины виноватые
1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге)
1934 — Гроза
1936 — Бесприданница
1945 — Без вины виноватые
1951 — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
1952 — Волки и овцы (телеспектакль)
1952 — На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
1952 — Снегурочка (мультфильм)
1953 — Горячее сердце (фильм-спектакль)
1955 — На бойком месте (фильм-спектакль)
1955 — Таланты и поклонники (фильм-спектакль)
1958 — Пучина (телефильм, экранизация спектакля Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина).
1964 — Женитьба Бальзаминова
1968 — Снегурочка
1971 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль)
1971 — Весенняя сказка (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
1971 — Таланты и поклонники (телеспектакль)
1973 — Таланты и поклонники
1975 — Последняя жертва
1978 — Красавец-мужчина
1980 — Лес
1981 — Бешеные деньги
1981 — Вакансия — фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место»)
1983 — Поздняя любовь
1984 — Жестокий романс (по мотивам пьесы «Бесприданница»)
1985 — После дождичка в четверг (фильм-сказка)
1989 — Сердце не камень
1998 — На бойком месте
2001 — Дикарка
2005 — Анна (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
2006 — Снегурочка (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
2008 — Без вины виноватые
2008 — Русские деньги (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
2008 — Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
2009 — Банкрот (по мотивам пьесы «Свои люди — сочтёмся»)
2011 — Бесприданница
Просмотров: 8155